Найти тему
evilUnion

4000 Вакансий, 4000 Резюме: исследование требований и скиллов в маркетинге

Оглавление

В этом исследовании мы погрузились в детальный анализ около 4000 резюме и вакансий директоров по маркетингу. Провели разборку, сколько стоят и покупаются навыки, выявили различия в среде директоров по маркетингу – рассматривали опыт, гендерные особенности, а также наличие определенного опыта на ожидаемую зарплату. Исследовали, какие слова и термины преобладают в описаниях опыта.

Все разбито на четыре этапа:

  • Опыт
  • Гендер
  • Скиллы
  • Сравнение резюме и вакансий.

В исследование включены резюме из разных уголков России с ожидаемой зарплатой от 80 000 рублей. Общее количество резюме – 2300, вакансий – 1700. Все данные обработаны анонимно.

Опыт и зарплатные ожидания в резюме

experience_group — это группы по опыту работы, count — количество резюме, mean — среднее значение зарплаты, std — стандартное отклонение, q1-q3 — квантили.
experience_group — это группы по опыту работы, count — количество резюме, mean — среднее значение зарплаты, std — стандартное отклонение, q1-q3 — квантили.

Чем больше опыт, тем шире разброс зарплатных ожиданий — стандартное отклонение растет. Интересный момент: уровень зарплаты почти не меняется до 3-го квантиля.

Для ясности, 3-й квантиль означает 75 процентов случаев. Давайте разъясним это на примере: 75 процентов резюме с опытом от 5 до 10 лет указывают зарплатные ожидания менее 200 000 рублей. Или, скажем, примерно 25 процентов резюме с опытом более 15 лет претендуют на зарплату свыше 250 000 рублей.

Ящик с усами

Добавим ящик с усами, или boxplot.

-3

Здесь видно, что разбросы в самой опытной группе наиболее высокие. Это говорит о том, что опыт не всегда является фактором успеха. Да и разброс значений очень большой.

Что же влияет на уровень зарплаты помимо опыта?

Давайте разделим по гендеру.

-4

Женщин среди директоров по маркетингу больше.

Давайте детально изучим boxplot.

-5

Зарплатные запросы мужчин и женщин практически одинаковы, но при взгляде на верхние границы опыта у мужчин, мы видим, что они требуют больше. С другой стороны, в нижних диапазонах опыта женщины выражают более высокие зарплатные ожидания по сравнению с мужчинами.

Сколько стоят скиллы?

Перечисление скиллов не всегда точно отражает реальные навыки, но поскольку в своих резюме директора уделяют этому внимание, мы хотим выяснить, как они распределяются по зарплате, опыту и гендеру.

Наш подход следующий: мы анализируем каждое резюме, выделяя из них скиллы. Каждому скиллу мы придаем значение на основе данных из резюме, таких как зарплата, опыт и пол. Затем мы составляем сводную таблицу средних значений. Среднее количество тегов с скиллами в резюме, определенное через медиану, составляет около 17. Мы рассматриваем только те скиллы, которые упоминались более 200 раз.

Фильтруем по самым популярным.

count — количество упоминаний, salary — среднее значение зарплаты, gender — процент женщин, experience — опыт.
count — количество упоминаний, salary — среднее значение зарплаты, gender — процент женщин, experience — опыт.

Для расширения объема представленной информации, построим плот, который учтет все перечисленные данные в одном графике.

По вертикали — уровень зарплат, по горизонтали — процент женщин, объем кружка — количество упоминаний, цвет — опыт.
По вертикали — уровень зарплат, по горизонтали — процент женщин, объем кружка — количество упоминаний, цвет — опыт.

Покопаемся в этих данных. Похоже, мужчины чаще всего подчеркивают свои цифровые навыки: контекстная реклама, Директ, Google, SEO. Также продажи и обучение персонала.

С другой стороны, женщины указывают PR, копирайтинг, знание английского, продвижение бренда, организацию мероприятий и бюджетирование.

Самые высокооплачиваемые скиллы связаны с управлением и стратегией.

Что еще вы видите? Поделитесь в комментариях!

Как эти скиллы группируются между собой?

Давайте посмотрим, какие у нас есть сегменты директоров по маркетингу.

Для этого будем использовать алгоритм TSNE. Это метод понижения размерности из математики. Более подробно о том, как он работает, я рассказал в своей статье Анализ 3000 статей на vc.ru в разделе «Маркетинг».

Этот алгоритм предназначен для выявления кластеров в данных. Значения на осях являются абстрактными, а облака точек указывают на близкие группировки. В данном контексте они иллюстрируют совместные упоминания навыков в резюме.

-8

Посмотрим поближе.

Сегмент 1. Интернет-маркетологи. Им точно понравятся наши быстрые и красивые сайты, которые загружаются от 0,4 секунды.
Сегмент 1. Интернет-маркетологи. Им точно понравятся наши быстрые и красивые сайты, которые загружаются от 0,4 секунды.
Сегмент 2. Ощущение, что это продажники, которые перешли немного в другую область.
Сегмент 2. Ощущение, что это продажники, которые перешли немного в другую область.
Сегмент 3. Креативщики — люди слов.
Сегмент 3. Креативщики — люди слов.

Дальше два облака, которые похожи по смыслу, но используют разные слова.

Сегмент 4. Директора с простой терминологией и меньшими ожиданиями.
Сегмент 4. Директора с простой терминологией и меньшими ожиданиями.
Сегмент 5. Директора с более продвинутой терминологией, но без digital.
Сегмент 5. Директора с более продвинутой терминологией, но без digital.

Здесь отличный момент для рекламы нашего бесплатного курса База IT для бизнеса за час, который мы специально сделали для этого сегмента директоров и не только!

А еще у нас есть сервис, который прекрасно подходит для визуализации исследований и любых данных, — Awake-tools.

Сравнение с вакансиями

При сравнении вакансий и резюме, разделенных на процентили по уровню зарплаты, мы получаем следующую визуализацию.

Два правых столбца — это 95 и 99 процентили, красные столбец — вакансии, синий столбец — резюме. По горизонтали процентили.
Два правых столбца — это 95 и 99 процентили, красные столбец — вакансии, синий столбец — резюме. По горизонтали процентили.

В диапазонах резюме всегда наблюдается более высокий уровень, что, вероятно, является нормой для данной должности.

Давайте проведем сравнение стоимости скиллов в вакансиях и резюме, чтобы определить, какие навыки переоценены или недооценены с обеих сторон.

По вертикали — зарплатные ожидания у директоров по маркетингу, по горизонтали — отклонение от вакансий, размер точки — количество упоминаний в резюме, цвет — опыт.
По вертикали — зарплатные ожидания у директоров по маркетингу, по горизонтали — отклонение от вакансий, размер точки — количество упоминаний в резюме, цвет — опыт.

Чем левее точка, тем ниже стоимость соответствующего скилла в вакансиях. Например, Яндекс.Директ в среднем оценивается респондентами в 170 тыс. рублей, в то время как в вакансиях его стоимость на 30 процентов ниже. Стоит также отметить, что стоимость скилла "управление продажами" практически одинакова, причем уровень предложения чуть выше спроса в стоимостном выражении.

Вторая часть

В последующей части нашего исследования мы более подробно рассмотрим, какие термины чаще всего употребляются при описании опыта работы, и как их стоимость соотносится с уровнем заработной платы. Мы обучим нейросеть для выделения ключевых факторов, влияющих на уровень заработка, и выясним, какие из них считаются наиболее важными с точки зрения нашей модели. Кроме того, мы проведем дополнительный анализ, выявляя отличия между различными кластерами. Если у вас есть какие-либо конкретные запросы, не стесняйтесь сообщить нам, и мы учтем их в рамках исследования.

Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Мы делаем реактивные сайты на Gatsby, PWA-приложения, дизайн и маркетинг —  evilUnion.com