Найти в Дзене

От Мельникова до "РЖД"

Оглавление

Рассказываем об истории управления железными дорогами в России

Министерство путей сообщения Российской империи появилось в 1865 году в результате Указа Александра II. К этому времени в стране уже были построены Николаевская, Петербурго-Варшавская и Московско-Нижегородская магистрали.

Здание Главного управления путей сообщения, набережная р. Фонтанки, 117. Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43398509
Здание Главного управления путей сообщения, набережная р. Фонтанки, 117. Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43398509

Активная стройка

Темпы возведения железных дорог росли. Под управлением первого министра П. П. Мельникова в МПС разработали целую программу развития магистралей. Благодаря этим решениям, уже к 1871-му в стране появилось свыше 8 тысяч километров путей. К рубежу столетий их длина выросла до 44,9 тысячи километров, строился Транссиб, а в 1913-м по стране тянулось уже 58,5 тысячи километров рельсов. В итоге к 1916 году по протяжённости железных дорог нашу страну обгоняли только США.

Павел Петрович Мельников, первый министр путей сообщения Российской империи
Павел Петрович Мельников, первый министр путей сообщения Российской империи

Проблемы и восстановление

В ноябре 1917-го появился новый орган для управления транспортом — Народный комиссариат путей сообщения РСФСР, который просуществовал до 1923 года, после чего стал называться Народным комиссариатом путей сообщения СССР. Во время Первой мировой и Гражданской войн магистрали сильно пострадали, восстановить их получилось лишь к 1928 году.

В 1932-м железные дороги страны решили серьёзно реконструировать: уложить более тяжёлые рельсы, использовать щебёнку для верхней части путей, производить мощные паровозы… Продолжалось и строительство: к 1940-му длина дорог уже составляла 106,1 тысячи километров.

-3

Новые разрушения и модернизация

Всё изменила Великая Отечественная война. Во время неё была разрушена значительная часть путей, утеряно огромное количество локомотивов и вагонов. Несмотря на это, железнодорожники на протяжении всех военных лет доставляли людей и грузы на фронт.

Восстановлением магистралей занималось уже Министерство путей сообщения СССР — новый орган, созданный в 1946 году. Затем ведомство предложило программу развития и преобразования, которая предполагала дальнейшую электрификацию, внедрение тепловозов, реконструкцию профильных заводов и другие действия. Программа оказалась успешной: к 1975-му железные дороги стали длиннее на 17,6 тысячи километров, а перевозки выросли втрое.

Васильев Кирилл Сергеевич (Kirill S. Vasilyev). Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=114539619
Васильев Кирилл Сергеевич (Kirill S. Vasilyev). Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=114539619

Другая страна — другое управление

Следующий план развития Министерство предложило в 1982 году, а затем — в 1991-м. Но в стране наступили очередные перемены, и в 1992 году МПС СССР закрыли.

Вместо него заработало Министерство путей сообщения Российской Федерации. В 2003-м на его базе было создано ОАО "РЖД", принявшее на себя функции управления железнодорожным транспортом. МПС РФ существовало до 2004 года, после чего было упразднено.

-5