Найти в Дзене

Вспоминаем трамвай в Твери. Некогда могучая сеть с печальным концом

Оглавление

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и читатели канала "Колесо Транспортного обозрения"!

Очередная статья рубрики "Из воспоминаний". Напомню, что предыдущая публикация посвящена эпохе легендарных автобусов "ЛиАЗ-677" в городе Арзамас Нижегородской области, кому интересно - вот ссылочка.

В августе 2014 года, автор канала впервые побывал в Твери. Транспортная система города состояла из двух видов транспорта - автомобильного (частных маршруток и редких муниципальных автобусов) и электрического (троллейбусов и трамваев).

Трамвай на тот момент чувствовал себя, мягко говоря, не очень хорошо. Буквально за несколько дней до моего визита закрылось движение по маршруту №6 в деревню Старая Константиновка. Спустя 4 года, в ноябре 2018-го, трамвайная система Твери и вовсе прекратила существование.

Сегодня представляю фотографии Тверских трамваев, сделанных в ходе поездки 9-летней давности.

Тверь, кольцо "Автовокзал". Вагоны Татра Т6 и КТМ-8К. 2014 год.
Тверь, кольцо "Автовокзал". Вагоны Татра Т6 и КТМ-8К. 2014 год.

Добавлю, что Тверь окончательно лишилась городского электротранспорта в апреле 2020, когда перестали ходить троллейбусы. Была внедрена так называемая "новая модель" перевозок, в рамках которой запустили голубые автобусы с валидаторами.

Троллейбусы в Твери курсировали с 1967 по 2020 год.
Троллейбусы в Твери курсировали с 1967 по 2020 год.

История Тверского трамвая началась в далёком 1901 году линией от Восьмиугольной площади (площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 километра.

Трамвай Татра Т3 на Тверском проспекте. 2014 год.
Трамвай Татра Т3 на Тверском проспекте. 2014 год.

В 1934 году вблизи площади Капошвара возвели Трамвайное депо №1 (вместо сгоревшего годом ранее). Вагоны из первого депо выпускались до 1 октября 2010 года. Второе депо, из которого и осуществлялся выпуск вагонов вплоть до закрытия системы, построено в 1976 году в микрорайоне Соминка.

Тверской проспект. Трамвай Татра Т3 на маршруте №10 ДСК-Бульвар Цанова. 2014 год.
Тверской проспект. Трамвай Татра Т3 на маршруте №10 ДСК-Бульвар Цанова. 2014 год.

В советский период трамвайная сеть города Калинин стремительно развивалась. Трамваи курсировали в большинстве районов города. Последний участок открыт в 1990 году - от Бульвара Цанова до микрорайона Южный. Также отмечу, что трамвайное движение осуществлялось по двум мостам: Новому с 1956 года и Восточному с 1981 года.

Кольцо "Автовокзал". Трамвай КТМ-8К на маршруте №11 Автовокзал-улица Кольцевая. 2014 год.
Кольцо "Автовокзал". Трамвай КТМ-8К на маршруте №11 Автовокзал-улица Кольцевая. 2014 год.

Пик Тверского трамвая пришёлся на начало 90-ых годов прошлого века. Тогда на балансе числилось 248 линейных вагонов, работало 18 маршрутов.

Трамвай КТМ-8К на Тверском проспекте. 2014 год.
Трамвай КТМ-8К на Тверском проспекте. 2014 год.
Быстрый рост коммерческого транспорта в Твери способствовал ослаблению позиций трамвая. Система начала медленно "затухать".

Жалкое зрелище из себя представлял подвижной состав. Кажется в Твери была собрана вся коллекция вагонов из прошлого столетия: чешские Татры Т3 и Т6, и вагоны Усть-Катавского производства КТМ-5 и КТМ-8К.

Улица Коминтерна. Трамвай Татра Т6 на маршруте №5 Автовокзал-ДСК. 2014 год.
Улица Коминтерна. Трамвай Татра Т6 на маршруте №5 Автовокзал-ДСК. 2014 год.

2000-ые годы ознаменовались многочисленными закрытиями линий, и, как следствие, большинства маршрутов.

Трамвай КТМ-8К на маршруте №11. 2014 год.
Трамвай КТМ-8К на маршруте №11. 2014 год.
  • Движение по Восточному мосту через Волгу закрыли 1 июня 2004 года, а пять лет спустя трамваи перестали ходить до посëлка Мигалово, микрорайона Южный и комбината "Искож".
  • В декабре 2011 года окончательно закрыто трамвайное депо №1.
Трамвай КТМ-5 на маршруте №11. Поворот с проспекта Чайковского на улицу Коминтерна. 2014 год.
Трамвай КТМ-5 на маршруте №11. Поворот с проспекта Чайковского на улицу Коминтерна. 2014 год.

По состоянию на август 2014 года в Твери действовало всего 5 маршрутов трамвая (5, 10, 11, 13, 14).

Трамвай Татра Т3 на маршруте №5. 2014 год.
Трамвай Татра Т3 на маршруте №5. 2014 год.

Отдельно хочется сказать про путевое хозяйство. Трамвайные пути с советских времён, разумеется, не ремонтировались. Ужасное состояние путей не позволяло трамваю конкурировать с другими видами транспорта. В конце концов в августе 2015 года вся трамвайная система Твери закрылась на ремонт до конца октября.

Трамвайная линия на улице Дарвина. 2014 год.
Трамвайная линия на улице Дарвина. 2014 год.

"Новая жизнь" Тверского трамвая выдалась недолгой. Удалось наладить работу только одного маршрута №5 ДСК-Автовокзал (ещё с конца декабря 2015 по конец марта 2016 работал маршрут №14 Автовокзал-Пролетарка).

  • Произошло знаменательное событие - наконец-то обновили подвижной состав 8 вагонами 71-911 "CityStar". Вдобавок из Москвы передали 9 вагонов КТМ-8КМ.
  • Из "родных" трамваев остались в строю лишь несколько Татр Т3, которые прошли капитальный ремонт. Остальные старые вагоны отстранили.
Маршрут №5 стал последним в истории Тверского трамвая. На снимке вагон Татра Т6. 2014 год.
Маршрут №5 стал последним в истории Тверского трамвая. На снимке вагон Татра Т6. 2014 год.
  • В 2017 году проводился ещё один небольшой ремонт путей на проспекте Чайковского, трамвай из-за этого вновь не работал.
  • С 15 ноября 2018 года, под предлогом сильного износа путей на участке проспект Чайковского - улица Коминтерна, трамвайное движение в Твери было полностью закрыто.
Трамвайные пути на улице Коминтерна. 2014 год. Ремонт этого участка не производился.
Трамвайные пути на улице Коминтерна. 2014 год. Ремонт этого участка не производился.

Огромный потенциал трамвая, к сожалению, быстро растратился. Думается, произошло это по причине того, что систему не смогли как следует поддержать:

  • Трамвайный парк своевременно не обновили
  • Пути отремонтировали лишь на некоторых участках сети
  • Вложений в обновление остальной инфраструктуры так и не случилось
Трамвай КТМ-8К на кольце "Автовокзал". 2014 год.
Трамвай КТМ-8К на кольце "Автовокзал". 2014 год.

Как итог - в современной Твери места трамваю не нашлось. Но кто знает, может он ещё вернётся, правда восстанавливать систему придётся с чистого листа.

Городской транспорт Твери сейчас целиком состоит из голубых автобусов перевозчика "Транспорт Верхневолжья".
Городской транспорт Твери сейчас целиком состоит из голубых автобусов перевозчика "Транспорт Верхневолжья".

На сегодня у меня всё! Всем большое спасибо за внимание!

  • Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
  • Все фотографии, опубликованные в данной статье, сделаны автором канала. Любое использование материалов допускается только с указанием источника.

Читайте другие публикации на канале: