Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Кружки, секции и прочие “допы”. Нужны ли ребенку или “и так сойдет”?

На днях наткнулся на просторах Дзена на статью, написанную от лица мамы двоих детей. Суть в следующем: она отказалась от всяких дополнительных занятий для своих детей. Был негативный опыт, потом она “отменила” кружки и теперь дети счастливы, у них много свободного времени и занимаются они, чем посчитают нужным. В противовес она приводила пример своей родственницы, которая возит ребенка на художественную гимнастику “1,5 часа в одну сторону, и ребенок рыдает”.

Так нужны ли все эти дополнительные занятия? Давайте разберемся. Сразу подчеркну, что рассматривать будем не супер-одаренных детей, которые, возможно, в будущем будут представлять нашу страну на международных соревнованиях и конкурсах, а обычного среднестатистического школьника.

Считаю, что внеурочная деятельность — это замечательно. Это способ развиваться, расширять кругозор, познавать мир, раскрывать в себе таланты и умения. Важно только соблюдать несколько простых правил при выборе дополнительных занятий.

1. Не перегружайте. Помните Агнию Барто?

“Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок — мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали”

Вот, это хороший пример, как делать не надо. У ребенка должно оставаться свободное время. Причем не только на домашнее задание и уборку в комнате, но и на отдых: игры, прогулки с друзьями, просмотр мультфильмов. Не нужно забивать все расписание, “чтоб делом был занят, а не по улицам болтался”, достаточно одного-двух кружков. Разве что ребенок сам "захочет большего".

2. Выбирайте секции поближе к дому. Если нет цели сделать из ребенка профессионала, поищите занятия поближе к дому, в идеале — в пешей доступности. Это сэкономит время (особенно актуально зимними вечерами), кроме того, ребенок сможет найти себе новых друзей, которые живут неподалеку. Порой интересные кружки есть прямо в школе, которую посещает ребенок.

3. Обращайте внимание на способности и интересы ребенка. Возможно, это подскажет вам, какой кружок можно попробовать. Иногда дети сами прямо говорят “Мама, хочу туда-то”. Если есть возможность — прислушайтесь.

4. Не переводите на ребенка свои мечты и “детские травмы”. Одинаково удивляют родители, которые говорят “Я ходил на бокс, но там был злой тренер, я бросил, и ребенка теперь на боевые искусства не поведу”, так и слова вроде “Всегда мечтал играть на музыкальном инструменте, но в музыкалку не попал, теперь пусть Ванечка научится” (даже если Ванечка мечтает программировать, а не музицировать). Ваш ребенок — не вы.

4. Не настаивайте. Задача родителя — показать ребенку, чем можно заняться. Если ребенку не нравится, постарайтесь выяснить причину. Если речь о “У меня не получается”, предложите подождать пару месяцев, возможно, просто требуется время. Если же речь про скучно/не нравится, предложите ребенку попробовать что-то еще.

5. Не делите кружки “по половому признаку”. Исторически сложилось, что в танцевальных студиях нехватка мальчиков, а в секциях единоборств меньшинством становятся девочки. Причины в целом понятны, но все же не будьте столь категоричными. Если ваш сын хочет научиться шить, а дочка — паять микросхемы, не стоит хвататься за голову и сердце, и срочно требовать выбрать “нормальный кружок!”. Пусть попробуют, знания и умения лишними не бывают.

6. Не всем детям в принципе нужны кружки. Есть дети, которые утомляются в детском коллективе, чувствуют себя некомфортно. В этом случае можно постараться найти “домашнюю” альтернативу. Сейчас немало онлайн-курсов, в том числе и бесплатных. Рисовать, лепить, плести из бисера вполне можно и дома с видео-уроками.

Пусть получение новых знаний будет в радость. Успехов вам и вашим детям!