Каждый наверняка хоть раз слышал, что есть такой «минимально жизнеспособный продукт», но мало кто знает, что это такое и с чем его, так сказать, едят. Так вот, это очень полезная штука, которую используют при запуске новых товаров или услуг.
На английском минимально жизнеспособный продукт называется Minimum Viable Product, MVP. Он используется для оценки идей и гипотез. Это тестовая версия (прототип) товара, услуги или сервиса. В сфере разработки ПО используется понятие «бета-версия». Главная задача такого продукта – получить обратную связь от потребителей с минимальными затратами и ответить на вопрос, имеет ли смысл развивать его дальше, есть ли спрос.
MVP позволяет минимизировать риск провала на стадии полноценного запуска.
Во время тестирования предприниматель узнает потенциал продукта, насколько он полезен и интересен целевой аудитории, что нужно доработать или улучшить. Применение этого инструмента помогает ускорить запуск основного продукта и адаптировать его к запросам потребителей уже на стадии разработки.
Минимально жизнеспособный продукт не означает создание недоработанного или некачественного товара. Наоборот важно, чтобы он был функциональным и удовлетворял запросы потребителей в полном объеме.
Преимущества MVP-стратегии:
- Минимизация рисков. На создание такого продукта уходит гораздо меньше времени и ресурсов. И в случае неудачи предприниматель избежит больших потерь.
- Объективность. Показатели спроса, себестоимость, ценовые ожидания потребителей реальны и измеримы.
- Гибкость. Методика позволяет менять, дорабатывать потребительские параметры продукта.
- Универсальность. Подходит для разных ниш. При этом результаты такого тестирования можно использовать долго.
Создание MVP состоит из нескольких последовательных этапов:
- Определить цели и задачи. Какие потребности будет решать новый продукт.
- Целевая аудитория (ЦА). Кто основные потребители. Основной принцип MVP – минимальный запуск на узкую аудиторию. Поэтому ЦА нужно максимально сузить и изучить ее потребности, предпочтения.
- Анализ конкурентов. Если ЦА уже пользуется подобным продуктов, то надо понять сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества нового. Это позволит создать уникальный товар с высокой ценностью.
- SWOT-анализ. На основе предыдущих данных можно проанализировать потенциала идеи: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
- Пользовательский сценарий или карта пути клиента. Как клиент будет взаимодействовать с продуктом: узнавать о нем, пробовать, оставлять обратную связь.
Еще один важный этап – непосредственно создание минимально жизнеспособного продукта.
Тестирование. Продукт предлагают целевой аудитории и запускается обратная связь.
Доработка. Продукт нужно довести до ума с учетом мнения потребителей.
Этапы тестирования и доработки могут повториться несколько раз. На основе полученных в ходе них данных создается сам продукт, определяется объем выпуска.