С чего начать подготовку к проекту? Как правильно расставить приоритеты, чтобы вписаться в бюджет? Как использовать цветной свет и так ли важен уровень освещенности? На эти и другие вопросы отвечает немецкий светодизайнер, директор лондонской студии светового дизайна Mindseye Lighting Design Адмир Юканович. Отрывки из гайда «Дизайн архитектурного освещения. Практическое руководство».
ПОНЯТЬ ПРОЕКТ
Любой проект освещения начинается с ознакомительной встречи, на которой заказчик и светодизайнер обмениваются планами, эскизами, визуализациями или 3D-файлами, демонстрирующими их замыслы. Цель этой встречи — получить представление о масштабе объекта, его архитектурных особенностях, характеристиках использованных материалов. Грамотный художник по свету обязательно изучит пространство вокруг и внутри здания, над и под ним. Для проекта важна каждая деталь: есть ли подвесной потолок или стены, полы сплошные или полые. Знание глубины углублений позволяет установить, где можно прокладывать кабели и возможна ли интеграция встраиваемых светильников. В идеале эта информация предоставляется заранее, чтобы проектировщик мог с ней ознакомиться и сразу задать правильные вопросы, ведущие к первому обмену идеями и концептуальному решению.
Как бы ни был вдохновлен дизайнер, прежде чем приступить к проектированию, ему необходимо рассмотреть некоторые важные моменты. Первоначальная концепция дизайна и визуализация могут быть смелыми и интересными, но довольно часто слишком поздно начинаешь понимать, что не только бюджет, но и сроки проекта ограничены. Иногда у заказчика имеются какие-то строгие предпочтения или допустимая электрическая нагрузка является сложной задачей.
Очень важно знать всех вовлеченных в проект людей и их полномочия. Особое значение имеют предложения инженеров-механиков и электриков по отоплению и вентиляции. Они должны убедиться, что тепло, производимое светильниками, отводится, для чего часто требуется большая часть пустого пространства, отведенного архитектором под различные эксплуатационные системы. Таким образом, большое значение имеет хороший контакт со всеми участниками проекта. Однако не следует ждать, пока информация попадет вам в руки. Очень важно наладить общение, проявляя инициативу и понимая, когда и как использовать различные средства коммуникации, такие как электронная почта, мессенджеры или телефон.
ИЕРАРХИЯ: ЧТО ВАЖНО?
При работе над дизайном освещения следует учитывать иерархию проекта и иерархию эстетики. Каждый элемент здания, декоративный или функциональный, заслуживает внимания и занимает свое место, но некоторым элементам отдается более высокий приоритет, чем другим.
Освещение является лишь частью различных строительных этапов и должно конкурировать за бюджет с другими. Когда освещение воспринимается как технический, а не эстетический элемент, ему часто не уделяется должного внимания.
С появлением замысла светового дизайна, становится ясно, хочет ли дизайнер или архитектор, чтобы пространство выглядело эффектно и экстравагантно или скромно, по-спартански, и какую роль в этом должно играть освещение.
Опытному светодизайнеру легко интерпретировать дизайн и понять визуальную иерархию в пространстве, особенно когда проект сопровождается хорошими планами, рендерами и визуализациями. Однако не всегда ясно, какую иерархию имеет освещение в рамках проекта. Поэтому важно понимать, обусловлен ли проект небольшим бюджетом, поскольку это окажет давление на все аспекты проекта, включая освещение. То же самое относится и к ограничениям по энергии, которые различаются для каждого типа здания и зоны, не говоря уже о различных странах или нормативных актах.
Также существует эстетическая иерархия здания, которая иногда противоречит иерархии проекта. Если это так, важно быть честным с архитектором и заказчиком и заранее обсудить решение спорных моментов. Это позволит взглянуть на иерархию эстетики сквозь призму иерархии проекта. Тогда можно будет определить главенствующие части здания или пространства, которые должны быть полностью освещены, а также элементы, которые можно лишь подчеркнуть или частично выделить.
КАКОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ Я ХОЧУ?
Как только иерархия внутри пространства становится ясной, неизбежно встает вопрос о восприятии глубины. Как я хочу чувствовать себя в этом месте? Хочу ли я, чтобы пространство казалось высоким, широким, глубоким или, напротив, камерным?
Поле зрения человека больше ориентировано на восприятие вертикальных поверхностей, таких как стены или перегородки, чем на горизонтальные — полы и потолки. Вертикальное освещение помогает определить пространство и манипулировать восприятием глубины. Выборочно освещая отдельные поверхности, мы привлекаем к ним внимание.
Существуют определенные приемы, основанные на особенностях восприятия освещенного и затененного пространства. Так, любой освещенный объект будет казаться больше, чем неосвещенный, расположенный рядом с ним. Освещенный объект рядом с нами в относительной окружающей темноте, ограничивает область видимости, но увеличивает наше восприятие глубины. Поэтому чтобы привлечь внимание к верхней части нашего поля зрения, стены должны быть освещены менее интенсивно.
Светильники, расположенные вдоль стены, создают ритм, разделяя поверхность на множество объектов. Это усиливает эффект глубины, поскольку добавляет ощущение взаимосвязи. Можно усилить эффект, зная законы перспективы, согласно которым объекты на уходящей линии кажутся меньше и тем ближе друг к другу, чем дальше они находятся. Воспринимаемая интенсивность света также уменьшается по мере удаления источника света, а это означает, что если изменить ритм, интенсивность и размер света, глубина восприятия может либо увеличиться, либо уменьшиться.
Эти приемы в основном являются результатом отражения света от различных поверхностей. Но и сам источник света может вызывать аналогичный эффект. Например, выравнивая положение, композицию или форму источников света можно поддерживать и усиливать восприятие глубины или высоты пространства. Поэтому так важно определить тип светильников и их расположение. Выбор должен определяться архитектурой и замыслом проекта.
КАКУЮ КОНТРАСТНОСТЬ Я ХОЧУ?
И иерархия, и восприятие глубины зависят от контраста темноты и света. Объекты и поверхности выделяются, если соседняя поверхность или область выглядят темнее. Световой контраст создается за счет того, что свет падает на поверхности, предметы и области, создавая заметную разницу в яркости. Понятие «заметный» довольно субъективно, но на самом деле различается у отдельных наблюдателей незначительно. Соотношение яркости 1,5:1 воспринимается как заметное, тогда как соотношение 10:1 — уже как сильное. Чем выше коэффициент контрастности, тем более драматичной будет казаться сцена. В освещении высокая контрастность в основном используется в театрах и витринах, а также в музеях и проектах, где взгляд должен быть организован так, чтобы привлечь внимание к определенной области и скрыть остальное.
На световой контраст может влиять цвет. Представьте себе маленькую комнату, выкрашенную в матово-белый цвет и освещенную единственным прожектором. Свет будет отражаться от стен, добавляя света поверхностям, уменьшая световой контраст.
Объект, освещенный в черной матовой комнате одним прожектором, будет резко контрастировать с окружением, так как черные поверхности не позволяют свету отражаться. Прекрасный пример — освещение бриллиантового черепа Дэмиена Херста стоимостью 50 миллионов фунтов стерлингов в галерее White Cube в Мейсон-Ярде в Лондоне. Небольшое выставочное пространство, включая коридор, покрыто черным бархатом, чтобы глаза могли привыкнуть к темноте. Источники света с узким лучом, направленные в сторону алмазного черепа, обеспечивают выразительный контраст более 500:1. Человек, входящий в помещение, будет воспринимать только череп как главную достопримечательность, а близлежащие стены зрительно исчезнут. Двух сотрудников службы безопасности в темной форме, стоящих в углу, вы и не заметите.
Но нужно понимать, что подобные условия освещения экстремальны и могут утомлять глаза. Работа в высококонтрастной среде заставляет глаз постоянно приспосабливаться к различным уровням освещенности, расширяя и сужая зрачок, что вскоре приводит к усталости глаз. Таким образом, свет в офисной среде требует контраста при слабом освещении, чтобы обеспечить длительный период концентрации внимания. Соотношение освещенности рабочей поверхности с близлежащими стенами и потолком рекомендуется не более 7:10 или >0,7. Однако если эти рекомендации будут применяться для всего офисного пространства, освещение будет скучным и невыразительным, а общее потребление энергии увеличится. Открытые офисные зоны часто включают в себя кладовые, зоны отдыха и ожидания, складские помещения, что позволяет зонировать пространство с помощью различных уровней освещенности и однородности света.
Два контрастных примера, упомянутых ранее, могут быть обычными, но оба являются крайностями. Всесторонне сбалансированная схема внутреннего освещения, где желательна иерархия, должна быть разработана с минимальным соотношением 1:3 и не превышать соотношение 1:20.
КАКОЙ УРОВЕНЬ СВЕТА Я ХОЧУ?
Знание того, какого контраста нужно достичь, неизбежно приводит к вопросу о том, какой уровень освещенности требуется или желателен, а в некоторых случаях — соответствуют ли уровни освещенности местным нормам.
Уровни освещенности в различных нормах и стандартах относятся в основном к горизонтальным поверхностям и часто исключают вертикальные поверхности. Бездушные световые схемы будут стремиться соответствовать требуемому уровню за счет потолочных светильников, направляя большую часть света на пол. Считается, что таким образом вы получаете энергоэффективную и равномерную схему освещения. Но это приводит к отсутствию иерархии, контрастности и освещенности вертикальных поверхностей в пространстве. Таким образом, начинать с уровней освещенности — это неправильный подход к дизайну освещения.
Уровень освещенности может легко встать на свои места, как только мы установим нашу иерархию и поймем, какого контраста мы хотим достичь. Во многих случаях свет, отражающийся от стен, отбрасывает приличное количество света на пол, помогая нам достичь необходимых уровней освещенности.
Иногда этот подход требует очень грубых расчетов освещения на ранней стадии концепции, но они необходимы, если кто-то хочет понять, где и сколько света нужно добавить. Добавление света только там, где его не хватает, уменьшает общее количество светильников на потолке, что приводит к уменьшению количества видимых источников света, оставляя большую часть потолка нетронутой. Иерархия часто может определять уровень освещенности выше, чем рекомендовано в рекомендациях, из-за чего дополнительный свет попадает в другие области пространства.
Обычно, при освещении областей, определенных в иерархии, создается достаточное количество рассеянного света, чтобы выполнить требования к уровню освещения для всего пространства. Замысел проекта состоит в том, чтобы создать более высокий уровень освещенности, теперь можно целенаправленно добавлять свет, направленный на увеличение освещенности.
НУЖНА ЛИ МНЕ АДАПТАЦИЯ ИЛИ ВИЗУАЛЬНЫЙ БАРЬЕР?
Вы когда-нибудь включали свет в ванной посреди ночи? Внезапное изменение уровня освещенности заставляет почти автоматически закрывать глаза, пока человек не привыкнет к свету. Когда свет снова выключается, все погружается во тьму и кажется темнее, чем прежде. Человеческому глазу требуется до получаса, чтобы адаптироваться от солнечного света к полной темноте. С другой стороны, адаптация глаза к солнечному свету занимает всего пять минут. Конечно, это нужно учитывать при проектировании со светом. Поэтому общепринятой практикой является постепенное изменение освещения в больших зданиях. При ярком дневном свете прием в музее или театре может иметь самый высокий уровень освещенности. Затем уровни можно постепенно понижать от комнаты к комнате, позволяя глазу при необходимости адаптироваться к более темным условиям. Хорошие архитекторы, дизайнеры и кураторы знают, как обустроить свои пространства и выставки, представляя несколько комнат или перегородок, позволяя при необходимости постепенно адаптировать свет. Затем светодизайнеры могут установить необходимый уровень освещенности.
Помимо постепенной адаптации, существует «сравнительная адаптация». Здесь пространство должно конкурировать с внешней яркостью и, следовательно, адаптироваться к ней. Как это ни парадоксально, в дневное время магазинам придется повышать уровень освещенности, чтобы они не казались слишком темными по сравнению с освещенной ярким солнцем улицей. Это относится ко всем помещениям, где важен внешний вид и восприятие. Например, короткие автодорожные туннели днем освещаются ярче, чем ночью. Цель состоит в том, чтобы снизить световой контраст между внешним и внутренним пространством и смягчить переход для глаза. С другой стороны, длинный туннель в полной темноте без видимого выхода наверняка будет восприниматься как неизвестность и препятствие. Человек, приближающийся к полной темноте, наверняка не решился бы въезжать в нее на скорости 100 км/ч (60 миль в час). Неосвещенный туннель будет восприниматься как черная стена. Контраст от 10 000 люкс до почти нуля люкс является крайним примером, когда отсутствие света и контраста создают неуверенность и визуальный барьер. Большинство людей склонны избегать более темных мест, когда они могут стоять в хорошо освещенном помещении. Знание того, какой эффект это имеет, дает мощный инструмент, отклоняющий людей и создающий зоны пребывания и беспокойства.
НУЖНА ЛИ МНЕ НАВИГАЦИЯ?
Все мы знаем, что сложная система навигации внутри здания помогает ориентироваться. Большинство современных аэропортов и систем метро используют активно или пассивно освещенные знаки для направления людей. Правильное расположение, размер, шрифт и цвет знаков помогают сделать это более эффективно. Свет в этих средах играет вспомогательную роль. Необходимо убедиться, что поверхность активно освещенного знака освещена изнутри равномерно. Все пассивные знаки должны быть достаточно освещены, чтобы обеспечить хорошую видимость.
В здании, где хочется свести к минимуму количество указателей, освещение играет ключевую роль в навигации. Например, специальные светильники устанавливаются для того, чтобы вести вас внутрь и останавливать. Например, изменение ритма в освещении потолка подсознательно заставляет остановиться и изменить направление движения.
Контраст относительно темных зон и освещенных поверхностей и переход между ними могут помочь направить взгляд и облегчить поиск пути в здании. Ранее мы исследовали использование иерархии для определения положения источника света. В большинстве случаев правильное применение этого метода приведет к организации освещения, которое направляет людей и помогает ориентироваться. Освещенные поверхности являются основным средством управления зрением людей и влияния на их движение. Светящийся материал, а также текстура и цвет поверхностей будут визуально стимулировать одни области, в то время как другими намеренно пренебрегают. Человек, стоящий перед двумя коридорами, один из которых освещен, а другой нет, предпочтет освещенный коридор. Освещение приглашает людей войти в новое пространство или отталкивает их. Подойдет не любое освещение в коридоре. Закон инерции гласит, что движущееся тело хочет оставаться в своем нынешнем состоянии. То же самое верно и для человека, движущегося в пространстве относительно света. Мы склонны хотеть оставаться в той же освещенной среде. Внезапное падение или увеличение освещенности воспринимается как нежелательное. Мы предпочитаем постепенное изменение освещенности.
Во многих случаях поиск пути на основе различной освещенности поверхности невозможен. Более графический подход, такой как непрерывная линия света, даст аналогичный, если не лучший эффект. Свет воспринимается почти как стрела, по которой нужно следовать. Если сравнить подходы к управлению зрением, ни один из упомянутых до сих пор не устоит против любопытства. Интересные и стимулирующие эффекты, направленные на наше чувство прекрасного или любопытства, привлекают людей больше, чем любой другой вид освещения. Разноцветный свет воспринимается многими как сильнейшее притяжение.
НУЖЕН ЛИ МНЕ ЦВЕТНОЙ СВЕТ И ПЕРЕНАСЫЩЕННОСТЬ?
В последнее время цветной свет пользуется популярностью благодаря последним разработкам в области светодиодного освещения. Никогда еще цветные светодиодные светильники не были такими дешевыми и такими простыми в управлении. К сожалению, во многих случаях цветные светодиоды используются бездумно. Слишком часто они используются на старых зданиях и сооружениях без учета их природных свойств. Видишь не раз исторические здания, искаженные желчным цветным светом. Нет намерения подчеркивать естественную и первоначальную красоту старого выветрившегося материала. Цвет выбран просто для того, чтобы выделить здание.
Цветной свет — чрезвычайно мощный инструмент, и он заслуживает разумного обращения. Хорошим примером силы цветного света являются работы Джеймса Таррелла. Его инсталляции окрашивают комнату цветным светом. Затем цвет медленно меняется, временами создавая ощущение дрейфа и головокружения.
Влияние цветного света на человека до конца не изучено. Есть некоторые научные исследования, ни одно из которых не является достаточно доказанным, чтобы его упоминать. Однако очевидно, что цветной свет влияет на наше настроение. Поэтому окрашивание комнаты или ее частей цветным светом или использование его в качестве единственного источника света требует особого внимания и осторожности. При использовании в общественных местах, например, в больницах, он, безусловно, должен включать предварительные исследования и испытания.
Есть два вопроса, которые следует задать при проектировании с использованием цветного света: «Почему я использую цветной свет?» и «Почему я использую свет определенного цвета?». Если вы не можете убедительно ответить на два приведенных выше вопроса, то, вероятно, вообще нет необходимости использовать цветной свет.
Веским аргументом, который отвечает на оба эти вопроса, является использование цветного света при проектировании корпоративных объектов. Компании используют цвет, чтобы отличиться от своих конкурентов. Использование света в фирменных цветах компании, т. е. за логотипами, стойками регистрации и на отдельных архитектурных элементах, способствует брендированию пространства. Эффект цветного света может быть усилен при использовании в сочетании с поверхностями того же цвета. «Перенасыщение освещения» повышает насыщенность цветной поверхности. Он создает визуальное богатство, недостижимое при использовании только цветного освещения.
Пример использования корпоративных цветов в динамической фасадной подсветке центрального офиса "АСКО страхование"
Корпоративная схема часто ограничивается одним фирменным цветом. Световая инсталляция или схема ночного клуба допускают неограниченное использование цветного динамического света. Здесь изменение цвета, ритм и последовательность могут быть использованы до предела. В архитектурном контексте цветной свет помогает ограничить схему несколькими выбранными цветами. Подражание цветам природы может оказаться очень полезным во многих случаях. Популярным примером является темно-синий цвет, напоминающий вечернее небо, и оранжевый закат. Гармоничный теплый/холодный контраст и всегда присутствующая в природе комплементарная цветовая схема хорошо сочетаются друг с другом.
В цветовом круге комплементарные цвета могут быть расположены напротив друг друга и воспринимаются как контрастирующие. Зеленый и красный являются дополнительными партнерами и сигнальными цветами одновременно. Они конкурируют за внимание, покрывая пространство равными дозами. Однако в природе цвета обычно не встречаются в одинаковом количестве. Густая зелень джунглей прерывается и обогащается ярко-красными или желтыми цветочными пятнами.
То же самое относится к схеме освещения, где, например, ненавязчивый базовый синий цвет позволяет более ярким дополнительным оранжевым цветам расставлять только акценты. Яркие цвета усиливают элементы в пространстве, в то время как основной цвет создает атмосферу. Воспринимаемые как яркие, энергичные и подавляющие, аналогичные цвета более сбалансированы и лишены контраста. Аналогичные цвета располагаются рядом друг с другом на цветовом круге и являются гармоничными и тонкими. В этих схемах также необходим один цвет, задающий атмосферу или фон, а второй цвет — акцент. Третий цвет остается для поддержки одного или обоих первых двух цветов.
Независимо от того, является ли цветовая схема комплементарной, аналоговой, триадной, разделенной комплементарной или тетрадной, правильное количество каждого цвета необходимо для создания хорошо сбалансированной схемы освещения. Это означает, что после того, как цвета выбраны, остается экспериментировать и играть с цветом, чтобы получить правильную цветовую смесь. Схемы цветового круга могут помочь сузить бесконечный выбор цветовых комбинаций. Однако это не общие правила, которым необходимо следовать. Цвет всегда был предметом личных предпочтений, и поэтому его можно использовать по своему вкусу, при условии, что на два вопроса, упомянутых ранее, были даны ответы в пользу проекта.
КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ БЛИКИ?
Наверное, все мы сталкивались с неприятными и раздражающими световыми бликами. Самый крайний случай — дальний свет приближающейся машины в ночное время. Яркий концентрированный свет попадает прямо в глаза, в то время как вокруг темно. Блики можно определить как яркий свет, который ухудшает зрение человека. Можно различать неприятные блики и ослепляющие блики. Есть два фактора, влияющих на восприятие бликов. Соотношение: отвлекающий свет значительно ярче, чем окружающий свет в пределах прямого поля зрения. Угол: прямой или отраженный свет направлен под углом и направлен прямо в поле зрения человека. Светильники в поле зрения могут вызывать блики. Чем ближе они к центру зрения, тем более навязчивы.
Блики воспринимаются как неприятные, если угол падения света большой и коэффициент освещенности высокий. Дискомфортные блики могут превратиться в ослепляющие блики, если угол света близок к центру поля зрения, а окружающая область находится в относительной темноте. Вот почему фары автомобилей воспринимаются как инвалидизирующие. То же самое относится и к внутреннему освещению. В идеале источники света должны находиться вне поля зрения. Если они находятся в пределах поля зрения 120 градусов, они не должны быть направлены в сторону наблюдателя. Ниши для светильников или использование жалюзи может помочь уменьшить блики.
Блики можно рассчитать и сравнить с показателем обобщённого коэффициента слепимости (UGR). Чем выше UGR, тем менее терпимы блики. Идеальный UGR различен для каждого помещения внутри здания. Значение бликов в офисах и лабораториях должно быть низким. Тот, кто сидит неподвижно в течение длительного периода времени, глядя только в одном направлении, может выдержать меньше яркого света, чем человек, который перемещается по коридорам или магазинам и видит постоянно меняющуюся световую сцену. Для офисной среды значения бликов ниже и около UGR 15 являются приемлемыми, в то время как унифицированный рейтинг бликов UGR 30 воспринимается как невыносимый.
То, что относится к прямому яркому свету, также применимо и к отраженному яркому свету. Положение светильника и контрастность определяют интенсивность отраженного света. Правильное положение светильника определить трудно. Закон отражения гласит, что свет, падающий на поверхность под углом Θ, будет отражаться под тем же углом Θ. Это правило, применяемое к свету, выходящему из светильника, помогает определить, будет ли светильник создавать блики. Учтите, что отражающий свет важен не только в офисе, но и в галереях и магазинах. Здесь нужно убедиться, что картины или товар видны без помех. Светильники должны размещаться таким образом, чтобы избежать прямых и непрямых бликов. Чтобы расположить их правильно, нужно учитывать положение человека в пространстве.
Конечно, это далеко не все вопросы, возникающие у дизайнера при подготовке к проектированию освещения. Но именно перечисленные зачастую вызывают появление ошибок, так как связаны с пониманием свойств света и того, какие эффекты он может вызывать.
Также стоит добавить, что прелесть и сложность работы начинающего дизайнера в том, что ни один проект или клиент не бывает одинаковым. У каждого архитектора или дизайнера интерьера есть свой стиль. Это означает, что каждая полученная концепция освещения будет выглядеть по-разному, поскольку она должна отражать визуальный язык презентации архитектора, а также его предпочтения. Однако всегда нужно помнить: хороший дизайн освещения должен освещать пространство, улучшая, а не доминируя над архитектурой.