Найти тему
Мама в спорте

Кого узнали и что увидели на выставке "Век спорта" в Новой Третьяковке

В детстве, лет в 11–12, я категорически не признавала изобразительное искусство ХХ века. Образцами живописи для меня были работы художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Микеланджело, Тициана, Рубенса, также я уважала Классицизм и Романтизм, любила реализм XIX века и работы Шишкина, Левитана, Крамского, Перова, Саврасова, Репина, Сурикова, Васнецова, Поленова, Левитана, Серова. Особенно мне нравились (и сейчас нравятся) полотна Куинджи.

А вот всякий абстрактный экспрессионизм, кубизм, футуризм и иже с ними, получившие популярность в ХХ веке, меня пугали. В картинах Кандинского я видела исключительно мазню, которая меня неимоверно раздражала и казалась оскорблением настоящим живописцам. Честно говоря, да простят меня ценители подобного искусства, относительно Кандинского моё мнение не изменилось и к 40 годам.

Но после 30 лет меня стала интересовать живопись и графика ХХ века гораздо больше, чем живопись эпохи Возрождения.

Искусство ХХ века настолько многогранно, что любой найдёт что-то себе по вкусу. 

Живопись ХХ века показывает каким сложным, насыщенным, где-то безумным и невероятным был этот век в истории человечества. 

Тут и творчество Малевича заиграло иными красками, повторяться не буду, в конце этой статьи ссылку оставлю, где я показывала, что Малевич – это не только "Чёрный квадрат" и женщины с глазами на ногах и грудями за ушами.

В Санкт-Петербурге я уже дважды посещала корпус Бенуа Русского музея, где как раз представлено изобразительное искусство ХХ века, а вот теперь я побывала в Москве в Новой Третьяковке – это корпус современного искусства, открытый в 80-е годы прошлого века в пешей досягаемости от Кремля, на Крымском валу вблизи Москвы-реки. Об этом корпусе мне прежде не было известно, для меня Третьяковская галерея – это историческое здание в Лаврушенском переулке. Впрочем, я в Москве редко бываю, а живописью почти перестала интересоваться лет с 14-ти после окончания художественной школы. Сейчас, в попытках прививать детям чувство прекрасного и умение ориентироваться в искусстве, я навёрстываю упущенное в своём эстетическом образовании.

У входа в Новую Третьяковку.
У входа в Новую Третьяковку.

Сыновей в художественные музеи я пока не водила, чувствую, что ещё не время, а вот с дочкой я уже посещала Русский музей, и теперь мы приехали в Новую Третьяковскую галерею, но посетили не основную экспозицию, а, чтобы не перегружать восприятие, только выставку, посвящённую 100-летию московского спорта, ведь моя дочь – спортсменка, она почти 6 лет занимается спортивной гимнастикой и интересуется историей спорта.

Лилиана и я.
Лилиана и я.

В 1923 году постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета были образованы высший и местные Советы физической культуры трудящихся РСФСР. 

Борис Тальберг "Спорт". 1979. Триптих. Оргалит, темпера, масло. Размеры частей: 300х150 (левая и правая); 150х300 (верхняя и нижняя центральные). Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Борис Тальберг "Спорт". 1979. Триптих. Оргалит, темпера, масло. Размеры частей: 300х150 (левая и правая); 150х300 (верхняя и нижняя центральные). Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

На выставке, которая продлится до 14 января 2024 года, представлены произведения живописи, графики, скульптуры, монументального искусства из собрания не только Третьяковской галереи, но и Русского музея, Курской картинной галереи, Мурманского художественного музея, Ярославского художественного музея, Астраханской картинной галереи, Калининградского музея изобразительных искусств, других региональных музеев и частных коллекций. Даже из нашего Орловского музея изобразительных искусств картина обнаружилась.

Слева – Пётр Носовский "Велосипедисты", 1959, картон, масло, 56х99. Из собрания Орловского музея изобразительных искусств. Справа – Николай Метонидзе "На вираже", 1967, холст, масло, 102х68,5. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Слева – Пётр Носовский "Велосипедисты", 1959, картон, масло, 56х99. Из собрания Орловского музея изобразительных искусств. Справа – Николай Метонидзе "На вираже", 1967, холст, масло, 102х68,5. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Спортивная тема была очень популярна в отечественном искусстве в первой половине 20 века, я на это обратила внимание ещё в Русском музее.

В то время развитие спорта было неотделимо от задачи формирования "нового человека" – строителя коммунизма. Спорт был воистину массовым.

Выставка "Век спорта". На переднем плане картина А. Дейнеки "Вратарь". 1934. Холст, масло. 119х352. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Выставка "Век спорта". На переднем плане картина А. Дейнеки "Вратарь". 1934. Холст, масло. 119х352. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Сами художники тоже, оказывается, занимались спортом, а не только вели богемный образ жизни, как могло показаться.

Так, например, Юрий Пименов играл в футбол и был заядлым болельщиком.

Юрий Пименов. "Дае девушки с мячом". 1929. Холст, масло. 161х102,7. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Юрий Пименов. "Дае девушки с мячом". 1929. Холст, масло. 161х102,7. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Александр Дейнека, чьих работ на спортивную тематику, мне показалось, больше всего и в Русском музее, и в Третьяковской галерее, занимался боксом.

Дейнека оказался мастером на все руки, работающим во всевозможных техниках: живопись, графика, чеканка, гравировка, моллирование, сварка, скульптура. Он умел обращаться с холстами, деревом, штукатуркой, стеклом, бронзой, камнем. Особенно меня восхитило то, что он работал с мрамором в технике флорентийской мозаики. Подобные работы я видела лишь однажды – в этом году в подземных переходах Ростова-на-Дону. Посмотрите на это чудо, если не видели, ссылку на мою статью об этих мозаиках оставлю в конце статьи.

Георгий Нисский играл в волейбол, прыгал с парашютом, летал на военных самолетах, увлекался парусным спортом, признавался, что иногда "писал урывками между состязаниями и матчами. Жил в спортзале, в мастерскую забегал".

Георгий Нисский "Водный праздник". Холст, масло. 185х242. Из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Георгий Нисский "Водный праздник". Холст, масло. 185х242. Из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

На картинах художники в различных стилях и техниках изобразили портреты спортсменов и зрителей, а также моменты спортивных состязаний. И воплотили всё это в скульптурах.

А. Дейнека "Эстафета", 1945, бронза, металл, из собрания Государственной Третьяковской галереи. А. Дейнека, "Кросс красноармейцев", 1937, эскиз росписи плафона в буфете Центрального театра Красной армии, холст, темпера, 135,2х135,2, из собрания Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки. А. Дейнека "Стометровка", 1947, бронза , из собрания Государственной  Третьяковской  галереи. А. Почтенный "Легкоатлетическое соревнование", начало 1930-х, холст, масло, 145х124, из собрания Государственного Русского музея.
А. Дейнека "Эстафета", 1945, бронза, металл, из собрания Государственной Третьяковской галереи. А. Дейнека, "Кросс красноармейцев", 1937, эскиз росписи плафона в буфете Центрального театра Красной армии, холст, темпера, 135,2х135,2, из собрания Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки. А. Дейнека "Стометровка", 1947, бронза , из собрания Государственной Третьяковской галереи. А. Почтенный "Легкоатлетическое соревнование", начало 1930-х, холст, масло, 145х124, из собрания Государственного Русского музея.

Мы осматривали экспозицию самостоятельно, мне не хотелось перегружать ребёнка объяснениями сложных смыслов произведений, когда "борьба за мяч становится метафорой полёта, мотоциклетный пробег отражает стремительный ритм ХХ века, в образе спортсмена находит отражение идеал человека новой советской страны и человека Будущего". Это цитата из буклета о выставке. Мне хотелось просто неспеша посмотреть работы.

Мне очень понравилась вот эта работа Михаила Переяславца "Марафон". Марафонцы как будто  вот-вот сорвутся с места. Они замысловатым образом закреплены друг за друга и некоторые не касаются ногами подставки. Бронза. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Мне очень понравилась вот эта работа Михаила Переяславца "Марафон". Марафонцы как будто вот-вот сорвутся с места. Они замысловатым образом закреплены друг за друга и некоторые не касаются ногами подставки. Бронза. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Меня порадовало то, что дочь с интересом рассматривала картины и скульптуры и с восторгом узнавала "знакомых" – работы, которые мы ранее видели в Русском музее.

Я вам не рассказывала, но первый раз в Русский музей мы с дочкой ходили в гости к одной картине – "Гимнасты" Дмитрия Жилинского, дочь там часть гимнастов из 60-х годов узнавала ещё в свои 9 лет.

На выставке "Век спорта" "Гимнасты" были представлены в виде фотокопии. Выполнено очень похоже, но эмоции все же не те вызывает. В Русском музее виден отпечаток времени на картине: трещинки, потёртости. В Третьяковской же галерее представлена совершенно новая картина с фотографическим изображением трещинок и потёртостей.

Справедливости ради скажу, что копий на выставке было штучное количество, почти все работы – оригиналы. Правда часть работ на материальных носителях вообще не была представлена, а транслировалась с мониторов.

Иосиф Чайков "Прыжок с шестом", 1952. Силумин, сталь, керамика. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Иосиф Чайков "Прыжок с шестом", 1952. Силумин, сталь, керамика. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Выставка была зонирована, каждый зал был посвящён родственным видам спорта или определённой тематике: стадионы, болельщики, футбол, баскетбол, хоккей, бег, мото- и велоспорт, лыжи, коньки, водные виды спорта, воздушные, фехтование, теннис, стрельба, шахматы, гимнастика.

Сергей Лучишкин "Впереди "Старты надежд"", 1977. Холст, масло. 108,5х168,3. Из собрания Ярославского художественного музея.
Сергей Лучишкин "Впереди "Старты надежд"", 1977. Холст, масло. 108,5х168,3. Из собрания Ярославского художественного музея.

Моя Лилиана, конечно же устремилась в зал "Грации и пластики", где помимо "Гимнастов" Жилинского обнаружила портрет ранее не знакомой нам гимнастки мастера спорта СССР Елены Тяжеловой.

Лилиана и портрет Елены Тяжеловой кисти Владимира Гаврилова (1967). Холст, масло. 90х230. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Лилиана и портрет Елены Тяжеловой кисти Владимира Гаврилова (1967). Холст, масло. 90х230. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

А вот в скульптуре Владимира Вахрамеева Лилиана сразу узнала четырехкратную олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике Ольгу Корбут. Правда сообщила, что по её мнению Ольга должна быть в этой позе на брусьях, а не на бревне.

Владимир Вахрамеев. Ольга Корбут. 1973. Бронза. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Владимир Вахрамеев. Ольга Корбут. 1973. Бронза. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Про Корбут мы много читали, смотрели, знаем, а вот информации про Тяжелову обнаружить не удалось пока.

Нашла вот такое фото. Женская сборная команда СССР по спортивной гимнастике на каких-то соревнованиях в 1961 году. Слева направо: Ирина Первушина, Полина Астахова, Екатерина Городкова, Елена Тяжелова, Лариса Латынина (стоит выше всех) и Тамара Люхина (справа ближняя к нам).
Нашла вот такое фото. Женская сборная команда СССР по спортивной гимнастике на каких-то соревнованиях в 1961 году. Слева направо: Ирина Первушина, Полина Астахова, Екатерина Городкова, Елена Тяжелова, Лариса Латынина (стоит выше всех) и Тамара Люхина (справа ближняя к нам).

Также Лилиана заинтересовалась работами, посвящёнными шахматам.

Василий Сварог "Шахматистки", 1931, холст, масло, 77х101, из собрания Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.
Василий Сварог "Шахматистки", 1931, холст, масло, 77х101, из собрания Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.

Она рассматривала партии и прикидывала, кто выигрывает, обратила моё внимание на то, что не все художники изобразили выбывшие из игры шахматные фигуры: "Куда они их положили? В карманы?"

Где фигуры? Виктор Попков "Бригада отдыхает". 1962-1965, холст, темпера, 178х204, из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Где фигуры? Виктор Попков "Бригада отдыхает". 1962-1965, холст, темпера, 178х204, из собрания Государственной Третьяковской галереи.

В одном зале выставки на четырёх мониторах транслировали советские мультфильмы, посвящённые спорту. Мы с дочкой все их знали, кроме одного – "Каток", который и посмотрели с превеликим удовольствием, несмотря на его незамысловатость и даже примитивизм графики. Мультик нарисован в стиле рисования ручкой на полях общей тетради – было такое развлечение в моём детстве – рисовали повторяющегося человечка на полях в изменяемой позе, а потом быстро листали тетрадь, и человечек "оживал".

В этом зале в полной темноте мы посидели на мягких пуфиках и посмотрели мультфильмы.

Искусство мультипликации во многом продолжало и развивало традиции живописи и графики, возникшие 100 лет назад. Советская мультипликация обратилась к жанру спортивного фильма в 1927 году. Видеоэкспозиция в рамках выставки "Век спорта" подготовлена Третьяковской галерей совместно с киностудией "Союзмультфильм". На первом мониторе демонстрировался в полном объёме один из первых сохранившихся советских графических мультипликационных фильмов "Каток", о котором я упоминала выше. Этот мультфильм оказывается создан в 1927 году Даниилом Черкессом и Иваном Ивановым-Вано под руководством дебютировавшего ещё в дореволюционной России сценариста, оператора и режиссёра Юрия Желябужского. Молодым художникам удалось создать выразительный фильм, использующий оригинальный в то время технический приём – движение чёрного линейного контура на белой плоскости экрана.

Кадры из мультфильма 1927 года "Каток".
Кадры из мультфильма 1927 года "Каток".

На втором мониторе были представлены фрагменты из спортивных мультипликационных фильмов Бориса Дёжкина: "Тихая поляна" (1946) — о футбольном матче между медведями и зайцами и мультфильмы про спорт игрушек, помните, где деревянные футболисты, которые постоянно всё нарушают и обижают милых пупсов? Мне эти мультики очень нравились в детстве: "Необыкновенный матч" (1955), "Старые знакомые" (1956).

Кадр из мультфильма "Необыкновенный матч" (1955).
Кадр из мультфильма "Необыкновенный матч" (1955).

Ещё были фрагменты из других мультиков Дёжкина, очень напоминающих мультики про игрушки, но только уже про спортсменов-людей – плохих и хороших парней: "Снежные дорожки" (1963), "Шайбу! Шайбу!" (1964), "Матч-реванш" (1968), "Метеор на ринге" (1970).

Все эти мультфильмы созданы Борисом Дёжкиным на образованной в 1936 году киностудии "Союзмультфильм". Их автор работал и самостоятельно, и в сотрудничестве с другими мастерами: Мстиславом Пащенко и Геннадием Филипповым.

Помимо этих мультфильмов Дёжкин снял ещё множество других мультиков про спорт, я их уже стала включать младшему 4-летнему сыну, ему нравится, а вот старшие в детстве эти мультики про спортсменов не оценили, может сейчас поймут, какие они классные.

Третий экран экспозиции знакомил с фрагментами четвёртого и тринадцатого спортивных выпусков "Ну, погоди!" Вячеслава Котёночкина, а также мультфильмов "Кто получит приз" (1979) Вячеслава Котёночкина, "Большая эстафета" (1979) Ивана Аксенчука. Одним из героев этого мультика стал Олимпийский мишка – символ XXII Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году.

Кадр из четвёртого выпуска "Ну, погоди!".
Кадр из четвёртого выпуска "Ну, погоди!".

Завершал экспозицию зала демонстрируемый в полном объёме созданный в технике пластилиновой мультипликации сатирический мультфильм Гарри Бардина "Брэк", вышедший на экраны в 1985 году.

Этот мультик мне в детстве не нравился, не понимала я его, а теперь вот поняла. Это сатирическая мульт-пародия, в которой высмеиваются недостойные приёмы и средства, применяемые профессиональными боксёрами ради достижения победы.

Речь персонажей бессмысленна и представляет собой тарабарщину, фонетически напоминающую речь на итальянском и английском языках, а судья произносит реальную фразу по-испански — Hasta mañana (букв. "до завтра").

Так неожиданно помимо традиционного изобразительного искусства мы окунулись в мультипликацию.

А ещё, проникшись атмосферой выставки, я купила билет на онлайн-лекцию, во время которой расскажут о спортивных объектах и украшениях станций московского метрополитена. Так что в один из следующих визитов в Москву буду изучать метро на предмет спорта. Правда лекция ещё не скоро – 1 декабря.

На выставке "Век спорта" мы провели больше часа, хотя экспозиция небольшая. Было интересно, мы даже открыли для себя новый вид спорта – пушбол – игра огромным мячом 183 см в диаметре и весом 22,7 кг. Надо будет выяснить, играют ли сейчас в эту игру.

Павел Кузнецов "Пушбол", 1931. Холст, масло. 178,5х142,5. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Павел Кузнецов "Пушбол", 1931. Холст, масло. 178,5х142,5. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
  • А если хотите посмотреть на выставку "Век спорта" другими глазами, то переходите на канал к Надюшке-путешественнице, которая ходила в Новую Третьяковку вместе с нами –

  • Здесь про художников ХХ века и про то, как нейросеть их имитирует –
  • Здесь про ростовские мозаики в флорентийской технике –