Вопрос №12
Роман-эпопея "Гарри Поттер" Дж.Роулинг
Помните, что режиссёр Кэмерон сказал о трагической участи Джека в "Титанике"? В каком-то смысле Дамблдор в сюжете оказался в том же положении, что и Джек: если бы его не убил профессор Снэйп, то на него свалилась бы картина или клетка с фениксом и всё равно пришибла насмерть. Но почему?
Как и в "Цветке хлеба" Юрия Яковлева, так и в «Гарри Поттере» Роулинг использован описанный Карлом Юнгом архетип СТАРИК-ДИТЯ. Старик — мудрец, наставник, патриарх. Дитя проходит этапы взросления, доказывает свою состоятельность, всячески растёт.
ЧАСТЬ 1. ПРОБЛЕМАТИКА ЭПОПЕИ РОУЛИНГ
Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей — одна из ведущих у Роулинг. Она не согласна с «новой философией», утверждающей, что все ценности одинаково заслуживают права считаться истинными, а слово «мнимый» придумали расисты и шовинисты. Добро и добродетель у Роулинг — истинны, а зло и порок — мнимы.
Роулинг не оставляет за личностью права быть порочным злодеем и всё равно считаться «нормальным» человеком, как это ни парадоксально. А современная «новая философия» XXI, напротив, подразумевает, что любой человек имеет право считаться равным со всеми, нормальным и даже потрясающим — даже если он зол, порочен и неправ. Любой неправый имеет право побыть правым. Любой уродливый имеет право считаться красивым. Любой глупый имеет право считаться умным. Это «новое равенство». Мы все — короли и королевы. Мы все лучшие. Мы все — «диванные победители». Естественно, это длинное и глубокое рассуждение, но мы пробежимся по верхам.
Великодушие и прощение действительно дают облегчение злодеям, которые сами терпели чужие злодейства. Но нельзя превращаться в короля в исполнении Леонова из «Обыкновенного чуда»: это карикатурный типаж злодея, творящего «лютый беспредел» и настаивающего на своей невинности — ведь его когда-то испортили, и испортившие несут ответственность за его теперешнюю испорченность.
У Лермонтова в образе Григория Печорина есть та же черта: Печорина все обижали, никто не ласкал, — и он выучился ненавидеть, лицемерить, унижать других. Это, объясняет Лермонтов, болезнь такая.
Все помнят оправдания Чикатило в его письмах: виноват не он, а его порочная натура. Природа. Он невинен, так как зло заложено в нём, а человек не отвечает за то, что в нём заложено. И за поступки не отвечает, так как их провоцирует природная предрасположенность, а природа — это сила.
То есть у порочности есть оправдание: человеческая слабость. Силы слабые, сил не хватает быть сильным — бороться за добро, отстаивать справедливость. Слабость и в том, чтобы не понимать узости личного и широты гражданственного. Слабость ума, слабость духа, слабость нравственности. И все эти «слабаки» требуют к себе уважения и признания — ведь у их слабостей есть основания. Прогнулся, предал, отомстил, захотел себе всего, а другим ничего — с кем не бывает, мы же всего лишь люди. Это имеет основания, это по-человечески. Быть человеком — значит быть слабым и порочным (прямо как в средневековой христианской философии), однако иначе и быть не может, это норма для человека (а это уже новейшее добавление). Сильные духом и нравственные в «новой философии» — скучные и пресные маменькины сынки, в них нет человечности, нет заблуждений, нет пережитой боли. Совершенство человеческой природе чуждо. Любой человек, раненный жизнью, обретёт определенные пороки и не должен за них критиковаться. Короче говоря, та или иная порочность — это норма.
Лев Толстой, к примеру, верил в «текучесть» человека, в его постоянный рост, и потому философски относился к порочности, так как видел путь для её исправления. Сегодня порочен и глуп, завтра поумнел и исправился. Однако «новая философия» отрицает необходимость умнеть и исправляться. И так сойдет. Быть человеком — это быть каким попало. Совершенство — придумка угнетателей, чтобы упрекать несовершенную человеческую натуру. И т.д., и т.п.
ЧАСТЬ 2. ДОБРОДЕТЕЛЬ КАК (УСТАРЕВШАЯ?) НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ
Так вот, возвращаясь к Роулинг. Роулинг — традиционалистка, консерватор в борьбе за истинные ценности. Роулинг выступает противником этой «новой морали» и страстно защищает истину, добродетель и духовную силу. Заблуждающийся слабый и порочный человек имеет право на уважение лишь при условии, что у него будет «положительный рост», то есть он раскается и совершит добрые поступки. Если не раскается/продолжит подстилаться под зло/ будет топтать добро ради собственного удовольствия — его нельзя считать уважаемым человеком, имеющим право на свои заблуждения. Он не имеет права на эти заблуждения. Злодейство не имеет права быть, даже если у него были начальные основания.
Что же противостоит злодейству и слабости?
Естественно, сила и добродетель. Роулинг даёт своё определение истинной добродетели: это нравственная категория, проявляющаяся в активном служении добру и деятельной борьбе с пороком. Добродетель не бывает бездеятельной. Более того, добродетель обязательно — обязательно! — должна быть добровольной. К добродетели нельзя принудить. Только по своей воле можно стать истинно добродетельным, только такие действия заслуживают истинного уважения.
ЧАСТЬ 3. СТАРЫЙ МУДРЕЦ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ЮНЕЦ
Мы уже подошли ближе «к телу» заданного в теме вопроса. Почему Гарри не мог завершить борьбу со злодеем Тёмным Лордом под покровительством мудреца Дамблдора?
Старик ведёт юнца, обучает его, учит добродетели. Добродетель — это активно говорить злу «нет», не стоять в стороне, всегда делать шаг наперерез злу и, так сказать, «бить злу морду». Иначе добродетели нет. Равнодушие — форма зла. Приспособленчество ради комфорта — жалкое подобие зла. Бездеятельное добро — слабая пародия. Нет, только борьба, только риск всем ради справедливости, истины и людей!
Творить добро — большой риск.
Истинная добродетель всегда сама принимает все риски и всю ответственность.
За добрые дела всегда приходится отвечать. Истинная добродетель — это именно действовать наперекор злу, а за это могут и поругать, и наказать. Это могут не понять и осудить. Можно упустить свою выгоду, провалить экзамены. От этого можно даже погибнуть.
Гарри Поттер добродетелен, так как всегда делает этот шаг. Он выскочка, так как никогда не наблюдает равнодушно, как подлые герои творят подлые делишки. Но путь добродетели только таков: выскочить и схватить за руку подлеца — «Не смей!». Только так, и никак иначе.
Темный Лорд сам не умрёт, его нужно убить. (Прямо как у Шолохова в «Судьбе человека» в сцене, когда Соколов убивает предателя Крыжнёва — через не хочу, потому что добродетель, потому что долг.) Кто-то должен бросить все свои личные дела и идти убивать злодея. Убивать тягостно, долго, угнетающе. Но это долг чести, долг справедливости. Добродетель — это тяжкое бремя. Быть злодеем легко и приятно — знай да круши вселенную налево и направо, наступай всем на горло да пляши на чужих костях. Праздник, который всегда с тобой.
Быть добродетельным трудно, это тяжесть. Тягостно. Слабый поэтому и не может быть добродетельным. Только сильный.
Старик и дитя — Дамблдор и Гарри — вдвоем (у них есть друзья-помощники, но речь сейчас не о них) противостоят злодею. У них тандем. Они складывают свои силы в одну кучку, и их силы преумножаются. Дамблдор руководит Гарри. Старик — опора для юнца. Он говорит Гарри, как надо уничтожать «крестражи» с обломками чёрной души злобного Волдеморта.
Но истинно ли добродетелен Гарри?
Если истинно — то его добродетель добровольна. Тогда он и без Дамблдора будет тянуть лямку добра.
Если Гаррина добродетель мнима — без руководства Дамблдора он бросит борьбу со злом.
Но как это понять, пока Дамблдор жив? Никак.
Смерть Дамблдора — единственный способ увидеть истинные действия Гарри, без поддержки. Он должен сам, добровольно, вести изнуряющую войну со злом.
Главный герой этого романа — Гарри, а не Дамблдор.
Дамблдор — второстепенный персонаж, необходимый для раскрытия внутренней силы Гарри. По сюжету старик обязательно — неминуемо — погибает в середине пути, чтобы далее главный герой прошел остаток пути самостоятельно и тем самым доказал свою истинную добродетельность.
Разумеется, это путь инициации.
Инициация (лат. – начинать, посвящать) — обряд ритуального посвящения человека в новый возрастной статус. Это сложный процесс подготовки человека к выполнению новой возрастной роли, к серьезным изменениям в своей жизни, затрагивающим и душу, и тело.
Главная задача инициации — переключить внимание, энергию человека на новую роль, деятельность. Обряд инициации родился у первобытных народов, где происходило ритуальное посвящение мальчиков в юноши, юношей — во взрослые мужчины. Каждый такой обряд — это проверка, испытание того, что может делать человек на следующей жизненной ступени.
(Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)
Если Гарри после смерти старика-наставника продолжит служить добру — не своим страстям, не своим слабостям, а добру! — то он докажет своё возмужание.
Если Гарри сдастся, как ему не единожды предлагают — искушают, — прекратит борьбу, то он провалит инициацию.
Что же, если провалит? Тогда он будет «просто Гарри», а не волшебником. Почему бы нет? Ведь большинство так живут? Без героизма, без служения добру. Почему нельзя бросить борьбу и просто жить? Без подвигов, без жертв, просто по-человечески жить?
Это искушение Христа в пустыне. Зачем тебе умирать, Христос? Не умирай, живи. Кому нужны твои подвиги, распятия, самопожертвования? Миллионы людей живут без распятия — и ничего. Это по-человечески — бросить и уйти.
Но Христос отвергает искушение: «Отойди, сатано.»
Человек человеку рознь. Нет, люди не все равны. Абсолютное равенство людей — это ложь. Простительность несовершенства — иллюзия. И невозможное возможно.
Герой, прошедший путь до конца, и слабак, свернувший, чтобы не перенапрягаться, — не равны. Они разные. Иисус Христос и Иуда Искариот разные. Гарри Поттер и Драко Малфой разные. Их равенство — это ложь и мнимость. Духовно первые достойны уважения, а вторые — нет. Вторые достойны лишь жалости и снисхождения. Но вторые — всегда духовные слуги первых. Поэтому необходимость сказать сатане «нет» и принять на себя удар — это подвиг, который совершают без наставника, добровольно, чтобы не быть рабом. Рабы сдаются без борьбы или бегут.
Кстати, а вы догадываетесь, почему путь инициации Гарри Поттер должен пройти не в гордом одиночестве, а с друзьями?
Это тоже непреложная часть идейного содержания романа-эпопеи Роулинг.