Найти в Дзене
Cat_Cat

Мифы о Тухачевском

Оглавление

Михаилу Николаевичу в жизни везло. А потом сильно не повезло. Удивительно, что после смерти эти качели фортуны (у неё же должно быть колесо!) не закончились – из гениального полководца, сгинувшего во времена культа личностей он в массовом сознании превратился в аццкую сотону и бездаря.

Попробуем разобраться, что же из популярных представлений о нём истина, а что – ложь, военкорство и провокация.

1. Тухачевский почти не имел боевого опыта в Первую Мировую войну.

Как раз на его пребывание в строю выпал период бурной активности, когда обе стороны не сидели в окопах, а пытались разгромить противника в манёвренных сражениях. Напомню, что в плен Тухачевский попал в феврале 1915 года. За это время у поручика Тухачевского были возможности отличиться. И он ими воспользовался. В сентябре 1914 года он сыграл большую роль в захвате моста через реку Сан. Сам он, по имеющимся свидетельствам, считал свою роль решающей, в чём с ним согласны некоторые мемуаристы. Командующий ротой получил за тот бой Орден Св. Георгия 4-й степени, сам Тухачевский – Орден Св. Владимира 4-й степени с мечами. Уже 11 сентября он получает в командование роту – потери в офицерах было крайне велики. При этом он оставался поручиком, должность же комроты занималась обыкновенно капитаном. К моменту пленения в феврале 1915 года Тухачевский был награждён следующими орденами: «в 1914 – Владимир 4-й степени с бантом, Анны 3й степени, Станислава 3-й степени с мечом и бантом. 1915 – Анны 2-й степени с мечами, Анны 1-й степени с надписью „За храбрость“». Комментарии излишни. Информация опубликована в ВИЖе ещё в 1996 исследователем Шабановым.

По интернету это гуляет, как фото Тухачевского. На самом деле это коллаж фото другого семёновского офицера с известной фотографией Тухачевского времён Гражданской. Тем не менее, примерно представить, как выглядел Тухачевский в годы Первой Мировой можно. Да, набор наград отличный от имевшихся у Михаила Николаевича.
По интернету это гуляет, как фото Тухачевского. На самом деле это коллаж фото другого семёновского офицера с известной фотографией Тухачевского времён Гражданской. Тем не менее, примерно представить, как выглядел Тухачевский в годы Первой Мировой можно. Да, набор наград отличный от имевшихся у Михаила Николаевича.

В копилку опыта можно добавить ещё месяц нахождения в полку в 1917 году, но тогда активных действий не велось и представленный к званию капитана Тухачевский вряд ли много ценного вынес из этого мрачного для Семёновского полка периода.

2. Тухачевский бежал из плена, нарушив офицерское слово

Сам Тухачевский объяснял ситуацию в письме к комменданту лагеря: ««Милостивый государь!

Я очень сожалею, что мне пришлось замешать Вас в историю

моего побега. Дело в том, что слова я не убегать с прогулки не давал. Подпись моя на Ваших же глазах и в присутствии французского переводчика была подделана капитаном Чернивецким, т. е. попросту была им написана моя фамилия на листе, который Вы подали ему, а я написал фамилию капитана Чернивецкого на моем листе. Таким образом, воспользовавшись Вашей небрежностью, мы все время ходили на прогулки, никогда не давая слова. Совершенно искренно сожалею о злоупотреблении Вашей ошибкой, но события в России не позволяют колебаться.

Примите уверения в глубоком почтении

Подпоручик Тухачевский

10 августа 1917 г.».

Может быть, такое формальное оправдание ничего не значило и офицеры за подобные выходки его гневно осуждали? В России к побегам офицеров из вражеского плена относились положительно. Лавр Корнилов, бежавший из плена, был назначен с повышением командующим корпуса (до пленения командовал дивизией). К Тухачевскому, естественно, тоже никто никаких претензий не предъявлял и в родном Семёновском полку он получил в командование роту и представление к званию капитана, дабы уравнять его в звании с сверстниками. Впрочем, насколько я понимаю, звание капитана он получить уже не успел: старая армия стремительно разваливалась и всем стало не до званий, которые вскоре тоже отменили.

3. В Гражданскую войну Тухачевский себя проявил только карательными операциями.

«В вину» Тухачевскому ставят подавление Кронштадтского мятежа и восстания в Тамбовской губернии. Забавно, что в недавней трансляции парада в честь дня ВМФ Кронштадт был назван неприступной крепостью. Видно, про взятие его войсками Тухачевского забыли. Раз участие в подавлении Кронштадского мятежа и Тамбовского восстания – события 1921 года, в пору задаться вопросом, что делал Тухачевский в ночь с 31 декабря по 14 января с 1918 года по 1920, до кампании против Польши.

В 1918 он воевал против белых на Восточном фронте и довольно успешно, например, взял родной город Ленина Симбирск, чем очень порадовал выздоравливавшего после покушения Ильича. Затем была недолгая «командировка» на Южный фронт. Пока его не было на фронте случился кризис и Колчак успел даже немножко показаться в поезде с надписью «на Москву». Однако вскоре на Восточный фронт красных вернулся и Михаил Николаевич и военная удача. Так что когда некий партийный деятель с псевдонимом Сталин будет рекомендовать его на пост командующего Кавказским фронтом, то партиец будет характеризовать назначенца, как «победителя Колчака».

Послали Тухачевского воевать против Деникина не по приколу, а в связи с неудачами предыдущего комфронта военспеца В.Шорина. После назначения неудачи преследовали уже белых, фронт которых рухнул. Деникинцам пришлось бежать в Крым. Далее, весной 1920 года Тухачевский получает назначение на Западный фронт, противостоявший польским войскам в восточной Белоруссии. Тут у Михаила Николаевича самого начались неприятности.

С Польской компанией всё не так просто, как кажется. Обычно вспоминают неудачный поход на Варшаву и последующее отступление Красной Армии, в результате которого поляки даже Минск заняли. Однако итоговая линия фронта расположилась несколько западнее района Березины, с которого начиналась кампания 1920 года. Так что «по очкам» Тухачевский даже выиграл.

4. Тухачевский, восставшие и хим.оружие.

Традиционно в вину Тухачевскому ставят применение хим.оружия против восставших в Тамбовской губернии. При том часто добавляют «крестьян».

Во время Гражданской что красные, что белые, что национальные армии сталкивались с подавлением крестьянских восстаний. В сущности, рано или поздно с недовольством крестьян сталкивался любой режим, который изымал у крестьян хлеб. А изымать его приходилось всем, при чём всем предложить взамен крестьянам что-то ценное было нечего. «10 метров керенок!», денег, утерявших стоимость настолько, что их могли мерить метрами бумаги, на которой их напечатали, к ценным вещам не относилось. После насильственного отъёма хлеба то там то тут вспыхивало пламя крестьянского мятежа. Не так важно, назывался ли этот отъём продразвёрсткой или «самоснабжением», как у белых. И везде мятеж пытались подавлять военной силой. Кстати, механизм появления мятежа, ровно как и почему ничем хорошим для крестьян он кончится не мог, прекрасно объяснил Шолохов в «Тихом Доне».

Те, кто предъявляют претензии по поводу подавления тамбовского восстания редко вспоминают про красных партизан Сибири. Или даже про Батьку Махно в тылу Деникина. Даже про мятежи в уже занятой красными Сибири не вспоминают, почему-то повинен один Тухачевский.

Но ведь он применил химическое оружие, а это...а это по меркам тех лет уже норма. Да, конечно, применение этого оружия было запрещено...но в Первую Мировую его применение дошло до картин «Армантьер был затоплен таким количеством иприта, что последний тёк по улицам», как писал военспец Де Лазари в книге про химическое оружие. Да и в самой Гражданской применяли его и красные и, в большей мере, их противники. Благо у британцев было, что применять. Тут я могу лишь отослать к статьям ныне покойного Бобкова, лучше него я не напишу.

Книга де-Лазари, упомянутая выше. Внутри - чистая прагматика, никаких заламываний рук «ах, как ужасно химическое оружие!»
Книга де-Лазари, упомянутая выше. Внутри - чистая прагматика, никаких заламываний рук «ах, как ужасно химическое оружие!»

Тухачевского и правда можно упрекнуть по поводу применения оружия. Но в первую очередь – в разбазаривании ценного вооружения. Опыт Первой Мировой показал, что химическое оружие для своего успеха требует массированного применения, а кроме того подходящих погодных условий и, желательно, открытой местности. В известных случаях применения...про погоду ничего не известно, всё остальное нарушено. Попытки пострелять «куда-то туда» несколькими десятками снарядов вряд ли были мятежниками даже замечены.

Но и тут претензии стоит предъявлять даже не столько самому Тухачевскому, он просидел большую часть войны в плену, откуда ему знать, как это оружие применять? Куда больше виноваты военспецы, которые не объяснили, что новомодные снаряды в данном случае бесполезны. Впрочем, израсходовано было всего порядка 100 нарядов.

На самом деле новая техника действительно успешно показала себя в боях. Только это были грузовые автомобили, на которые можно было посадить пехоту и быстро преследовать летучие отряды восставших.

Михаил Николаевич, увидевший Тойоту с ДШК
Михаил Николаевич, увидевший Тойоту с ДШК

А вот броневикам не хватало проходимости.

5. Тухачевский и декавильки.

В своё время сам Владимир Богданыч Резун поливая Михаила Николаевича известной субстанцией, заявил, что де Тухачевский любил сыпать непонятными терминами, часть из которых собственноручно изобретал. И в пример приводит два слова: «полемостратегия» и «декавильки».

Первое слово появляется в статье «Война» в сборнике Академии имени Фрунзе 1926 году. И не просто появляется, по сути, статья посвящена введению этого термина. Любой желающий может найти эту статью в интернете и самому оценить, насколько непонятным языком она написана. Ссылку см. в комментарии. В дальнейшем этот термин перестали использовать. Вместо него периодически используют кальку с английского «Большая стратегия».

Цитату про декавильки добрые люди нашли и давно: «Кроме восстановления железных дорог, иногда придется производить постройку и новых, как широкой колеи, так и декавилек». Даже из контекста очевидно, что речь про узкоколейные железные дороги. И разборные железные дороги системы Декавилля в 20-е, когда Тухачевский работу писал, были широко распространены и известны, например, упоминает их в своих трудах Свечин и тоже без объяснений.

В конце концов, каждый может на милитере открыть сборник избранных трудов Тухачевского и почитать, что именно он писал. Или открыть стенограмму заседаний Военного Совета при наркоме обороны и узнать, что и как Тухачевский говорил. Для контраста «полирнуть» речами Городовикова или Кулика, не забыв запастись поллитрой.

В следующей части марлезонского балета мы разберёмся с предложениями Тухачевского о перевооружении, они требуют отдельного поста.

Автор: Никита Баринов