Хочу признаться в одном страшном грехе. Произнести такое, за что в приличном обществе морду бьют, наверное. Мне(шёпотом) нравится фильм "Девятая рота". И Бондарчук, как режиссёр, тоже нравится. В своё оправдание хочу объяснить, почему.
Нет, военно-историческая драма, какой задумывался фильм, конечно же, не получилась. Конечно же, посредственная игра актеров, множество исторических ляпов, а то и вовсе откровенной лжи и клеветы, особенно, в финальном монологе, использование американских шаблонов для построения сюжета, которые тут ни к селу, ни к городу, и все такое прочее, ничего из этого не отрицаю и не оправдываю. Но, кстати, помидоры за это все больше предназначены не Бондарчуку, а сценаристу - Юрию Короткову. Бондарчук, когда снимал фильм, не изменил в сценарии ни слова, ничего от себя не добавил.
Вот за это его и люблю. Под его фильмы можно спокойно пить чай, не боясь поперхнуться, и не приходится материться в стиле "Едрить-колотить, да в книге не так же все было!!!". Может, конечно, это и говорит об отсутствии таланта и фантазии, но я считаю, такие режиссёры, которые не переворачивают произведение с ног на голову и не делают Евгения Онегина женщиной-негритянкой, тоже нужны. Во всяком случае, мне.
Ну, да ладно, я не об этом писать хотела. Давайте представим, что в начальных титрах фильма есть фраза, которой так там не хватает - "Давным-давно, в далёкой галактике..." или "Все события вымышлены, любое сходство с реальными является случайностью." Что тогда получается? Все встаёт на свои места, и вместо корявой драмы фильм превращается в сказку. В красивую, лакированную такую сказку. Несмотря на, типа, трагический финал, сказку добрую, светлую и солнечную. В рассказ не о том, как оно было, а о том, как должно было быть. И эта версия мне нравится.
То, что актеры играют так себе, позволяет не страдать, когда герои погибают, а воспринимать их смерть условно, как и должно быть в сказке. Погибают, но демонстрируют при этом свои лучшие качества, все ссоры и недомолвки забыты, и даже тот, кто пытался заниматься травлей, жертвует собой, чтобы спасти того, кого мучил... Бывает ли так? Не знаю, но финал красивый. Сказочно красивый, очень приятный.
Да и вообще, за редким исключением, все персонажи фильма, в том числе и неприятели, показаны неплохими, приятными людьми. При других обстоятельствах герои и противники могли бы и подружиться....
Контуженный прапорщик хоть и изводит героев, но не из ненависти, не из желания власти, скорее, из любви...
Солдат-новобранец, домашний мальчик, тихий, мягкий, не умеющий давать отпор, не умеющий сдерживать слезы, плохо переносящий физические нагрузки, не становится изгоем! Его принимают со всеми его особенностями, поддерживают, искренне радуются его успехам, его преображению... Могло быть такое в жизни? Да ни в жисть не поверю! Да в реальности его так затоптали бы, что он бы через полгода максимум или застрелился или сначала перестрелял бы всех, а потом застрелился. А здесь... да, это ложь, так не бывает. Но как же приятно смотреть! Если бы так и правда было...
Девушка-нимфоманка, опять же. В отличие от реальности, ей не просто пользуются. Ее не презирают, не осуждают. Ее благодарят и относятся к ней очень тепло. А тех, кто пытается что-то не то сказать, быстро осекают. Тоже мало похоже на правду, но пусть хоть здесь так будет...
Ну, и самое главное - две очень здравых мысли, к сожалению, не популярных у нас в обществе.
Первая - что нытьё и слёзы не всегда являются антонимом героизма. Можно ныть и не делать, а можно ныть и делать. Герои - не парни из стали, они вполне способны чувствовать и страх, и боль. И стыдиться этого не нужно. Главное - не как ты это делаешь, а что ты делаешь. Если бы люди меньше сил тратили на то, чтобы подавить "постыдные" эмоции, может, их больше бы оставалось на дела...
Ну, и вторая - не нужно стыдиться своего прошлого. И своего незавидного положения в нем. Главный герой открыто заявляет, что да, он в своё время питался из помойки. И не чувствует себя униженным. Легко быть брезгливым, когда никогда голода не знал, а ты узнай сначала, а потом поговорим...
Хоть здесь никто не цитирует Омара, мать его, Хайяма с этим надоевшим до рвоты "Ты лучше голодай, чем что попало ешь..." Очень любят эту фразу те, кто может себе позволить лопать всякие дорогие вкусности и покупать дорогое издание Омара Хайяма...
Вот за это все от меня большое спасибо и Короткову, и Бондарчуку. Когда на душе муторно, и душа просит солнца и сказки, включаю "Девятую роту"...