Севкабель Порт — это один из самых интересных примеров ревитализации — переиспользования промышленной архитектуры для современных нужд. Часто такие пространства становятся креативными площадками и культурными центрами. Так произошло и с северным кабельным заводом — сегодня там проходят выставки и концерты, располагаются фотостудии, кофейни и коворкинги, а ещё корпуса предприятия стоят на берегу Невы и имеют открытую для посещения набережную.
Основной корпус завода построен в 1880-е по проекту гражданского инженера Альфреда Александровича Ашемура и архитектора Евгения Романовича Баха для немецкой компании «Siemens & Halske». Один из её основателей, Вернер Сименс, приехал в Россию в январе 1852 года, чтобы проложить телеграфную сеть.
Уже в 1853 году главные телеграфные мастерские были основаны в Петербурге, а в 1855 отделение получило финансовую независимость от Берлина. Когда телеграфные линии были построены, компания перешла на их техническое обслуживание и ремонт.
Кабель телеграфной линии Петербург-Крондштадт на одном из участков был проложен по дну залива — это первый в мире эксперимент испытания кабеля с резиновой изоляцией под водой. Император Николай I пользовался приёмно-передающим устройством из дворца, а после этого Карл Сименс добился от российского правительства прав и субсидий на эксплуатацию телеграфных линий с гарантийными сроками от 6 до 12 лет.
В 1880 году российское отделение становится полностью самостоятельным, а на рынке постепенно появляется запрос на работу с электрическим освещением и трамваями.
А в 1882 году в Москве прошла всероссийская промышленная выставка, для которой «Сименс» построили электрическую железную дорогу для демонстрации своих успехов в работе с электричеством и поездами.
В 1883 г. Карл Сименс приобрел лицензию на использование ламп Эдисона в России и построил в Петербурге фабрику по производству кабелей, ламп, переключателей и т.д. «Сименс и Гальске» заменила газовое освещение на электрическое на Невском проспекте, в театрах и торговых пассажах. А чуть позже Александр III поручает заводу электрифицировать Зимний дворец. Помимо поставки промышленного электрооборудования, компания «Сименс» участвовала в пуске трамвайных линий и построила в России несколько заводов и электростанций.
В 1902 г. на заводе началась сборка радиотелеграфа, изобретенного Поповым. С началом Первой мировой войны вся работа предприятия была переориентирована на выполнение военных заказов. А уже в 1916 г. деятельность АО «Сименс и Гальске» попала под контроль комитета по борьбе с немецким засильем.
Один из соратников Ленина, Леонид Красин, был до революции техническим директором заводов «Сименс» в Петербурге. Позже эти предприятия, дошедшие до нас как «Электросила» и «Северный кабельный завод», сыграли большую роль в советской индустриализации.
Здания завода, которые мы привыкли видеть в качестве открытых общественных пространств сегодня, это уже освобождённые территории завода. Большие помещения основного здания с огромными окнами служили цехами для производства кабеля, кирпичный корпус неподалёку от основных ворот был административным зданием с небольшим цехом, а краснокирпичное здание справа от основного входа было построено для НИИ — так исследования и усовершенствованные технологии попадали сразу от учёных и проектировщиков на производство.
Тот самый выходящий за рамки объект на набережной — это не только хорошее место для смотровой площадки сегодня, но и по сути погрузочная установка. Он работал примерно как рукав для выхода из аэропорта сразу в самолёт. По нему с завода отгружалась для перевозки по воде готовая продукция. Ещё по всей территории можно найти катушки — объекты высотой несколько метров, которые были нужны для хранения кабеля, а теперь применяемые для декорирования общественного пространства и сидячего отдыха посетителей.
Основные же мощности завода и по сей день располагаются на Кожевенной линии, но через дорогу от знаменитого пространства. Там территория предприятия значительно больше и уже в наше время именно там остался завод, а наиболее убыточную его часть отдали под ревитализацию.
Кстати, больше интересного о Севкабеле и промышленной архитектуре мы рассказываем на одной из наших экскурсий! Посмотреть даты и записаться можно по ссылке: https://spb.engineer-history.ru/tour/sevkabel-port?startDate=2023-11-26&event_id=16143