Бытие человека знания протекало в непрерывной борьбе, а идея, что он является воином и ведёт жизнь воина, придавала ему эмоциональную стабильность. Эта идея подразумевала четыре понятия:
1. Человек знания должен иметь уважение.
2. Он должен иметь страх.
3. Должен быть бдителен.
4. Должен иметь уверенность в себе.
Данная форма самодисциплины косвенно подчёркивала индивидуальные достижения и одновременно являлась состоянием, в котором индивидуальные интересы сведены до минимума. Во многих случаях личные интересы были несовместимы со строгостью, необходимой для выполнения предписанных обязательных действий.
Человек знания в роли воина был обязан занять позицию уважения к тем явлениям, с которыми имел дело. Он должен проникнуться этим чувством к любой вещи, имеющей отношение к знанию, и придавать всему значение в перспективе.
Иметь уважение при встрече с непознанным значило то же самое, что давать оценку своим ресурсам. Если оставаться в рамках логического мышления, идея уважения распространяется и на себя, ибо сам человек является таким же непознанным. Упражнение в рассудительном уважении превращает ученичество, которое иначе могло показаться абсурдным, в очень осмысленную процедуру.
Другим атрибутом жизни воина является переживание и тщательная оценка страха. Идеальной считается ситуация, когда человек продолжает действовать, невзирая на страх.
Предполагалось, что страх должен быть побеждён и настанет время, когда его больше не будет в жизни человека. Но сначала необходимо осознавать свой испуг и уметь вовремя оценивать это событие. Дон Хуан утверждал, что победить страх можно только встречаясь с ним лицом к лицу.
Как воин, человек знания должен быть бдительным. Это включает в себя два аспекта осознанности — осознание намерений и осознание ожидаемого потока событий.
Осознание намерений — это род восприятия факторов, включённых в отношение между конкретной целью какого-нибудь обязательного действия и конкретной целью собственного поведения. Поскольку каждое обязательное действие имело определённую конкретную цель, человеку знания надо было быть бдительным. То есть, он должен иметь возможность в любой момент приспособить определённую цель обязательного действия к определённому мотиву, который он держит в уме, желая действовать.
Осознав это отношение, человек знания был также способен воспринять то, что, по его мнению, могло быть ожидаемым потоком событий. Осознание ожидаемого потока событий относится к уверенности, что человек способен определить в любое время все величины и факторы, включённые в отношение между конкретной целью каждого действия и конкретным мотивом человека. В состоянии осознанности ожидаемого потока событий человек может заметить наиболее тонкие изменения.
Эта осознанность изменений принимается в расчёт при распознавании знамений и других необычных событий.
Последний аспект поведения воина касается уверенности в себе, в том, что конкретная цель выбранного действия является единственной обнадёживающей альтернативой для собственных мотивов к действию.
Без уверенности в себе человек не смог бы выполнить один из самых главных постулатов учения — обращаться с знанием, как с силой.