Найти тему
Киновед в штатском

"Комната страха": 10 не самых известных фактов о фильме, отмечающем 20-летний юбилей

Оглавление

Стукнувшие 18 марта 20 лет со дня мировой премьеры – отличный повод вспомнить фильм Дэвида Финчера "Комната страха". Я недавно писал о том, что мне сложно выбрать самый любимый его фильм, но "Комната" совершенно точно входит в мою персональную тройку, хотя, судя по оценкам на КП и IMDb, массовая публика его не очень-то любит. Плевать! Я всегда с удовольствием пересматриваю его с любого места, натолкнувшись на спутниковых каналах. В нем для меня есть всё – сразу две отличные актрисы, шикарно прописанные злодеи, увлекательный экшн и вполне понятный сюжетный твист с островком спасения, который превращается в ловушку. В общем, кино отличное – а чтобы пересматривать его вам было еще интереснее, дарю несколько зацепок для дополнительного осмысления увиденного.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Сценарий Дэвида Кеппа стоил студии 4 миллиона долларов

Если вам картина кажется проходной и не самой яркой в карьерах Дэвида Финчера, Джоди Фостер, Кристен Стюарт или Джареда Лето, то оцените хотя бы взлет сценариста Дэвида Кеппа. Это имя и прежде фигурировало в крепких голливудских хитах, таких как "Парк юрского периода", "Миссия невыполнима" и "Человек-паук", но никогда прежде ему не удавалось получить за свой сценарий столько, сколько заплатила Columbia – 4 миллиона долларов. На тот момент, такая сумма стала повторением рекорда Шейна Блэка, он столько же отхватил за скрипт "Долгого поцелуя на ночь". Побит этот рекорд был лишь в 2006-м.

-3

Основой истории стала мода на укрытия

Идея сценария пришла в голову Дэвида Кеппа после просмотра журналистского телерепортажа о строительном буме специальных укрепленных защитных комнат в Нью-Йорке и других крупных американских мегаполисах. Взволнованные проблемой частых взломов их домов с проникновением обеспеченные бизнесмены и представители элит стали перестраивать свои особняки и квартиры с учетом возможного "осадного положения". Изначально сценарий назывался "Спасительная комната" (Safe Room), как их называли проектировщики, строители и риелторы, но затем Кепп сменил титульный лист на "Комнату страха" (Panic Room).

-4

Финчер лично заплетал Джареда Лето

Этот факт остается спорным, но о нем стоит написать. Джаред Лето сыграл в "Комнате страха" одного из трех злоумышленников, проникших в дом Мэг Олтман. Его Джуниор был отлично прописан в сценарии, но над внешностью Финчеру и Лето пришлось некоторое время побиться. Считается, что решение пришло, когда режиссер представил актера с иной прической и попробовал заплести шевелюру Джареда в африканские косички. По другой версии, с обликом Лето экспериментировала штатный гример и парикмахер проекта по имени Кэнди. Поскольку на Финчера указывает сам актер, я склонен верить этой красивой истории.

-5

Николь Кидман должна была сыграть Мэг

Это известный факт, но не могу не вписать в него одну не столь распространенную, но очень выразительную деталь. Известно, что Финчер часто обращается к сильным женским персонажам – это и Рипли в "Чужом 3", и Саландер в "Татуировке дракона", поэтому в "Комнате страха" ему нужна была мощная яркая актриса, способная противостоять насилию при всей своей внешней хрупкости. Выбор пал на Николь Кидман, и она даже успела сняться в нескольких сценах, прежде чем недолеченная травма, полученная на съемках "Мулен Ружа" заставила ее выйти из игры и уступить место Джоди Фостер. Теплее всего о Кидман отозвалась Кристен Стюарт – по ее словам, они много времени провели вместе, готовясь к совместной работе и даже стали испытывать некоторые "семейные" чувства. Их грустное расставание Николь сопроводила подарком – Стюарт получила игрушечные рации Walkie-Talkie, символизирующие их связь.

-6

Джоди Фостер ждала ребенка во время съемок

Как и Кидман, Джоди Фостер тоже едва не покинула проект, и тоже по медицинским показаниям – вскоре после начала съемочного периода актриса объявила о своей беременности. Доверительная беседа между режиссером и главной звездой расставила точки над "i" – несмотря на физические нагрузки и определенную опасность получения травм во время съемок динамичных сцен Фостер настояла на продолжении работы. И справилась с ней на отлично! Вы вряд ли заметите какую-то перестраховку в действиях ее героини, а чуть изменившуюся фигуру костюмеры скрыли более объемными нарядами и аксессуарами, скрывающими живот.

-7

Студия была недовольна отснятым материалом

В продолжение истории беременности Джоди Фостер нужно добавить то, что Дэвид Финчер, конечно, сообщил о своей беседе с актрисой боссам студии. Продюсерам такой подвох очень не понравился, больше того, на протяжении нескольких дней студия отсматривала отснятый Финчером материал и выражала недовольство тем, как ведет себя в кадре Фостер. Режиссеру стоило немалых усилий убедить коллег в том, что это именно то, что ему нужно – и постановщик в итоге оказался абсолютно прав, роль Мэг стала одной из ярчайших в карьере актрисы. Стоит добавить и то, что третий раз менять исполнительницу главной роли никто готов не был, так что продюсеры и боссы Columbia ворчали, скорее, для порядка.

-8

До Стюарт на роль Сары пробовалась другая актриса

Совсем иначе могла выглядеть и дочь главной героини Сара Олтман – ее могла сыграть не Кристен Стюарт, а некая неназванная актриса, изначально прикрепленная к проекту. К сожалению, имя девушки до сих пор остается неизвестным, но Дэвид Финчер в своих комментариях к "Комнате страха", выпущенной на DVD говорит, что ему хватило нескольких дней проб и репетиций, чтобы понять – из их партнерства ничего не получится. Режиссер отметил, что актриса его "невероятно раздражала" (irritated him beyond belief).

-9

Декорации дома были построены в павильоне озвучания

Хотя перед началом работы над фильмом команда Финчера и объехала несколько манхэттенских домов, режиссер изначально понимал, что снимать в настоящем таунхаусе у него не получится – они слишком узкие и тесные для размещения крупной съемочной техники. В результате декорации многоэтажного дома Олтманов были построены в большом павильоне, использовавшемся для записи музыки и звуковых эффектов. Конструкция позволяла оставить ощущение тесноты лестничных пролетов, но при этом съемные стены давали возможность работать камере и освещению. Стоило это удовольствие более 6 миллионов долларов, что вкупе с дорогим сценарием больно било по счетам студии. К счастью, картина отлично выступила в прокате и легко окупилась.

-10

После "Бойцовского клуба" Финчер пытался снять его противоположность

Это сейчас "Бойцовский клуб" – абсолютная культовая классика, а вот в момент своего выхода на экраны картина считалась едва ли не провалом. Критики ругали его за нигилизм и жестокость, зрители были недовольны вульгарностью и агрессией, а часть публики раздражало то, что у главного героя нет даже имени. Сам режиссер тоже порядком устал на его съемках – действие "Клуба" содержит более 400 сцен в 100 разных локациях. С ума сойдешь! Отсюда понятно желание Финчера снять нечто более камерное. И да, "Комната страха" два часа держит зрителей запертыми в одном единственном доме. Заметный контраст.

-11

Финчер сменил оператора прямо посреди съемок

"Комната страха" должна была стать второй после "Семи" картиной, снятой совместными усилиями режиссера Дэвида Финчера и оператора Дариуса Хонджи. И вроде бы дело спорилось, однако спустя шесть недель съемок тандем распался. Истоки разрыва остаются неизвестны и одного мнения по поводу расставания тоже нет – Хонджи говорит, что он ушел сам, а Финчер утверждает, что он уволил своего партнера. Однозначно известно лишь то, что так называемые "творческие разногласия", которыми подобные разрывы обычно называют, выразились в том, что Хонджи не желал беспрекословно выполнять любые прихоти режиссера и пытался внести свое видение в картинку ленты. Финчер этого не потерпел.

-12

Такая вот дополнительная информация для тех, кто, как и я, без ума от клаустрофобного триллера с ярчайшими актрисами и актерами современности на ведущих ролях. Финчер, без сомнения, очень крут, и я не устану писать о других его работах – прошлых, будущих и даже нереализованных. Будет интересно, как, впрочем, всегда на канале Киноведа в штатском. И не забывайте, читать хорошие тексты можно не только здесь – каналы "Древности нашей ойкумены" и "Библио-лаборатория" смогут порадовать вас классными материалами по истории и литературе, соответственно. Подпишитесь – не пожалеете. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких.

-13

Война пусть остается в кино, реальности нужен мир! Увидимся!

#кино #комната страха #дэвид финчер #джоди фостер #кристен стюарт