Найти в Дзене
LiterMort

Rockcellos — цирк мятежных седалищных бугров, а Simple Music Ensemble — симфоническая рок-музыка?

Здравствуйте, уважаемые друзья! Добро пожаловать на LiterMort — канал филолога и педагога Бугаёвой Надежды Николаевны, члена Международного союза писателей им. Св. св. Кирилла и Мефодия, медалиста Международной академии русской словесности, выпускницы факультета лингвистики и словесности ЮФУ (диплом с отличием, 2011). Помните сказку Вильгельма Гауфа "Молодой англичанин"?
Шутливый дядюшка тайно воспитал себе "в заместители" молодого орангутанга, выбрил тому лицо, обрядил в костюм и научил чинно-благородно сидеть на венском стуле и танцевать. Но всё равно "обезьянья" природа брала верх, и "молодой племянник" начинал прыгать, гримасничать и лезть на люстру... Тогда дядюшка потуже затягивал ему шейный платок— и воспитанник становился как шёлковый.
И вот однажды, когда нужно было исполнить дуэт, "молодой племянник" расхохотался, оскалил зубы, вскочил и... Но, впрочем, это уже совсем не о Вильгельме Гауфе, а о солистах Rockcellos. Оскалили зубы и выкатили языки, принявшись за виолончели,
Оглавление
-2

Здравствуйте, уважаемые друзья! Добро пожаловать на LiterMort — канал филолога и педагога Бугаёвой Надежды Николаевны, члена Международного союза писателей им. Св. св. Кирилла и Мефодия, медалиста Международной академии русской словесности, выпускницы факультета лингвистики и словесности ЮФУ (диплом с отличием, 2011).

На этом канале обсуждаем современную поэзию и блистательную классику, исследуем взаимосвязи между прошлым и настоящим — ведь будущее искусства невозможно без постижения былого. В общем, как говаривал Демокрит, ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться!

-3

Помните сказку Вильгельма Гауфа "Молодой англичанин"?
Шутливый дядюшка тайно воспитал себе "в заместители" молодого орангутанга, выбрил тому лицо, обрядил в костюм и научил чинно-благородно сидеть на венском стуле и танцевать. Но всё равно "обезьянья" природа брала верх, и "молодой племянник" начинал прыгать, гримасничать и лезть на люстру... Тогда дядюшка потуже затягивал ему шейный платок— и воспитанник становился как шёлковый.

И вот однажды, когда нужно было исполнить дуэт, "молодой племянник" расхохотался, оскалил зубы, вскочил и...
Но, впрочем, это уже совсем не о Вильгельме Гауфе, а о солистах Rockcellos. Оскалили зубы и выкатили языки, принявшись за виолончели, вовсе не молодые орангутанги, а молодые виолончелисты сегодня на концерте в Ростове-на-Дону.

Rockcellos — цирк мятежных седалищных бугров
Rockcellos — цирк мятежных седалищных бугров

Видимо, мой слух изнежили концерты духового оркестра имени В.Еждика и ростовского симфонического оркестра. Как говорил Пушкин: "Привычка свыше нам дана, замена счастию она..." Видимо, виолончелисты больших и малых академических театров и филармоний (спасибо Милославскому за формулу) излишне приучили меня к исполнению, когда музыкант — как бы помягче сказать — удерживает седалищные бугры на стуле, а язык — в ротовой полости. "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!"

Да, мятежные языки солистов
Rockcellos просили бури. Её же просили (и выпросили!) все мятежные члены тела и неистово вращающиеся головы. Любой виолончелист признает: ставить себя в такие тяжёлые условия и умудряться в них исполнить музыку — это подвиг уже само по себе. Не запутаться взбудораженной причёской в смычке и струнах — достижение. Музыкантам за самоистязание и координацию рук даже в условиях девятибалльной качки — стоячие (за неимением сидячих мест на танцполе) овации и "браво".

Почему же солисты
Simple Music Ensemble, 6 июня 2023 исполняя симфонический рок "Linkin Park" в Ростовской филармонии, удержали свои мятежные бугры на стульях? Почему не размахивали инструментами, не перетаскивали фортепиано из угла в угол, чтобы свой физподготовкой изумить благородную публику и вызвать восторженный визг?..

Потому что солисты Simple Music Ensemble осознавали тонкую грань между симфонической рок-музыкой и цирком.

А грань эту потерять просто. Например, условный солист А виртуозно исполняет музыку и срывает овации и славу. Условный солист Б абсолютно так же виртуозно исполняет, но... в ответ тишина. Ноль оваций. Почему? Да потому что виртуозная игра уже не новость. Чтобы сорвать овации и славу, солист Б должен чем-то удивить пресыщенную музыкой публику. И вот солист Б виртуозно исполняет музыку и при этом балансирует на одной ноге. Публика, уже начавшая со скуки ковырять в носу, вынимает руки из носа и начинает ими аплодировать. Ура, солист Б "сорвал банк".

Следующий условный солист В, желая оваций и визгов, должен виртуозно играть, балансировать на одной ноге и языком завязывать хвостики черешен бантиками. Условный солист Г, проделывая всё это, будет вынужден ещё и крутить сальто-мортале. Зато он сорвёт овации, славу и — спину. Но ведь это того стоит, правда же?

Такова ситуация в ХХI веке во многих сферах искусства и общественной жизни. Это реальность.

Так кто же виноват, спросите вы, в стирании тончайшей грани между симфоническим роком и буффонадой: упрямо ковыряющая со скуки в носу публика или наши условные солисты А-Г, в угоду ковыряющим готовые на "ужимки и прыжки"?

Никто не виноват. Есть спрос — и есть предложение. Мятежные бугры просят бури, я же сама признала сей факт. Мудрец Ломоносов легко объясняет нам: есть "штиль" высокий и есть низкий. Низкий — это комедия, фарс, зрелище, "мясо", цирк, визг и беснующаяся толпа. Высокий — это трагедия, напряжение извилин и моральных норм, зевота, скукотища и постные физиономии интеллектуалов.

Верно я описала, ничего не забыла?

Симфонический рок стремится взаимно нейтрализовать "волну и камень, стихи и прозу, лёд и пламень". Но — с перекосом в ту или иную сторону. То где-то язык вырвется изо рта, то рубашка сорвётся с тела, то телесные выделения окропят инструмент...

Наверно, когда-то юный виолончелист (условный Петя) был мятежен и норовил выписывать коленца над своим инструментом. И строгий учитель (условный Иван Егорович) выговаривал ему: Петя, как я тебя учил? Как положено сидеть за виолончелью?.. И понурый Петя приструнял свои мятежные бугры (и тайно думал про себя: когда же чёрт возьмёт тебя?!)... Но вот прошли годы, условный Петя вырос и в квартете таких же "мятежных" единомышленников стал выступать по городам и весям... И стоит кому-то намекнуть на культуру обращения с виолончелью — как Петя парирует: в музыкалке меня учили, в консерватории учили, теперь и здесь учат? "Совершеннолетний, паспорт имею!"

P.S. Кстати, наблюдение:
Simple Music Ensemble передали голос поющего при помощи... саксофона и валторны. Да, валторна — это тенор. Но тенор тенору — рознь. Голос солиста Linkin Park Ч. Беннингтона обладал крайне характерным пафосом звучания — надрывным, но трогательно-лиричным, полным отчаянья и боли. На мой взгляд, саксофон и валторна, даже при поддержке скрипки, не сумели передать этот надрывный трагический пафос. А вот 4 виолончели Rockcellos разной тональностью звучания как раз таки смогли.

И подарком слушателям (и зрителям)
Rockcellos стала виолончельная "Habanera" Ж. Бизе — исполненная в виде околоакробатического трюка! По струнам одной виолончели (которую только что вертели, как Костик из "Покровских ворот" вертел в пляске свою пловчиху) водили сразу все смычки! И я, до того прикрывавшая ушные проходы пальцами для смягчения поступающего сигнала, дала покой рукам и насладилась виртуозным исполнением условного солиста А. За солиста А, друзья! Многи леты ему и благодарных слушателей!

✅ Знак человека! Текст этой статьи написан без использования ИИ.

Уважаемые подписчики, алгоритм Яндекс Дзена таков, что даже если статья полезная, а лайков мало, то она не показывается и уходит в "серую зону". Благодарю всех, кто нажимает на "палец вверх", — это помогает LiterMort нести просвещение и дальше!
Канал LiterMort выступает против экстремизма в любых его проявлениях. Канал поддерживает Россию, её нравственные и правовые свободы и Конституцию РФ. LiterMort и его автор не поддерживают те субкультуры, которые признаны незаконными в РФ.
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Благодарю за прочтение!

Уважаемые подписчики, пожалуйста, соблюдайте вежливость в комментариях.