Найти в Дзене
Институт воспитания

Дети и компьютер: как договориться о правилах пользования?

Оглавление

Условия развития современных детей изменились так сильно, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Многие системы воспитания, сформированные ранее, не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Компьютеры и гаджеты входят в жизнь детей практически с младенчества, вытесняя и зачастую заменяя живое общение. Яркие картинки, виртуальные игры, возможность создавать миры и быть там тем, кем захочешь – очень привлекательны для многих взрослых, что уж говорить о детях. Как же оградить ребёнка от компьютерной зависимости? Читайте в нашем материале.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения
Фото: пресс-служба Министерства просвещения

Именно дети рискуют заработать компьютерную зависимость, что сильно скажется на их уровне жизни. Детская компьютерная и игровая зависимость, второй по популярности запрос в работах детских психологов.

Дело в том, что у детей не развит навык саморегуляции. Процессы возбуждения в мозгу преобладают над процессами торможения. Окончательное созревание лобных долей, отвечающих за самоконтроль, планирование и формирование причинно-следственных связей, происходит в возрасте 12-13 лет.

Вот почему так опасно раннее и чрезмерное увлечение компьютером, да и любыми гаджетами. Без контроля и помощи со стороны родителей, к 13 годам мы получим ребёнка с чётко сформированной зависимостью, путь к избавлению от зависимости может быть весьма сложным.

Проведённые исследования доказали, что если ребёнок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие – как физическое, так и психическое.

Ребёнок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

-2

Чем опасно чрезмерное увлечение компьютерами для ребёнка?

  • Ребёнку всё остальное, кроме компьютера, становится не интересно и не важно.

В сравнении с ярким, увлекательным, цветным, фантастическим миром, который предлагает компьютер, реальный мир уходит на второй план – всё вокруг начинает казаться блеклым и непривлекательным. Компьютерные игры вытесняют из жизни ребёнка всё остальные развивающие занятия и интересы.

  • Ребёнок учится все делать поверхностно.

В компьютере не нужно прилагать много усилий к тому, чтобы что-то происходило. Просто нажимаешь кнопку и всё. Хочется, чтобы и в настоящей жизни было так же легко. Эта простота подкупает, ребёнок привыкает к ней. И у ребёнка постепенно утрачивается усидчивость, старательность, терпение. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребёнка, что и в реальной жизни всё так же просто и можно «заново начать» игру.

  • В случае регулярных игр «в стрелялки», которые так любят дети, особенно мальчики, у ребёнка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в других кажется прикольным и увлекательным. Точно так же влияет и «развлекательный» высмеивающий контент, где кто-то падает, бьётся и т.д.
  • Вокруг компьютера постоянно происходят конфликты между родителями и ребёнком (так же, как и вокруг телевизора).

Ребёнок требует компьютер, закатывает истерики, не может спокойно пережить, что пришло время заканчивать играть. Для ребёнка компьютер становится самым притягательным и интересным объектом в доме.

  • Родители испытывают чувство вины и беспомощности.

Они чувствуют, что теряют контроль над количеством времени, которое ребёнок проводит за компьютером. Расстраиваются, переживают, сердятся, чувствуют, что «что-то не так», но ограничить ребёнка становится всё сложнее.

  • Ребёнок идентифицирует себя с компьютерным персонажем и ему хочется подражать ему, повторять их действия в реальной жизни. Это деформирует его представление о себе, о своём «Я», мешает его самоидентификации.

Организация времени за компьютером

Совсем убрать компьютер из жизни ребёнка, особенно школьника, не получится. Но родители могут организовать процесс так, чтобы он не наносил вреда.

Наша реальность такова, что гаджеты, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь. Мы не можем убрать компьютер из жизни ребенка, однако, родители имеют все возможности, для того, чтобы выстроить взаимоотношения ребенка с электронными устройствами наиболее благоприятным для него образом.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.