На перекрестке нынешних улиц Водников и Венцека еще с догубернских времен, когда идущая вдоль волжского берега улица Водников называлась просто Большой, а улица Венцека была ухабистой дорогой в гору и никакого названия еще не имела, стояла усадьба семейства Новокрещеновых
В 1860-м году самарский купец Григорий Семёнович Новокрещенов выстроил здесь первый на улице двухэтажный каменный особняк «по образцовому проекту». В доме имелись две русские и пять голландских печей, пристроенная каменная кухня, во дворе – амбар, деревянный флигель с подвалом, кладовая и навес. Со временем на усадьбе появились каменные погреба и конюшня, в помещениях первого этажа обустроились хозяйские лавки.
После кончины в 1878-м году Г.С. Новокрещенова и вступления в права наследство сыновья Иван и Павел добротный, но старомодный и переживший несколько общегородских пожаров фамильный особняк перестроили в популярном эклектическом стиле с чертами ампира. Оба уличных фасада углового Г-образного здания сохранили симметричную композицию, акцентированную богатой пластикой широких угловых пилястр, идущих от цокольного карниза. В уровне первого этажа пилястры, опирающиеся на квадратные базы, покрыты желобками-каннелюрами, в уровне второго – каннелированная часть расположена внизу, сверху в овальных нишах размещены лепные розетки и венчающие коринфские капители.
Разделяет этажи карнизный пояс - с поребриком над окнами и гладкий в уровне простенков. Прямоугольные окна первого этажа украшают наличники с гранеными замковыми камнями, «вставленными» в филенчатые рамки. Лучковые оконные проемы второго этажа оформлены еще более нарядно - наличниками с боковыми фигурными ушками и выпуклыми трехрядными сандриками с полукруглыми бровками, подчеркнутыми тонкими внутренними филенками. Сандрики опираются на фигурные кронштейны с волютами. Горизонтальный пояс , образованный подоконным и междуэтажным карнизами, оформлен прямоугольными нишами с круглыми розетками в центре.
Фризовая часть заполнена лепным узором в виде надоконных гирлянд с «бантиками» и кистями. Отделенный профилированными тягами и узорчатым лепным пояском широкий венчающий карниз опирается на кронштейны с зубцами-дентикулами и орнаментом из листьев
Позже особняк дополнился пристроем со стороны ул Венцека, на участке был возведен павильон для «фотографического заведения». В начале 1886-го года братья Новокрещеновы купили соседнюю усадьбу, где впоследствии их зять Иван Никифорович Мясников, женатый на дочери П.Г. Новокрещенова Марии выстроил знаменитый «Дом с якорем».
Еще раньше Иван Новокрещенов, продолжая «осваивать» семейные территории, выстроил особняк на углу Панской (Ленинградской) и Дворянской (Куйбышева), с 1884-го выгодно сдаваемый Почтово-телеграфному ведомству.
9 июня того же 1986-го года Павел Григорьевич Новокрещенов скончался. В 1892 году его брат Иван Григорьевич и сыновья Дмитрий и Петр Павловичи Новокрещеновы подали в канцелярию губернатора обращение, где сообщали, что: «...согласно духовному завещанию покойного купца Григория Семеновича Новокрещенова жертвуют в пользу самарского городского купеческого сословия, находящегося в общем их владении, часть дворового места с каменным домом и другими постройками на углу Преображенской и Заводской... на учреждение приюта для престарелых больных и бедных лиц купеческого сословия». О событии писала не только местная, но и столичная пресса.
Попечительский совет дар принял, провел необходимый ремонт, а в августе 1896-го вдруг передал здание в аренду городу под размещение ломбарда. Пишут, что купцы якобы воспользовались «материальной необеспеченностью благотворительного заведения» и просто стали извлекать из него прибыль! Тут, во-первых, хочется заметить, что решения о сдаче в аренду приняли спустя четыре года, во-вторых, чисто символическая арендная плата лишь покрывала расходы на содержание и налоги, а в третьих – попечительский совет можно было назвать советом семейным.
Членами Совета являлись миллионер-мукомол Я.Г. Соколов, Н.Г. Неклютин, Ф.И. Никонов, Н.Е. Мясников. Как известно, дочь «завещателя» Павла Новокрещенова Антонина была замужем за сыном Николая Неклютина Матвеем, другая дочь Мария – приходилась невесткой Никифору Мясникову, а «даритель» Дмитрий Павлович Новокрещенов - женат на дочери Федора Никонова Екатерине .
Думается, причиной неисполнения завещания стали не финансы, а то, что за четыре года в городе так и не обнаружился требуемый контингент – бедные, больные и нуждающиеся в пропитании купцы. Ясное дело, что безоблачным купеческое небо никогда не было - периодически случались банкротства, нередко – переходы из купеческого сословия в мещанское. Почетному званию купца сопутствовала немалая налоговая нагрузка! Однако история Самары не сохранила ни одного примера, когда бывший делец на старости лет вдруг оказался на улице без крыши над головой и куска хлеба.
Несостоявшаяся богадельня, превратившись после национализации в жилой дом, пережила революции, перевороты, войны, застой и эпоху коллективного разграбления. Начатая в столетнюю годовщину Революции - октябре 1917-го года - реконструкция в мае 2018-го благополучно завершилась.
Сейчас как расположение дома на второй линии от набережной, так и фасады с затейливым декором и просторные светлые квартиры с высокими потолками очень хороши
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете