Найти тему

СТАВИМ ЗВУКИ ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА (ЧАСТЬ 2. ЗВУКИ [Ш], [Ж])

Продолжаем разговор о постановке звуков позднего онтогенеза.

Сегодня рассмотрим постановку шипящих звуков [Ш], [Ж]

В статье постараюсь рассказать о максимально результативных способах постановки.

Вначале давайте рассмотрим артикуляцию шипящих в норме.

- губы выдвинуты вперед в форме «рупора»;

- зубы сближены;

- язык широкий, кончик приподнят кверху;

- средняя часть спинки языка прогибается вниз;

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

- между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов;

- голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют;

- воздушная струя теплая проходит между кончиком языка и альвеолами.

Какие могут быть варианты неправильного произношения шипящих звуков.

Нарушение произношения шипящих звуков называется сигматизмом.

Известны несколько видов шипящего сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный

1. Губно-зубной сигматизм.

При таком виде сигматизма образуется смычка нижней губы с верхними резцами, появляется призвук [Ф].

2. Межзубный сигматизм.

Кончик языка занимает положение между зубами, появляется шепелявый оттенок звука.

3. Призубное произношение.

При таком нарушении кончик языка упирается в края нижних и верхних резцов. Проявляется в замене шипящих звуками Т – Д.

4. Боковое произношение

При данном виде сигматизма боковые края языка не прилегают к коренным зубам, выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии, а через боковую щель. Появляется хлюпающий звук.

5. Носовой звук.

При носовом сигматизме корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу.

В результате этого мягкое небо опускается, и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость. Появляется носовой (назальный) оттенок.

Также звуки [Ш] и [Ж] могут полностью отсутствовать.

Отдельно можно выделить еще одно нарушение - смягченное произношение звука [Ш], т.е. он больше похож на [Щ].

Часто встречаются замены звука [Ш] на [С], [Ж] на [З] – парасигматизм.

Для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произнесению звуков [Ш], [Ж] применяем следующие упражнения:

1. «Заборчик»: улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.

2. «Бублик»: зубки плотно сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед так, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.

3. Чередуем «Заборчик» - «Бублик»

4. «Чашечка»: улыбаемся, рот открыт, язык высунут в форме чашки. Удерживаем в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд.

5. «Блинчик»: рот слегка приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 10.

6. «Чистим зубки»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Ребенок двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

7. «Лопаточка»: улыбаемся, рот приоткрыт, положить широкий язык на нижнюю губу. Делаем язычком «копательные» движения.

8. «Фокус»: язык в положении «чашечка» высунут изо рта. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Ватка должна лежать строго вверх.

Способы постановки шипящих звуков

1. По подражанию

«Подползла ко мне змея, зашипела на меня: Ш-Ш-Ш».

«Змея, куда же ты спешишь, уж очень громко ты шипишь: Ш-Ш-Ш»

Попросите ребенка сделать из языка «чашечку». Скажите ему, что в «чашечку» мы налили горячий чай. И нужно очень аккуратно занести «чашечку» в рот к альвеолам, не расплескав чай. Чай горячий, поэтому нужно подуть на край «чашечки» - широкий кончик языка, чтобы остудить его.

Для звука [Ж] попросите ребенка добавить голос.

«Жук жужжит и встать не может: Ж-Ж-Ж

Ждет он, кто ему поможет: Ж-Ж-Ж»

-2

-3

2. Постановки от других звуков

От звука [Т]

Ребенок ставит широкий кончик языка на альвеолы. Губы округлены и вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы сближены ы форме вертикального прикуса. Ребенок выдыхает воздух и тянет звук [Т]. Слышим шипение. Воздушная струя теплая и ребенок целится ею в ладошку.

Бывает, что ребенку сложно удерживать язычок в верхнем положении и он «роняет» язык.

В данном случае М. А. Полякова предлагает положить ребенку на кончик языка кусочек фольги (можно кусочек фантика от конфеты). И пусть малыш прижимает этот кусочек фольги к альвеолам и шипит.

Чтобы помочь краям языка плотнее прижаться к коренным зубам, можно большим и средним пальцами нажать на щеки ребенка в районе коренных зубов.

Звук [Ж] можно ставить от звука [Д]

От звука [С]

Если у ребенка нижнее положение языка при произнесении звука[С], просим его тянуть звук и при этом языком скользить вверх за верхние зубы. Важно, чтобы звук [С] не прерывался, и язык не отрывался от резцов. Появится нечеткий шипящий звук. Затем язык перемещается на альвеолы. Губы округляем. И наш звук [Ш] готов.

Можно попросить ребенка сразу поставить язык за верхние резцы и потянуть звук [С].

От звука [Р]

Этот прием можно применять, если у ребенка поставлен звук [Р].

Ребенок шепотом тянет звук [Р] так, чтобы прекратилась вибрация. Можно шпателем помочь «затормозить» вибрацию». Губы вытягиваем «рупором» После этого слышится [Ш].

3. Постановка с механической помощью

Для постановки можно использовать деревянный шпатель.

Ребенок ставит язык за верхние резцы и произносит звук [С]. При этом губы в улыбке, между нижними и верхними резцами небольшая щель. Пока ребенок тянет [С], нужно шпателем продвинуть кончик языка вглубь на альвеолы. Послышится шипящий звук. После округления губ звук будет более нормативный. Для полноценного звука [Ш] нажмите пальцами на щеки ребенка в районе коренных зубов.

Если звук получился, отрабатываем его без шпателя.

После постановки звуков начинаем их автоматизировать. На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение, затем в словах, в предложениях.

Не забываем про дифференциацию звуков [С]-[Ш], [Ж]-[З], [Ш]-[Ж]