Любителей старинных московских особняков ждёт очередное великолепное открытие на Гоголевском бульваре - двухэтажный особняк 19 века, с большим чугунным балконом на фасаде. С виду он довольно прост, но внутри - настоящая жемчужина! За свою долгую историю этот дом сменил несколько владельцев, а потому имеет сложное название:
Городская усадьба Васильчиковой - Оболенского - фон Мекк
Владельцев на самом деле было больше и непонятно, почему для названия отобрали именно эти три фамилии. Кстати, фон Мекк - это та самая Надежда Филаретовна, которая переписывалась с П.И. Чайковским, преклонялась перед его талантом, фактически содержала его долгое время, но так ни разу с ним и не встретилась.
Немного истории
История этого дома началась в марте 1822, когда пустующее уже 10 лет после пожара 1812 года владение наконец приобрела Екатерина Ивановна Васильчикова. Она построила по красной линии бульвара (тогда он назывался Пречистенским) особняк в классическом стиле с флигелем, а также хозяйственные постройки во дворе.
Ее сын Николай, корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, был декабристом и в этом доме часто собирались его товарищи по Южному обществу. 14 декабря 1825 он был в Москве и участия в восстании на Сенатской площади не принимал. Но в конце декабря был арестован в этом доме. Месяц провёл в крепости, затем продолжил военную службу на Кавказе.
В конце 1830-х Е.И. Васильчикова продала дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Именно Зубовы капитально его перестроили: они соединили особняк и флигель в единое целое, а между ними выстроили череду богато декорированных парадных помещений. Фасад особняка украсила обильная лепнина. Внутри появилась парадная лестница, хрустальные люстры, мраморные камины. И одна из первых в Москве помещений, оформленных в мавританском стиле.
В 1862 Зубовы уезжают в Санкт-Петербург, а усадьбу покупает купец Александр Владимирович Алексеев. Он поселился в усадьбе со всем своим семейством – супругой Елизаветой Михайловной (урожденной Бостанджогло), сыном, дочерями и братом Семёном Владимировичем. В доме часто собирались друзья и многочисленные родственники, в том числе и племянник Александра Владимировича - будущий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.
При Алексеевых в 1875 архитектором Д.Н. Чичаговым была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.
Дом просторный, "с двусветными залами, роскошными и многочисленными гостиными, широкой парадной лестницей. Он был наполнен толпами слуг, залит светом бесчисленных свечей в хрустальных люстрах.
Настоящий дворец!
На фальшивом окне торца двухэтажного дома, выходящего во двор, до наших дней чудом сохранился овальный вензель хозяйки "ЕМА" (Елизавета Михайловна Алексеева).
После смерти Александра Владимировича в 1884 дом снова был разделён на две части. Дом под номером 14 Елизавета Михайловна продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны. Его жена, Анна Львовна, была племянницей Петра Ильича Чайковского. Почти сразу же после переезда в особняк Владимир Карлович заболел, и в 1891 Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке ухаживать за сыном. В 1892 Владимир Карлович скончался.
Надежда Филаретовна считала себя другом Чайковского, они находились в многолетней переписке. Но никогда не встречались. Пока Надежда Филаретовна жила в особняке на Пречистенском бульваре, Чайковский ни разу не был у неё в гостях, а у предыдущих владельцев особняка, Алексеевых, гостил не раз.
В феврале 1895 фон Мекки продают дом баронам фон Фальц-Фейн - Александру Ивановичу и Софье Степановне. Они перестраивают деревянные сени: делают их каменными, проводят вентиляцию, отопление и электричество. При них особняк становится светлее, теплее, современнее. Но в 1898 баронесса неожиданно умирает, и Александр Иванович продаёт особняк Любови Ивановне Зиминой, представительнице богатого купеческого рода.
В 1904 её младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, окончившего Варшавскую консерваторию и обучавшегося оперному пению в Италии. Любовь Ивановна в 1909 вышла за него замуж и стала Капитоновой.
На первом этаже дома снимала квартиру из 12 комнат княгиня Урусова.
На втором этаже проживали счастливые супруги Капитоновы. Их квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В гостиных всегда звучала музыка, шли репетиции, занятия с учениками. А в просторном гараже стояло четыре автомобиля - три легковых автомобиля "Бенц" и один грузовой "Заурер" - супруги увлекались не только музыкой, но и автомобилям.
В доме часто бывали Ф.И. Шаляпин, А.К. Глазунов, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов.
Назар Григорьевич стал прекрасным оперным певцом (лирико-драматический тенор, выступал под псевдонимом Райский), педагогом вокала, уже в Советское время стал доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории. И, кстати, он был педагогом Сергея Яковлевича Лемешева.
Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899 – 1918. После революции дом был, конечно, национализирован, но Капитоновы жили там же, в оставленной им небольшой квартире.
Давайте откроем тяжёлые двери
И войдём в этот красивый недавно отреставрированный дом.
В ходе реставрации 2015-2016 годов в особняке были восстановлены исторические интерьеры, оформленные при Капитоновых по инициативе Любови Ивановны, но имя архитектора не сохранилось. Не знаем мы также и имени того, кто занимался отделкой интерьеров при Зубовых.
Богатая лепнина встречает нас уже в вестибюле первого этажа и на парадной лестнице:
Лестница из искусственного мрамора, у которой сохранилось подлинное литое латунное ограждение и поручни из платана, скрытые новогодними украшениями:
Уже с лестницы видна галерея с изящными фигурками кариатид - она соединяла столовую и кухней:
Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в аванзал:
Это небольшое помещение, в котором хозяева встречали своих гостей, очень красиво и даже пышно украшено восхитительной лепниной потолка, живописным панно с павлином, позолотой на стенах:
Вся мебель была утрачена, за исключением дивана из карельской берёзы в аванзале:
Из аванзала ведут три двери. Сначала мы проходим направо, в Красную гостиную:
Здесь - ещё более потрясающая лепнина: объёмный карниз с цветочными гирляндами и маскаронами, пилястры на стенах и даже вентиляционные решетки!
Реставраторами бережно восстановлен камин из белого мрамора:
Мебель, зеркала, люстры, светильники, подсвечники - всё это утрачено и было изготовлено в Италии по эскизам реставраторов специально для этой гостиной:
Посмотрите, как красиво из Красной гостиной выглядит новогодняя ёлка - в проёме дверей, декор которых, кстати, тоже восстановлен оригинальный:
Следующая комната анфилады - Малая гостиная. Она и правда, совсем небольшая. Впрочем, при разных владельцах эта комната имела разное назначение: была не только гостиной, но и кабинетом, и библиотекой:
Стены отделаны довольно скромно голубым муаром и деревянными панелями, но зато кессонированный потолок с лепниной - роскошен:
И сохранился прекрасный камин из тёмно-красного мрамора:
Теперь мы возвращаемся в аванзал. Помните: там было несколько дверей. Мы вошли в правую и попали в Красную гостиную. Если мы возвратимся туда и войдём в левую дверь, то попадём в Большой парадный зал. Когда-то здесь устраивались балы, музыкальные вечера и репетиции, а сейчас в этом зале проводятся шахматные турниры:
И снова, главный декор - на потолке:
Две парные люстры - современные, как и все остальные люстры этого дома:
Из Большого парадного зала мы переходим в крошечное помещение, оформленное в мавританском стиле:
Фактически это переход между двумя зданиями - главным домом и флигелем, которые когда-то были объединены.
Отсюда лестница ведёт в бывший флигель, в котором сегодня находится Музей шахмат. Реставрация там не проводилась.
Уже знакомый нам аванзал ведёт ещё в одно помещение - бывшую Парадную столовую:
Потолки здесь ниже, потому что наверху был ещё антресольный этаж, где располагались жилые помещения и обитали владельцы дома. Но они (потолки) так же щедро украшены лепниной:
Отсюда боковая дверь ведёт в галерею с кариатидами, которую мы уже видели, поднимаясь по парадной лестнице, но здесь мы их видим ближе. Галерея прекрасна. Она соединяла столовую с кухней и по ней в столовую приносили посуду и еду.
В советское время:
- С 1923 в здании находился Верховный суд РСФСР.
- В конце 1930-х – жилой дом для политических эмигрантов.
- После 1945 – строительная организация.
- В 1956 особняк стал Центральным шахматным клубом СССР.
Сегодня табличка на входе сообщает, что здесь располагается Центральный дом шахматистов России. А также - с 1980 - Музей шахмат Российской шахматной федерации.
Все эти потрясающие интерьеры можно увидеть, зайдя в шахматный клуб или записавшись в особняк на экскурсию.
Адрес: Гоголевский бульвар, д. 14.