Здравствуйте, дорогие друзья!
Продолжим потихоньку и разбирать обширную сферу проблем с контрагентами. По этой теме можно диссертацию писать. Но мы с вами будем рассматривать основные и ключевые моменты.
Напоминаю, если у Вас появился вопрос, Вы всегда можете написать мне его лично.
Важно знать, как проверять контрагентов, чтобы при взаимодействии с ними не столкнуться с серьезными проблемами. Например, у подрядчика, с которым вы заключили договор, может не быть активов или он находится в реестре недобросовестных контрагентов, имеет проблемы с налоговой и т.д. Если у лица, имеющего обязательства перед вами, заблокированы все счета, то вы рискуете не получить услуги, товары и пр., указанные в договоре. Поэтому перед заключением любого договора нужно для начала проверить подрядчика или поставщика не только на сайте налоговой инспекции, а на всех доступных ресурсах.
Возможные проблемы при работе с контрагентами
Наиболее серьезная проблема при работе с контрагентами это даже не потеря денег, а риск попасть под уголовное преследование. Сделка с недобросовестным подрядчиком может в некоторых случаях привести к возбуждению против Вас дела о мошенничестве, незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности (да, да, именно по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» часто возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей, которые занимаются «обналичиванием» денежных средств). В этом случае речь идет о ситуации, где ваш контрагент «жестко обналичивает» денежные средства, но при этом параллельно ведет и нормальную хозяйственную деятельность. Если такой партнер попал «на прицел» правоохранительных органов, то как минимум, вызова на допрос Вам не избежать. Поскольку «обналом» редко кто занимается в одиночку, то к статье 172 УК РФ часто добавляется статья 210 УК РФ, которая предусматривает ответственность за создание преступного сообщества. Наказание за такое преступление может достигать двадцати лет лишения свободы (не пугайтесь, чтобы получить такой срок, нужно ну очень долго и масштабно игнорировать закон).
Началу уголовного преследования может послужить намеренное нарушение договорных обязательств (статья 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»).
Также уголовные риски возникают при неуплате организацией налогов, но, уверена, про статью 199 УК РФ знает каждый предприниматель.
Связавшись с компанией, которая находится на грани банкротства, вы рискуете потерять дополнительные деньги, так как контрагент не сможет исполнять свои, в том числе и гарантийные, обязательства.
При проверке налоговая инспекция может установить недобросовестность контрагента и доначислить организации налоги, пени, штрафы. Т.е. ИФНС может лишить компанию вычета по НДС, если решит, что она заключила договор с подрядчиком с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Отключение дистанционного банковского обслуживания — еще одна проблема, возникающая при сотрудничестве с сомнительным контрагентом. Банки могут прийти к выводу, что вы заключили договор с компанией с целью обналичивания денег или их отмывания. Восстановить доступ к своим счетам часто занимает длительное время.
В соответствии со 115-ФЗ (это закон, который противодействует финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путём), который обязывает банки применять внутренний контроль, чтобы обезопасить бизнес клиентов от возможных рисков, например, работы с ненадёжными контрагентами. Сроки, в течение которых допускается ограничивать расходные операции по 115-ФЗ:
- до пяти рабочих дней – может ограничить сам банк;
- до 30 суток – на основании постановления Росфинмониторинга;
- до отмены решения – по решению суда на основании заявления Росфинмониторинга.
Но в жизни ситуация у бизнесменов несколько другая, кто сталкивался – знает.
Что превентивно предпринять, чтобы не заблокировали счет
- Если банк запросил пояснения или документы — это нормально, как можно скорее предоставьте документы, договоры, обоснование сделки и пр.
- Не нужно сразу бежать, писать, звонить в Межгалактическую Прокуратуру, Администрацию Президента и Международный уголовный суд (МУС), часто проблема разрешается на уровне банка.
- Если не успели вовремя прислать документы, пришлите то, что можете и при первой возможности нужно дослать все, что запрашивал банк.
- Выясняйте причины недовольства банка, исправляйте ошибки в документах, в случае их обнаружения.
- Проверьте изменения ОКВЭД, если что-то изменилось — сообщите банку.
- Правильно подбирайте контрагентов, часто претензии именно к ним, а по Вашему бизнесу «бьет рикошетом».
- Генеральный директор должен быть всегда на связи, понимать, что он говорит и быть в опрятной (как минимум одежде). В противном случае все контролирующие органы могут прийти к выводу, что генеральный директор «номинал».
- Если решили открыть счет в другом банке, не бросайте на произвол судьбы негативную ситуацию в предыдущем банке. Пусть через время, но сделайте все, чтобы разрешить ее благополучно и предстать пред банком в «белых одеждах».
Если беспокоитесь, что не справитесь с этой задачей, то обратитесь к адвокату.
Возврат денег
К примеру, вы предоставили клиенту услугу или отправили товар, а он не платит. Разберем досудебное урегулирование этой проблемы. Это применимо в случае, когда удается достичь договоренности с должником. Важно фиксировать условия разрешения конфликта в письменном виде. Нужно застраховать себя на случай, если клиент не заплатит. Для этого надо собрать следующие документы, с которыми вы сможете прийти в суд:
- договор;
- товарная накладная (УПД);
- акт выполненных работ;
- акт выполненных услуг;
- экспедиторские документы;
- акт сверки расчетов;
- претензии;
- вся деловая переписка (в том числе в мессенджерах);
Вышеперечисленные документы (где это уместно) должны быть подписаны генеральным директором должника и удостоверены печатью организации. Подписать акты может другое лицо по доверенности выданной директором, но с обязательным приложением оригинала доверенности. Если упустить этот нюанс, то клиент может уйти от ответственности, опровергнув факт приема товара. Еще до суда обратитесь к должнику с просьбой подписать акт сверки расчетов. Получив его подпись, у вас будет доказательство того, что контрагент не оспаривает свой долг.
Перечень может быть изменен в зависимости от специфики вашего бизнеса. Например, если вы занимаетесь поставками, то прикладываете накладную; при оказании услуг потребуется акт выполненных работ. Не лишним будет подготовить иные доказательства. К ним можно отнести электронную переписку с контрагентом, листы отработанного времени, журналы учета и т.д.
Подробнее о возврате долга для юридических лиц читайте в моей статье: "Деньги в ловушке".
Любая документация, подтверждающая ваше взаимодействие с должником, пригодится. Чем грамотнее будут оформлены документы, тем выше ваши шансы в суде. Поэтому важно обратиться за помощью к грамотному адвокату или юристу. В каком-нибудь бланке может отсутствовать подпись или он некорректно оформлен. Такие недочеты могут легко привести к отрицательному результату для истца в суде. Рекомендовано еще на этапе заключения договора получить помощь компетентного юриста, чтобы избежать будущих проблем.
Письменная претензия
Собрав и правильно оформив всю доказательную базу, надо приступить к составлению письменной претензии. Ее необходимо направить клиенту, так как это обязательное требование закона, предшествующее подаче искового заявления в суд. Если вы не отправите такое письмо, то суд никаких документов у вас не примет. В претензии следует перечислить все требования к контрагенту и вследствие чего они возникли, потребовать исполнения всех обязательств, для чего в претензии можно указать срок для их исполнения. Если текст не очень большой, то я люблю направлять претензии, не выходя из дома через телеграф Почты России. Дороже, но удобнее.
Желательно получить от клиента ответ, в котором он подтверждает задолженность. Также надо указать срок, в течение которого компания должна Вам ответить. По истечению этого времени вы можете обратиться в суд. При судебном разбирательстве потребуются следующие документы:
- уведомление о получении должником копии иска;
- чек об оплате госпошлины (платежное поручение);
- копии договоров, актов, накладных, подтверждающих, что ответчик вам должен денежные средства;
- копия вашего свидетельства о регистрации ИП или юридического лица;
- копия устава;
-копия приказа о назначении генерального директора;
- доверенность;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- письменная претензия с подтверждением ее получения должником;
- документы, подтверждающие попытки применения сторон.
Исковое заявление рассматривается в арбитражном суде по месту нахождения контрагента. Стороны могут сами указать в договоре, в какой суд им удобнее обратиться (договорная подсудность).
По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться ко мне за консультацией по номеру телефона или мессенджеру, указанному в профиле канала.
☎️ Номер телефона для записи: 8 903 792 10 98
Подписывайтесь на мой Telegram канал по ссылке.