Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Возвращение короля. «Навас де Толоса»

Оглавление

Фрегат «Навас де Толоса»  заходит в порт Барселоны  из Марселя с Альфонсо XII (1857–1885) на борту
Фрегат «Навас де Толоса» заходит в порт Барселоны из Марселя с Альфонсо XII (1857–1885) на борту

К середине XIX века Испания в основном справилась с последствиями потрясений наполеоновских войск и независимости испанских колоний. Молодой королеве Изабелле II удалось на время сделать Испанию "грейт эгейн". В первую очередь за счет восстановления и укрепления флота. На некоторое время он стал четвертым в мире. В его состав входили шесть бронированных фрегатов, одиннадцать фрегатов, двенадцать паровых корветов и десятки меньших кораблей. Основой его стали батарейные броненосцы отечественной, французской и английской постройки.

Но основной ударной силой испанского флота стали винтовые фрегаты, идеально подходившие для колониальной державы, владения которой располагались в Карибском море, Африке и на Филиппинах. Винтовые фрегаты могли совершать длительные переходы под парусами, их можно было ремонтировать практически в любом порту, а благодаря огневой мощи и автономности, они могли проецировать силу в любом регионе Мирового океана. С учетом того, что кроме Англии и Франции, остальные флоты, в основном, ориентировались на защиту своих берегов, мобильная ударная группировка испанских фрегатов была серьезной заявкой на возвращение в клуб великих морских держав.

В 1857-1862 годах испанцы построили девять небольших винтовых фрегатов 2-го и 3-го классов (водоизмещение — от 3075 до 3210 тонн). К началу 60-х испанская Армада замахнулась и на фрегаты 1-го класса, «большие фрегаты» водоизмещением от 3960 до 4460 тонн. Их испанцы построили четыре единицы.

Последним и самым совершенным из них стал «Навас де Толоса», названный так в честь города Лас- Навас-де-Толоса и произошедшего там в 1212 году сражения между объединенной армией христианских монархов полуострова против превосходящей армии халифа Альмохадов.

Прототипом больших испанских фрегатов стали очередные американские "суперфрегаты", на этот раз винтовые, быстроходные, водоизмещением более 4000 тонн с батарей бомбических пушек калибром не менее 8 дюймов (203 мм). С точки зрения создателей такие корабли могли бороться с паровыми линкорами англичан и французов, а также истреблять вражескую торговлю.

Строился деревянный фрегат 1-го класса довольно долго, около четырех лет, стоимость его составила 4 998 852,57 песет.

В арсенале Карраки: Фрегат NAVAS DE TOLOSA заклеен лентой, а основной корпус и внутренняя часть полностью облицованы; С внешней стороны днища укладывают несколько рядов досок; Также на палубах разместили санузлы, построили внутренние отсеки трюма, разместили кокпиты для сидений двигателей и котлов- газета Él Contemporáneo во вторник, 5 января 1864 года.

Первым командиром фрегата стал Д. Франсиско Моран-и-Фонтанилья.

Фрегат НАВАС ДЕ ТОЛОСА. Фото Мариескуррена. Исторический архив города, Барселона. Из книги «Введение в историю фотографии Каталонии».jpg
Фрегат НАВАС ДЕ ТОЛОСА. Фото Мариескуррена. Исторический архив города, Барселона. Из книги «Введение в историю фотографии Каталонии».jpg
-3

«Навас де Толоса» Navas de Tolosa Арсенал де ла Каррака , Кадис. Заказан 4 июля 1861 года; Киль заложен 20 марта 1862 года.; строительство остановилось 21 апреля 1862 года и продолжилось 5 октября того же года; спущен на воду 10 мая 1865 года и вступил в строй в марте 1866 года. Выведен из состава флота 1890-1893 годы.Сдан на слом в 1893 году

Водоизмещение: 4460 тонн. Длина 84 м.; ширина 15 м. и осадка 8,80 метра. Деревянный корпус.
Двигатели-( паруса и пар)- 1 паровая машина, 600 номинальных и 2400 заявленных лошадиных сил. л.с. Скорость: 12 узлов. Запас угля 668 тонн. Экипаж 600 человек. Телескопическая дымовая труба.
Вооружение: 30 200-мм орудий, 14 160-мм орудий, 2 150-мм гаубицы, 2 80-мм орудия для десанта. По другим данным 34-36 200 мм 68 фнт пушек Риверы, 14 орудий 160 мм (шесть нарезных пушек, восемь гладкоствольных) и 6 небольших бронзовых пушек. Всего 50 пушек тех же калибров и распределения, что и в «Вилья-де-Мадрид».

-4
-5
-6

Еще в 1863 году, демонстрируя успехи своего флота, испанцы отправили в "научную экспедицию" целую эскадру ( фрегаты «Ресолюсьон», «Триумф», канонерка «Венседора» и шхуна «Ковадонга»). Однако горячий южный темперамент, неурегулированные вопросы с бывшими колониями и понятие "испанской чести" привели к войне со странами западного побережья Южной Америки (Перу, Чили, Эквадор и Боливия), получившей название Первой тихоокеанской войны или войны за гуано.

Королева была вынуждена отправить на усиление испанской эскадры броненосец «Нумансия» и еще три фрегата («Рейна Бланка», «Беренгела» , «Вилья де Мадрид»). В итоге на Тихом океана была сосредоточена значительная группировка испанского флота-1 бронированный фрегат и 5 фрегатов с более мелкими кораблями.

В марте 1866 года новенький «Навас де Толоса» присоединился к резервной эскадре в Кадисе ( винтовые фрегаты « Жерона» и «Принцеса де Астурия» и шхуна « Конкордия »), ожидавшей развития событий на Тихом океане.

После возвращения с Тихого океана испанской эскадры, в Рио-де-Жанейро был отправлен отряд под командованием Мендеса Нуньеса, «Навас де Толоса» (флагман), «Консепьсьон» и «Альманса». 6 ноября 1868 года эскадра направилась в Испанию и 15 декабря фрегат встал на якорь в Кадисе.

-7

Однако многочисленные заморские авантюры не смогли укрепить стабильность в самой Испании. 18 сентября 1868 года восстала эскадра в Кадисе во главе с адмиралом Топете. Началась очередная Испанская революция 1868-1874 годов. 27 сентября у Альколейского моста под Кордовой маршал Франсиско Серрано разгромил правительственные войска, после чего армия перешла на сторону восставших. Королева Изабелла II бежала во Францию, где и осталась.

Новая конституция в 1869 году закрепила все завоеванные свободы-всеобщее избирательное право, свободу совести, печати и обучения, свободу союзов и собраний и даже свободу вероисповедания.

Оставалось только выбрать нового короля, в связи с разногласиями началась франко-прусская война 1870 года. А испанцы тем временем остановыились на компромиссном варианте принца Амадея Савойского, который в 1871 году присягнул новой конституции.

Однако савойцу не удалось примирить горячих испанских парней, в ожесточенных вооруженных конфликтах сцепились кубинские сепаратисты, карлисты, сторонники реставрации Бурбонов и все остальные оттенки испанской политической палитры. Король Амадео I официально отказался от престола Испании 10 февраля 1873 года.

Провозглашенная вскоре Первая Испанская республика погрязла в войнах и мятежах.

Испанская республика №1
Испанская республика №1

12 июля 1873 года в Картахене началось Кантональное восстание, переросшее в Кантональную революцию. Над городом был поднят красный флаг, за неимением лучшего для этого был использован флаг османской империи, на котором один из добровольцев своей кровью закрасил полумесяц. На сторону восставших перешли размещенные в окрестностях города войска и корабли эскадры, стоявшие в Картахене.

Красные флаги подняли броненосцы «Витория», «Нумансия» и «Тетуан», полуброненосный фрегат «Мендес Нуньес» (бывший фрегат «Резолюсьон»); винтовые фрегаты «Альманса» и «Вилья де Мадрид»( с неисправными машинами), колёсный фрегат «Фернандо эль Католико».

За несколько дней тридцать две провинции «подняли флаг восстания».

В целом идеология кантоналистов повторяла идеологию Парижской коммуны 1871 года: они стремились передать максимум власти местным муниципалитетам, представляя будущую Испанию как свободную федерацию кантонов. Это движение активно поддержали анархисты, чьи позиции в то время были сильны среди промышленных рабочих и самых бедных крестьян Испании.

Флот кантона Картахены занимался активными набегами на побережье, как организовывая новые кантоны, так и добывая под угрозой обстрела продовольствие и деньги для Картахены.

«Навас де Толоса», находившийся на стоянке в Кадисе, в арсенале Ла-Каррака, принял участие в защите его от местных кантоналистов.

«Навас де Толоса» вошел в состав правительственной эскадры контр-адмирала Лобо (броненосец «Витория»(ранее сдался англичанам и передан правительству), винтовые фрегаты «Альманса», «Навас-де-Толоса» и «Кармен», корвет «Диана» и шхуна «Просперидад», а также колёсные фрегаты «Колон» и «Сьюдад-де-Кадис» (однотипный с «Фернандо эль Католико»).

В бухте Портман лоялисты столкнулись с эскадрой кантоналистов генерала Контрераса (броненосцы «Нумансия», «Тетуан», «Мендес Нуньес» и колёсный фрегат «Фернандо эль Католико»).

Интересно, что в этом бою кантоналисты сражались тоже под испанскими флагами, ибо незадолго до этого их пароход был захвачен немецким фрегатом, который посчитал неуставной флаг пиратским.

В ходе боя лоялистам удалось разогнать эскадру повстанцев, которая была вынуждена вернуться в Картахену.

На кораблях кантоналистов погибло 7 человек, и было ранено 38 (по другим данным — 52), у лоялистов было 11 убитых и 32 раненых. У адмирала Лобо были серьёзно повреждены два корабля.

Бой на гравюре, опубликованной журналом The Illustrated London News
Бой на гравюре, опубликованной журналом The Illustrated London News
Гравюра по рисунку Даниэля Вьержа, опубликованному Le Monde Illustré 1 ноября 1873 года, изображающая морской бой Портмана у мыса Палос .
Гравюра по рисунку Даниэля Вьержа, опубликованному Le Monde Illustré 1 ноября 1873 года, изображающая морской бой Портмана у мыса Палос .

23 октября к Картахене вернулась правительственная эскадра под командованием контр-адмирала Чикарро ( два броненосца, три винтовых фрегата, колёсный фрегат и две посыльные шхуны). Город оказался блокирован с моря.

Эпизоды осады Картахены. Вверху — взрыв склада боеприпасов 6 января 1874 года, внизу — взрыв броненосца «Тетуан» 30 декабря 1873 года. Гравюра из французского журнала «Le Monde illustre» от 24 января 1874 года
Эпизоды осады Картахены. Вверху — взрыв склада боеприпасов 6 января 1874 года, внизу — взрыв броненосца «Тетуан» 30 декабря 1873 года. Гравюра из французского журнала «Le Monde illustre» от 24 января 1874 года

Картахена была подвергнута массированному 8-недельному обстрелу и утром 13 января 1874 года капитулировала.

Испания вновь прошла через кровавую баню, так и не решив основных национальных проблем.

Участие «Навас де Толоса» в боях против кантональных войск и флота Картахены оказалось очень важным, особенно в морском сражении в бухте Портман.

Армия победителей потребовала восстановления монархии. Бурбонов.

7 января принц Альфонсо, сын Изабеллы II, поднялся на борт фрегата в Марселе. Ему салютовала вся французская эскадра. 9 января 1875 года фрегат «Навас де Толоса» доставил из Марселя в Барселону нового короля, семнадцатилетнего Альфонсо XII, пообещавшего «быть добрым католиком и либералом».

В ответ на приветственную речь мэра Барселоны, маркиза Сентменати- и-де- Сьюдадилья , новый король заявил, что считает «титул графа Барселонского одной из величайших моих слав этой благородной и трудолюбивой страны, которую я люблю».

«От царских покоев до пристани овация была еще более выразительной и восторженной, чем вчера; и в момент отъезда, когда Его Величество обнял мэра как представителя всего города, взрыв чувств был настолько сильным и сильным, что достопочтенный. Господину военно-морскому министру, слугам Его Величества и всем властям пришлось приложить сверхчеловеческие усилия, чтобы отделить жителей Барселоны от короля, столпившегося вокруг королевской особы и непрестанно в своих ласковых криках...…»

Поздно вечером в воскресенье, 10 января, он отбыл в Валенсию на том же фрегате «Навас де Толоса».

Отправление из Марселя NAVAS DE TOLOSA.
Отправление из Марселя NAVAS DE TOLOSA.
Фрегат входит в порт Барселоны с будущим королем Альфонсо на борту . художник Антонио де Каула-и- Консехо
Фрегат входит в порт Барселоны с будущим королем Альфонсо на борту . художник Антонио де Каула-и- Консехо
Высадка в Барселоне.
Высадка в Барселоне.
11 января 1875 года. Прибытие Альфонсо XII в Валенсию
11 января 1875 года. Прибытие Альфонсо XII в Валенсию

Когда фрегат с будущим королем подходил к Барселоне, навстречу ему вышло судно « Хайме II », на борту которого находился директор телеграфного агентства «Фабра» и с ним корзина с 12 почтовыми голубями. На рассвете 9 января, обнаружив на горизонте приближающийся фрегат, новость была передана на берег с почтовым голубем из телеграфного агентства Фабра с таким сообщением:

«В море пароход «Хайме II» , мы видели «Навас де Толоса» с Королем перед Тордерой».

Это была первая испанская «коломбограмма», 70 километров до суши, она преодолела за 50 минут, в 7:40 утра долгожданное послание прибыло в Барселону ​​в редакцию «Диарио де Барселона », в дневном выпуске которой она была опубликована в телеграфном разделе. Король высадился в Барселоне под восторженные возгласы и верхом на лошади направился к Кафедральному собору, где пропели «Te Deum», а затем к мэрии.

Памятный плакат в честь первого почтового голубя в Испании. Ла Вангардия,
Памятный плакат в честь первого почтового голубя в Испании. Ла Вангардия,

Въезд в Мадрид Альфонсо XII, триумфальная арка
Въезд в Мадрид Альфонсо XII, триумфальная арка

Альфонсо XII вступил во владение испанским троном после провозглашения королем в Сагунто 29 декабря 1874 года.

«Генерал-капитану Кадиса было приказано отправить в Военно-морской музей национальный флаг и королевский штандарт, которые находились на фрегате « НАВАС ДЕ ТОЛОСА », когда он вез короля Альфонсо XII в Барселону 9 января 1875 года .

В марте 1882 года фрегат был отправлен с визитом вежливости в латиноамериканские порты Тихого океана и вернулся в Кадис в марте 1884 года.

В 1885 году Главное состояние военно-морского флота упоминает его как разоруженное судно, а в 1890 году он включен в число «непригодных для службы кораблей» и окончательно выведен из эксплуатации примерно в 1893 году. На слом он был продан с аукциона минимум со второй попытки.

«На 4 мая назначена вторая продажа фрегата «Навас де Толоса» ».…газета «Эль Орден » из Хереса де ла Фронтера в номере от 19 апреля 1893 года, страница 3.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам