Началось с того, что решил посмотреть, что там нынче у У с ЖД-перевозками (ибо мониторил эту тему в прошлом году, после "выплаты репараций" поздней осенью 2022-го). Результаты работы Укрзализници (украинский аналог РЖД) в январе-октябре 2023 года.
Решил найти абсолютные значения перевозок условно нормального года. Довоенного 2021-го.
За тот же месяц и тот же 10-месячный период.
Итак. Считаем. Отдельно взятый октябрь 2023/октябрь 2021. И январь-октябрь 2023/январь-октябрь 2021
(13,6/28,7)*100%= 47% от довоенного октября 2021
(121/258,4)*100% = 47% от уровня довоенных января-октября 2021
То есть реальность в октябре 2023 на самом деле столь же чудовищна, как и по 10 месяцам в целом. Формально положительная динамика к октябрю 2022-го, как выясняется, объясняется исключительно удобным эффектом низкой базы. Просто октябрь 2022-го по динамике относительно довоенной нормы был ещё хуже, чем ужасный 2022 год в среднем. Отсюда и выскочил сейчас "плюс".
И вот закончился 20-й месяц войны, октябрь 2023. Ни о каком эффекте шока говорить уже не приходится. Так же как и о массовых ударах по энергетической обвязке ЖД. А ополовинивание объёма грузоперевозок относительно довоенного уровня никуда не делось. Это не шоковый коллапс, а длительная депрессия с суммирующимся накопленным эффектом.
Напоминаю, что речь идёт не про какие-то стоимостные показатели (где процентные колебания туда-сюда-обратно более привычны) речь о том, что в 2022 ополовинились физические объёмы всех жд перевозок У. А в 2023 так и не "отросли". Что даже для меня, при всём моём презрении к У, - новость. Грешным делом допускал, что тема экономического состояния У в завершающемся году ушла в тень, потому что там многое наладилось и наши СМИ просто не хотят давать позитив про противника.
Но может быть обвал перевозок по ЖД компенсирован на У перестройкой на другие виды транспорта. Может автомобильный вытянул?
Грузовые перевозки в У по итогам 2022 года сократились вдвое
Объем грузовых перевозок в У по итогам 2022 года сократился на 49,8% по сравнению с 2021 годом – до 317,2 млн т. Об этом заявил Виктор Берестенко, президент Ассоциации международных экспедиторов У, сообщает UMC.Перевозки железнодорожными путями за год составили 150 млн т, что на 52,1% меньше по сравнению с 2021 годом. Объемы перевозок автомобильным транспортом упали на 22% г./г. – до 175 млн т, воздушным транспортом на 85% г./г. – до 15 млн т. На 61% г./г. упали объемы перевалки грузов в портах – до 59 млн т.
То есть в прошлом году ни о какой компенсации дикого обвала ЖД и морских грузоперевозок ростом перевозок автотранспортом и речи не шло. Ибо по автоперевозкам тоже был обвал. Просто менее дикий.
Может в 2023 компенсировалось автотранспортом? Как вы знаете доступ на украинские сайты из РФ практически невозможен без ухищрений. По общим (не только ЖД) грузоперевозкам по текущему году нашёл данные только за первое полугодие.
Нет, автомобильные перевозки может в плане внешней торговли что и взяли на себя, но в целом грузооборот не вытянули. И близко нет.
Итак. Что мы можем чётко утверждать? На базе уже фактов, а не просто "ну по логике должно быть так-то.."
Грузоперевозки (в целом, всеми видами транспорта) на У в 2022 обвалились ровно ВДВОЕ (на 49,8%). Что совершенно беспрецедентно в европейской, а возможно и мировой истории как минимум со времён ВМВ. После чего в текущем 2023 вообще ни насколько не отскочили! Судя по динамике 1 полугодия.
Конкретно в части ЖД перевозок есть более свежая информация, включающая уже 10 месяцев текущего года. Итак ЖД-грузоперевозки в 2022 на У также рухнули ВДВОЕ (беспрецедентный обвал), а за 10 месяцев года текущего ни на сколько не отскочили. А ещё на 7% вниз.
2) А теперь ровно тот же самый показатель грузоперевозки за тот же период (и то же к довоенному 2021) по России.
Грузоперевозки РФ в целом (всеми видами транспорта) в 2022 году вообще выросли! Кстати, заметьте, что речь сегодня ведём о грузоперевозках (тоннах), а не грузообороте (тонно-километрах). То есть прирост по РФ не спишешь на удлинение маршрутов из-за их подсанкционной перестройки.
В текущем году ни на сколько не упали.
Конкретно в части ЖД перевозок есть небольшое снижение (чуть не на порядок умереннее чем на У). По 3% в том и этом году. Но полностью, с лихвой компенсировано другими видами транспорта.
Уи РФ не только по абсолютному уровню, но и по динамике - просто две разные лиги.
Перезагрузка и обновление реальной экономики у одной страны и 20-месячная депрессия - у другой. Рассказывать про какие-то там "Запад напечатал и украинцам дал" - смешно. "Деньги" которые 20 месяцев не отражаются ни во внутреннем производстве, ни в межграничном обмене сколько-нибудь соответствующей по масштабу товарной массой - это не деньги.
Наши СМИ, выходит, увели в тень разговоры об этих индикаторах не потому что там у У в 2023 что-то отросло и от нас тут "это скрывают", а просто потому что военная тема и политические дрязги более читабельны аудиторией. Всего-то.
Автор - Счетовод