Продолжаем разговор о постановке звуков позднего онтогенеза.
Сегодня рассмотрим постановку шипящих звуков [Ш], [Ж]
В статье постараюсь рассказать о максимально результативных способах постановки.
Вначале давайте рассмотрим артикуляцию шипящих в норме.
- губы выдвинуты вперед в форме «рупора»;
- зубы сближены;
- язык широкий, кончик приподнят кверху;
- средняя часть спинки языка прогибается вниз;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов;
- голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют;
- воздушная струя теплая проходит между кончиком языка и альвеолами.
Какие могут быть варианты неправильного произношения шипящих звуков.
Нарушение произношения шипящих звуков называется сигматизмом.
Известны несколько видов шипящего сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный
1. Губно-зубной сигматизм.
При таком виде сигматизма образуется смычка нижней губы с верхними резцами, появляется призвук [Ф].
2. Межзубный сигматизм.
Кончик языка занимает положение между зубами, появляется шепелявый оттенок звука.
3. Призубное произношение.
При таком нарушении кончик языка упирается в края нижних и верхних резцов. Проявляется в замене шипящих звуками Т – Д.
4. Боковое произношение
При данном виде сигматизма боковые края языка не прилегают к коренным зубам, выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии, а через боковую щель. Появляется хлюпающий звук.
5. Носовой звук.
При носовом сигматизме корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу.
В результате этого мягкое небо опускается, и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость. Появляется носовой (назальный) оттенок.
Также звуки [Ш] и [Ж] могут полностью отсутствовать.
Отдельно можно выделить еще одно нарушение - смягченное произношение звука [Ш], т.е. он больше похож на [Щ].
Часто встречаются замены звука [Ш] на [С], [Ж] на [З] – парасигматизм.
Для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произнесению звуков [Ш], [Ж] применяем следующие упражнения:
1. «Заборчик»: улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.
2. «Бублик»: зубки плотно сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед так, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
3. Чередуем «Заборчик» - «Бублик»
4. «Чашечка»: улыбаемся, рот открыт, язык высунут в форме чашки. Удерживаем в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд.
5. «Блинчик»: рот слегка приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 10.
6. «Чистим зубки»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Ребенок двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
7. «Лопаточка»: улыбаемся, рот приоткрыт, положить широкий язык на нижнюю губу. Делаем язычком «копательные» движения.
8. «Фокус»: язык в положении «чашечка» высунут изо рта. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Ватка должна лежать строго вверх.
Способы постановки шипящих звуков
1. По подражанию
«Подползла ко мне змея, зашипела на меня: Ш-Ш-Ш».
«Змея, куда же ты спешишь, уж очень громко ты шипишь: Ш-Ш-Ш»
Попросите ребенка сделать из языка «чашечку». Скажите ему, что в «чашечку» мы налили горячий чай. И нужно очень аккуратно занести «чашечку» в рот к альвеолам, не расплескав чай. Чай горячий, поэтому нужно подуть на край «чашечки» - широкий кончик языка, чтобы остудить его.
Для звука [Ж] попросите ребенка добавить голос.
«Жук жужжит и встать не может: Ж-Ж-Ж
Ждет он, кто ему поможет: Ж-Ж-Ж»
2. Постановки от других звуков
От звука [Т]
Ребенок ставит широкий кончик языка на альвеолы. Губы округлены и вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы сближены ы форме вертикального прикуса. Ребенок выдыхает воздух и тянет звук [Т]. Слышим шипение. Воздушная струя теплая и ребенок целится ею в ладошку.
Бывает, что ребенку сложно удерживать язычок в верхнем положении и он «роняет» язык.
В данном случае М. А. Полякова предлагает положить ребенку на кончик языка кусочек фольги (можно кусочек фантика от конфеты). И пусть малыш прижимает этот кусочек фольги к альвеолам и шипит.
Чтобы помочь краям языка плотнее прижаться к коренным зубам, можно большим и средним пальцами нажать на щеки ребенка в районе коренных зубов.
Звук [Ж] можно ставить от звука [Д]
От звука [С]
Если у ребенка нижнее положение языка при произнесении звука[С], просим его тянуть звук и при этом языком скользить вверх за верхние зубы. Важно, чтобы звук [С] не прерывался, и язык не отрывался от резцов. Появится нечеткий шипящий звук. Затем язык перемещается на альвеолы. Губы округляем. И наш звук [Ш] готов.
Можно попросить ребенка сразу поставить язык за верхние резцы и потянуть звук [С].
От звука [Р]
Этот прием можно применять, если у ребенка поставлен звук [Р].
Ребенок шепотом тянет звук [Р] так, чтобы прекратилась вибрация. Можно шпателем помочь «затормозить» вибрацию». Губы вытягиваем «рупором» После этого слышится [Ш].
3. Постановка с механической помощью
Для постановки можно использовать деревянный шпатель.
Ребенок ставит язык за верхние резцы и произносит звук [С]. При этом губы в улыбке, между нижними и верхними резцами небольшая щель. Пока ребенок тянет [С], нужно шпателем продвинуть кончик языка вглубь на альвеолы. Послышится шипящий звук. После округления губ звук будет более нормативный. Для полноценного звука [Ш] нажмите пальцами на щеки ребенка в районе коренных зубов.
Если звук получился, отрабатываем его без шпателя.
После постановки звуков начинаем их автоматизировать. На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение, затем в словах, в предложениях.
Не забываем про дифференциацию звуков [С]-[Ш], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж]