Найти тему
Киновед в штатском

"Киллер": 10 отсылок к массовой культуре, которые вы могли не заметить

Оглавление

Новый фильм Дэвида Финчера "Киллер" разделил поклонников кино на две фракции. Одни считают, что режиссер продолжает успешно экспериментировать с форматами и продвигает киноискусство вперед, отрабатывая на массовом зрителе свои авторские приемы. Другим кажется, что Финчер заключил сделку с совестью, продался корпорациям и снял свой самый беззубый фильм, успех или провал которого даже не возможно вычислить, поскольку кинотеатральный прокат он минул. Киновед в штатском, безусловно, занимает позицию в первой группе, а потому мне было крайне интересно посмотреть, как автор "Семи" и "Зодиака" работает со зрителем через знакомые образы и массовую культуру.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Главный герой фильма говорит о том, что в современном мире невозможно оставаться невидимым, но следует стремиться быть незаметным или даже непривлекательным для окружающих, чтобы иметь определенную степень свободы. Точно так же Финчер незаметно вписывает в картину отсылки к нескольким важнейшим фильмам прошлого, опирается на серию видеоигр и, конечно, пользуется собственными излюбленными приемами. Всё для того, чтобы вы могли совершить свое путешествие рядом с оступившимся убийцей максимально комфортно.

-3

Давайте же посмотрим, что Финчер вплел в свой рассказ.

Киллер прячется за именами персонажей сериалов

Эту фишку, наверное, обсуждают больше всего – западному зрителю моментально бросились в глаза имена, которые у героя Майкла Фассбендера указаны на поддельных документах и кредитках. Псевдонимы действительно отсылают к ситкомам 1970-1980-хх, для нас эти имена мало что говорят, но понимающей аудитории дается понятный сигнал – безымянный киллер вовсе не бездушная машина, он обладает определенным чувством стиля и юмора. Другой вопрос – почему ни один клерк или работник ресепшена ни разу не обратил на занятное имя внимание? Ну, спишем это на тактичность.

-4

Киллер пользуется приемами Агента 47

Фанаты игры "Хитмэн" (или простигосподи одноименных фильмов с Тимоти Олифантом и Рупертом Грином) наверняка заметили сходство героя "Киллера" со знаменитым Агентом 47. Костюмы, аксессуары, способы маскировки Финчер во многом копирует из образа наемного убийцы со штрих-кодом на затылке, который для каждой игровой миссии выбирает новый наряд и новый облик. Да, мы привыкли видеть Хитмэна в строгой черной двойке, но и в летнем элегантном костюме ему тоже приходилось идти на дело – и это очень похоже на образ немецкого туриста в Париже, который использует Киллер.

-5

Резнор и Росс вновь задают музыкальное настроение

Кто-то скажет, что главная музыкальная составляющая нового "Киллера" – это репертуар The Smith и вокал Моррисси. Справедливо, конечно, но фильм не проникал бы под кожу, если бы не мрачные музыкальные партитуры, сопровождающие героя, когда тот вынимает наушники из ушей. С 2010 года, когда вышла "Социальная сеть", Финчер постоянно сотрудничает с блистательным дуэтом Трента Резнора и Аттикуса Росса – без их электронного ритма "Киллер" не получил бы того темпа, который захватывает аудиторию и не отпускает до самого финального подмигивания.

-6

Финчер поклоняется "Самураю"

Еще один явный источник вдохновения, которым Дэвид Финчер, ничуть не прячась, очевидно пользовался – классический фильм французской новой волны "Самурай". В криминальной драме Жана-Пьера Мельвиля блистательный Ален Делон играет роль наемного убийцы, который оказывается предан заказчиком и попадает под прицел полиции. Для 1967 года это была новаторская, дерзкая, плюющая на ограничения картина – вам будет достаточно одного только трейлера (via YouTube), чтобы понять, насколько "Киллер" похож на "Самурая". Но это отнюдь не плагиат, это оммаж и дань уважения классике.

-7

Фильм говорит с аудиторией из-за кадра

Помните знаменитое "Меня часто спрашивают, знаю ли я Тайлера Дардена"? Финчер большой любитель закадрового текста, поэтому в большей части его картин повествование ведется не столько устами героев, сколько их скрытым от прямого взгляда сознанием – из-за кадра, например, с нами начинает разговор Марк Цукерберг в "Социальной сети" и героиня Розамунд Пайк в "Исчезнувшей". Для "Киллера" этот прием особенно важен – герой фильма нелюдим, и его единственным собеседником обычно является он сам. И хотя я обычно недолюбливаю закадровый текст, у Финчера он работает отлично – иным способом образ мысли убийцы и не показать.

-8

Тактика киллера взята из игр

Я уже упомянул серию игр "Хитмэн", но не только ей одной воодушевлялся Дэвид Финчер и его оператор Эрик Мессершмидт. Уже из первой сцены неудачного покушения можно легко считать вдохновение, почерпнутое из видеоигр, которые часто пренебрежительно называют "стрелялками" – чередование кадров с прильнувшим к глазку оптического прицела убийцей и субъективного взгляда через объектив на будущую жертву относит нас к классике жанра вроде "Call of Duty" или "Return to Castle Wolfenstein". Если же возвращаться к "Хитмэну", то с этой игрой героя связывают и методы избавления от улик, и умение творчески подойти к своей работе – в финале герой Фассбендера угрожает жертве отравлением или инсценировкой несчастного случая. Это тоже взято из арсенала Агента 47.

-9

Реальный мир реальных корпораций

Массовая культура – это не только искусство, это еще и культура потребления, и в этой нише Финчер в "Киллере" действует особенно смело. Режиссер намеренно вписывает героя в понятное нам окружение: киллер снимает помещение у компании WeWork, заказывает Uber, питается в McDonalds, пользуется доставкой Amazon, упоминает Airbnb и находит информацию в Google. Всё это наполняет фильм реалистичностью, пронизывающей до дрожи, мы быстро начинаем осознавать, что персонажи подобные герою фильма действительно могут быть нашими попутчиками в самолете, соседями по столику в кафе, случайными людьми, на которых на секунду задержался взгляд на улице. Это одна из любимых фишек Финчера – обложить зрителя знакомыми брендами и максимально сблизить реальный мир и мир кинокартины.

-10

Благодарность Хичкоку

В списках любимых картин или тех фильмов, что обязательно нужно посмотреть для понимания сути киноискусства, Дэвид Финчер неизменно упоминает две работы Альфреда Хичкока – "Психо" и "Окно во двор". Второму в "Киллере" отводится отдельное почетное место, ведь именно через свой триллер о травмированном репортере Хичкок ввел в кинематограф вуайеризм, подглядывание в окна домов напротив, порочное, но практически незаметное для ничего не подозревающих объектов наблюдения. В "Киллере" герой Фассбендера пристально вглядывается из своего "тайного окна" сперва в прохожих, затем в соседние от его цели окна, а потом и в главном направлении уже через прицел винтовки. Больше того, почти весь фильм состоит из сцен наблюдения – киллер следит из машины, через улицу, сквозь дверные проемы. Хичкок научил нас подглядывать, Финчер превратил подглядывание в рутину.

-11

Экспертность по Копполе

Еще одна картина, явно повлиявшая на Финчера и послужившая вдохновением для "Киллера" – психологический триллер "Разговор" Фрэнсиса Форда Копполы. Автор "Крестного отца" не только продолжил поднятую Хичкоком тему незаметного наблюдения за обывателями и растущей из этого паранойи, он вдобавок показал интересного героя – серьезного эксперта в своем деле, который увлеченно следует за тайной, постепенно теряя самообладание. В какой-то степени, фильм Финчера ровно об этом – его киллер сперва уверенно следует своим правилам, затем оказывается вовлечен в водоворот неподконтрольных ему событий, а после и вовсе сходит с пути и пересекает все собственные красные линии.

-12

Цинизм как стиль жизни

Ну, и еще об одной фирменной фишке Дэвида Финчера, которая не может не броситься в глаза. Как и многие другие персонажи этого режиссера, киллер относится к миру, как это принято называть в определенных кругах, "с особым цинизмом" – он прожженный циник, мизантроп и даже нигилист. И конечно, легко вспомнить, насколько часто Финчер опирается именно на такой тип персонажей – от Рассказчика в "Бойцовском клубе" до Цукерберга в "Социальной сети", от главной героини "Исчезнувшей" до Лисбет Саландер в "Девушке с татуировкой дракона". Даже Герман Манкевич в "Манке" особенной любовью ни к себе, ни к окружающим не относился. Убийца в "Киллере" умен, сосредоточен, у него даже есть определенная философия, но приятным человеком его, конечно, не назовешь.

-13

Я вынужден буквально силой себя останавливать, дабы прервать этот разговор – про Дэвида Финчера и его картины можно разговаривать бесконечно. Мне просто не хочется выкладывать всё сразу в один текст, пусть материалов об "Убийце" будет несколько, ведь уникальными и достойными обсуждения здесь являются и актерские работы, и операторская, и композиторская, и даже компьютерная графика (да-да, она есть, и в самом неожиданном эпизоде!). Так что мы еще непременно вернемся в Париж, Орлеан, Нью-Йорк и другие локации, где может скрываться неприметный убийца в смешной панамке немецкого туриста.

-14

Все самые интересные свои мысли, наблюдения и рассуждения я публикую здесь, на канале Киновед в штатском – на этих страницах высоко ценятся разнообразие, нестандартные подходы и неожиданные теории. Если вам это интересно, заглядывайте регулярно, новые статьи появляются достаточно часто. Если же хотите большего – у нас есть телеграм-канал, где помимо самых оперативных анонсов публикуется много иных интересных заметок, подписывайтесь! Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, придерживайтесь плана, и...

-15

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: