Я часто с детьми бываю в музеях, но долгое время сознательно не водила их в картинные галереи. Лишь с дочерью в её 10 лет ходила в один из корпусов Русского музея в Санкт-Петербурге, но мы ходили "в гости" к одной единственной картине, посмотрели, конечно, попутно и остальные картины, и некоторые произвели на дочь неизгладимое впечатление (правда не восторга от созерцания прекрасного, а изумления от того, что это признано шедеврами). Потом с дочкой в её 11 лет я ходила в Москве в Третьяковскую галерею, но опять таки не на основную экспозицию, а на тематическую выставку, посвящённую спорту.
Дочь почти 6 лет занимается спортивной гимнастикой, а я поддерживаю её интерес к спорту.
А с сыновьями я в этом году ходила в мемориальную мастерскую нашего местного орловского художника Андрея Курнакова. Максу интересно было посмотреть, как жил и работал художник, его интересует быт людей прошлого, интересуют вещи, которые сейчас уже не используются, а Андрюше было интересно на мастер-классе, который проводился для гостей музея, хоть он и не рисовал то, что положено, а просто малевал на листочке, и Андрюша заинтересовался скульптурами, выставленными в мастерской художника. В картинную галерею с работами художника мы не пошли.
То есть я ходила с детьми смотреть то, что им уже интересно, таким оброзом я подкрепляю и расширяю интересы.
Изобразительное искусство, я считаю, довольно сложным для восприятия при кажущейся простоте. В современном мире очень много визуала, если так можно выразиться, и до понимания картин нужно "дорасти", созреть, чтобы хождение по залам картинных галерей не было мукой.
Сама я в детстве интересовалась живописью, графикой, скульптурой, но в музее, где всё это можно было посмотреть я впервые оказалась в возрасте 13 лет – в Третьяковской галерее, это к тому же был мой первый выезд за пределы родного города, если не считать поездки в посёлок к бабушке и дедушке. Мои же дети ездят в разные города и посещают музеи чаще, чем среднестатистический ребёнок, поэтому я не стремлюсь приводить их во все музеи без исключения.
В моём городе был лишь один музей – краеведческий. Картин в нём я не помню, значит, они не произвели на меня впечатление.
Я училась в художественной школе, где на уроках истории искусств нам рассказывали о художниках и их произведениях, показывали репродукции. Поначалу эти уроки казались скучными и были нелюбимыми, ведь нам, детям, хотелось творить, а не конспекты писать. В общеобразовательной школе в тот период так много, как в художественной, мы не писали. Но постепенно я втянулась, и стало интересно.
Дома у меня было несколько наборов открыток с репродукциями картин и несколько художественных альбомов, парочка из них на английском языке. У нас таким книгам неоткуда было взяться, в свободной продаже такого не было, а если б и было, то у моей мамы не было бы на них денег, такие книги никогда не стоили дёшево. К нам они попали случайно, знакомые знакомых уезжали навсегда в Израиль и распродавали вещи, мы у них покупали книжный шкаф, и в нагрузку эти люди подарили мне настоящую Барби и книги. Я очень им благодарна. В той семье интеллигентная старушка очень переживала за судьбу книг, особо ценные они забирали с собой, но всей библиотеки вывезти не могли, вот и подарили часть нам, увидев мой интерес, даже переписали для меня на русском языке подписи. Прошло много лет, а те книги со мной.
Но моих старших детей разглядывание произведений художников и скульпторов не привлекало, что, надо признаться, меня печалило, но я не навязывала, потому что не хочу, чтобы детям что-то опротивело, ведь навязанное всегда неприятно. Поэтому я и в художественные музеи их не вела, тем более младший ещё мал, ему всего 4 года, хотя по музеям я стала водить его ещё до трёх лет, и он с любопытством осматривал экспонаты, а в военных музеях вёл себя так, как будто всё понимает.
И вот наконец-то я решила, что пришла пора всем нам сходить в музей изобразительных искусств. В наш местный орловский музей. Он не большой, поэтому не напряжёт, даже если детям будет неинтересно.
С дочкой мы решили поискать в музее что-нибудь на тему спорта, так как на упомянутой выше выставке "Век спорта" мы видели картину из нашего музея.
Ну а мальчишек взяли для компании, не оставаться же им одним дома, да и интересно мне было посмотреть, как они воспримут музей, вдруг бы понравилось, ведь детям порой нравятся неожиданные места, так, например, мой средний сын пришёл в восторг от волгоградского музея, посвящённого событиям Первой Мировой войны, революции и Гражданской войны.
Орловский Музей изобразительных искусств расположен в одном из примечательных и красивейших зданий города, построенном в 1959 году в неоклассическом стиле. В нëм до 1990 года располагался Дом политического просвещения обкома КПСС.
Здание Музея изобразительных искусств является памятником истории и культуры регионального значения.
В Орловском музее изобразительных искусств действует постоянная экспозиция и постоянно действует "непостоянная", то есть часть помещений одного этажа отведена под временные передвижные выставки. К нам часто что-то привозят.
Например, в день нашего посещения была выставка работ Франциско Гойи и Пабло Пикассо, посвящённых корриде – "Песок и кровь". А после неё откроется выставка работ Никаса Сафронова.
- Подробнее о выставке Пикассо и Гойи и впечатлениях от неё в моей отдельной статье:
- А здесь о том, что Пикассо творил не только в спорных для большинства обывателей стилях, но и вполне себе традиционно, а также о способностях нейросети:
На выставке "Песок и кровь" была представлена графика (офорты и литографии) небольших форматов, чего дети не ожидали от картинной галереи. В их представлении картины – это холст, масло и большие размеры. Поэтому на основную экспозицию после временной выставки они пошли с бóльшим энтузиазмом, чем изначально в сам музей.
Музей мне показался довольно скромным, в нëм нет огромных залов, комнаты довольно небольшие с дополнительно установленными перегородками для картин.
В одной комнате пара десятков небольших икон 17-19 века, по коридорам и другим комнатам, коих буквально две-три, развешаны преимущественно портреты 18-19 века, знаменитых фамилий среди авторов я не заметила, хотя могу и ошибаться, потому что носила на руках младшего сына, которому совершенно неинтересны были портреты, также в музее имеется немного скульптур, фарфора и графики. Вот скульптуры и часы в замысловатом корпусе сына привлекли.
Я же интересовалась больше пейзажами и картинами с сюжетами, но их было очень мало.
Я попыталась выяснить у работников Музея, когда в Орëл вернëтся картина про велосипедистов, виденная мною в Москве в Третьяковской галерее на выставке "Век спорта", и где она экспонировалась дома. Но сотрудники никогда не видели этой картины и не слышали о ней, и не смогли мне назвать человека, который смог бы ответить на мои вопросы. Также меня интересовало, как часто меняются экспозиции, сколько картин есть в хранилище, каким образом они там хранятся, и кто решает, что показывать людям, и от чего это зависит, какими критериями и кто руководствуется, отбирая картины для выставок? Как орловская картина попала в Третьяковскую галерею? Но на мои вопросы никто не смог ответить. Я попыталась договориться об экскурсии, где моей семье рассказали бы об истории музея, собрании, о музейном деле и нюансах работы сотрудников картинных галерей. Но, увы, женщина в кассе сказала, что у них такого не бывает, и можно провести экскурсию только по экспозиции. Так что ни знакомства с профессией не будет, ни погружения в историю искусства. Жаль.