В детстве, лет в 11–12, я категорически не признавала изобразительное искусство ХХ века. Образцами живописи для меня были работы художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Микеланджело, Тициана, Рубенса, также я уважала Классицизм и Романтизм, любила реализм XIX века и работы Шишкина, Левитана, Крамского, Перова, Саврасова, Репина, Сурикова, Васнецова, Поленова, Левитана, Серова. Особенно мне нравились (и сейчас нравятся) полотна Куинджи.
А вот всякий абстрактный экспрессионизм, кубизм, футуризм и иже с ними, получившие популярность в ХХ веке, меня пугали. В картинах Кандинского я видела исключительно мазню, которая меня неимоверно раздражала и казалась оскорблением настоящим живописцам. Честно говоря, да простят меня ценители подобного искусства, относительно Кандинского моё мнение не изменилось и к 40 годам.
Но после 30 лет меня стала интересовать живопись и графика ХХ века гораздо больше, чем живопись эпохи Возрождения.
Искусство ХХ века настолько многогранно, что любой найдёт что-то себе по вкусу.
Живопись ХХ века показывает каким сложным, насыщенным, где-то безумным и невероятным был этот век в истории человечества.
Тут и творчество Малевича заиграло иными красками, повторяться не буду, в конце этой статьи ссылку оставлю, где я показывала, что Малевич – это не только "Чёрный квадрат" и женщины с глазами на ногах и грудями за ушами.
В Санкт-Петербурге я уже дважды посещала корпус Бенуа Русского музея, где как раз представлено изобразительное искусство ХХ века, а вот теперь я побывала в Москве в Новой Третьяковке – это корпус современного искусства, открытый в 80-е годы прошлого века в пешей досягаемости от Кремля, на Крымском валу вблизи Москвы-реки. Об этом корпусе мне прежде не было известно, для меня Третьяковская галерея – это историческое здание в Лаврушенском переулке. Впрочем, я в Москве редко бываю, а живописью почти перестала интересоваться лет с 14-ти после окончания художественной школы. Сейчас, в попытках прививать детям чувство прекрасного и умение ориентироваться в искусстве, я навёрстываю упущенное в своём эстетическом образовании.
Сыновей в художественные музеи я пока не водила, чувствую, что ещё не время, а вот с дочкой я уже посещала Русский музей, и теперь мы приехали в Новую Третьяковскую галерею, но посетили не основную экспозицию, а, чтобы не перегружать восприятие, только выставку, посвящённую 100-летию московского спорта, ведь моя дочь – спортсменка, она почти 6 лет занимается спортивной гимнастикой и интересуется историей спорта.
В 1923 году постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета были образованы высший и местные Советы физической культуры трудящихся РСФСР.
На выставке, которая продлится до 14 января 2024 года, представлены произведения живописи, графики, скульптуры, монументального искусства из собрания не только Третьяковской галереи, но и Русского музея, Курской картинной галереи, Мурманского художественного музея, Ярославского художественного музея, Астраханской картинной галереи, Калининградского музея изобразительных искусств, других региональных музеев и частных коллекций. Даже из нашего Орловского музея изобразительных искусств картина обнаружилась.
Спортивная тема была очень популярна в отечественном искусстве в первой половине 20 века, я на это обратила внимание ещё в Русском музее.
В то время развитие спорта было неотделимо от задачи формирования "нового человека" – строителя коммунизма. Спорт был воистину массовым.
Сами художники тоже, оказывается, занимались спортом, а не только вели богемный образ жизни, как могло показаться.
Так, например, Юрий Пименов играл в футбол и был заядлым болельщиком.
Александр Дейнека, чьих работ на спортивную тематику, мне показалось, больше всего и в Русском музее, и в Третьяковской галерее, занимался боксом.
Дейнека оказался мастером на все руки, работающим во всевозможных техниках: живопись, графика, чеканка, гравировка, моллирование, сварка, скульптура. Он умел обращаться с холстами, деревом, штукатуркой, стеклом, бронзой, камнем. Особенно меня восхитило то, что он работал с мрамором в технике флорентийской мозаики. Подобные работы я видела лишь однажды – в этом году в подземных переходах Ростова-на-Дону. Посмотрите на это чудо, если не видели, ссылку на мою статью об этих мозаиках оставлю в конце статьи.
Георгий Нисский играл в волейбол, прыгал с парашютом, летал на военных самолетах, увлекался парусным спортом, признавался, что иногда "писал урывками между состязаниями и матчами. Жил в спортзале, в мастерскую забегал".
На картинах художники в различных стилях и техниках изобразили портреты спортсменов и зрителей, а также моменты спортивных состязаний. И воплотили всё это в скульптурах.
Мы осматривали экспозицию самостоятельно, мне не хотелось перегружать ребёнка объяснениями сложных смыслов произведений, когда "борьба за мяч становится метафорой полёта, мотоциклетный пробег отражает стремительный ритм ХХ века, в образе спортсмена находит отражение идеал человека новой советской страны и человека Будущего". Это цитата из буклета о выставке. Мне хотелось просто неспеша посмотреть работы.
Меня порадовало то, что дочь с интересом рассматривала картины и скульптуры и с восторгом узнавала "знакомых" – работы, которые мы ранее видели в Русском музее.
Я вам не рассказывала, но первый раз в Русский музей мы с дочкой ходили в гости к одной картине – "Гимнасты" Дмитрия Жилинского, дочь там часть гимнастов из 60-х годов узнавала ещё в свои 9 лет.
На выставке "Век спорта" "Гимнасты" были представлены в виде фотокопии. Выполнено очень похоже, но эмоции все же не те вызывает. В Русском музее виден отпечаток времени на картине: трещинки, потёртости. В Третьяковской же галерее представлена совершенно новая картина с фотографическим изображением трещинок и потёртостей.
Справедливости ради скажу, что копий на выставке было штучное количество, почти все работы – оригиналы. Правда часть работ на материальных носителях вообще не была представлена, а транслировалась с мониторов.
Выставка была зонирована, каждый зал был посвящён родственным видам спорта или определённой тематике: стадионы, болельщики, футбол, баскетбол, хоккей, бег, мото- и велоспорт, лыжи, коньки, водные виды спорта, воздушные, фехтование, теннис, стрельба, шахматы, гимнастика.
Моя Лилиана, конечно же устремилась в зал "Грации и пластики", где помимо "Гимнастов" Жилинского обнаружила портрет ранее не знакомой нам гимнастки мастера спорта СССР Елены Тяжеловой.
А вот в скульптуре Владимира Вахрамеева Лилиана сразу узнала четырехкратную олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике Ольгу Корбут. Правда сообщила, что по её мнению Ольга должна быть в этой позе на брусьях, а не на бревне.
Про Корбут мы много читали, смотрели, знаем, а вот информации про Тяжелову обнаружить не удалось пока.
Также Лилиана заинтересовалась работами, посвящёнными шахматам.
Она рассматривала партии и прикидывала, кто выигрывает, обратила моё внимание на то, что не все художники изобразили выбывшие из игры шахматные фигуры: "Куда они их положили? В карманы?"
В одном зале выставки на четырёх мониторах транслировали советские мультфильмы, посвящённые спорту. Мы с дочкой все их знали, кроме одного – "Каток", который и посмотрели с превеликим удовольствием, несмотря на его незамысловатость и даже примитивизм графики. Мультик нарисован в стиле рисования ручкой на полях общей тетради – было такое развлечение в моём детстве – рисовали повторяющегося человечка на полях в изменяемой позе, а потом быстро листали тетрадь, и человечек "оживал".
В этом зале в полной темноте мы посидели на мягких пуфиках и посмотрели мультфильмы.
Искусство мультипликации во многом продолжало и развивало традиции живописи и графики, возникшие 100 лет назад. Советская мультипликация обратилась к жанру спортивного фильма в 1927 году. Видеоэкспозиция в рамках выставки "Век спорта" подготовлена Третьяковской галерей совместно с киностудией "Союзмультфильм". На первом мониторе демонстрировался в полном объёме один из первых сохранившихся советских графических мультипликационных фильмов "Каток", о котором я упоминала выше. Этот мультфильм оказывается создан в 1927 году Даниилом Черкессом и Иваном Ивановым-Вано под руководством дебютировавшего ещё в дореволюционной России сценариста, оператора и режиссёра Юрия Желябужского. Молодым художникам удалось создать выразительный фильм, использующий оригинальный в то время технический приём – движение чёрного линейного контура на белой плоскости экрана.
На втором мониторе были представлены фрагменты из спортивных мультипликационных фильмов Бориса Дёжкина: "Тихая поляна" (1946) — о футбольном матче между медведями и зайцами и мультфильмы про спорт игрушек, помните, где деревянные футболисты, которые постоянно всё нарушают и обижают милых пупсов? Мне эти мультики очень нравились в детстве: "Необыкновенный матч" (1955), "Старые знакомые" (1956).
Ещё были фрагменты из других мультиков Дёжкина, очень напоминающих мультики про игрушки, но только уже про спортсменов-людей – плохих и хороших парней: "Снежные дорожки" (1963), "Шайбу! Шайбу!" (1964), "Матч-реванш" (1968), "Метеор на ринге" (1970).
Все эти мультфильмы созданы Борисом Дёжкиным на образованной в 1936 году киностудии "Союзмультфильм". Их автор работал и самостоятельно, и в сотрудничестве с другими мастерами: Мстиславом Пащенко и Геннадием Филипповым.
Помимо этих мультфильмов Дёжкин снял ещё множество других мультиков про спорт, я их уже стала включать младшему 4-летнему сыну, ему нравится, а вот старшие в детстве эти мультики про спортсменов не оценили, может сейчас поймут, какие они классные.
Третий экран экспозиции знакомил с фрагментами четвёртого и тринадцатого спортивных выпусков "Ну, погоди!" Вячеслава Котёночкина, а также мультфильмов "Кто получит приз" (1979) Вячеслава Котёночкина, "Большая эстафета" (1979) Ивана Аксенчука. Одним из героев этого мультика стал Олимпийский мишка – символ XXII Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году.
Завершал экспозицию зала демонстрируемый в полном объёме созданный в технике пластилиновой мультипликации сатирический мультфильм Гарри Бардина "Брэк", вышедший на экраны в 1985 году.
Этот мультик мне в детстве не нравился, не понимала я его, а теперь вот поняла. Это сатирическая мульт-пародия, в которой высмеиваются недостойные приёмы и средства, применяемые профессиональными боксёрами ради достижения победы.
Речь персонажей бессмысленна и представляет собой тарабарщину, фонетически напоминающую речь на итальянском и английском языках, а судья произносит реальную фразу по-испански — Hasta mañana (букв. "до завтра").
Так неожиданно помимо традиционного изобразительного искусства мы окунулись в мультипликацию.
А ещё, проникшись атмосферой выставки, я купила билет на онлайн-лекцию, во время которой расскажут о спортивных объектах и украшениях станций московского метрополитена. Так что в один из следующих визитов в Москву буду изучать метро на предмет спорта. Правда лекция ещё не скоро – 1 декабря.
На выставке "Век спорта" мы провели больше часа, хотя экспозиция небольшая. Было интересно, мы даже открыли для себя новый вид спорта – пушбол – игра огромным мячом 183 см в диаметре и весом 22,7 кг. Надо будет выяснить, играют ли сейчас в эту игру.
- А если хотите посмотреть на выставку "Век спорта" другими глазами, то переходите на канал к Надюшке-путешественнице, которая ходила в Новую Третьяковку вместе с нами –
- Здесь про художников ХХ века и про то, как нейросеть их имитирует –
- Здесь про ростовские мозаики в флорентийской технике –