Найти тему
Такая История

Переправа советских танков через Сиваш в 1944 году

Оглавление

Плацдарм на Сиваше

Советские бойцы на недавно занятом плацдарме. Источник: sun9-17.userapi.com
Советские бойцы на недавно занятом плацдарме. Источник: sun9-17.userapi.com

Главное событие военной осени 1943 года – это битва за Днепр, понимаемая в широком смысле как серия операций, направленных на освобождение левобережной Украины, Киева, низовьев Днепра, побережья Азовского моря. Одной из них была мелитопольская наступательная операция, проводившаяся силами Южного (с 20 октября 4-го Украинского) фронта в сентябре – ноябре 1943 года. 1 ноября советские войска ворвались на Перекопский перешеек, вышли к северному побережью Сиваша, а к 5 числу им удалось захватить плацдарм на его южном берегу.

После успехов советских войск и отступления немецких начали вырисовываться перспективы освобождения Крыма. Но взять Крым с ходу было невозможно. Сначала требовалось сосредоточить на полуострове необходимые для решающего удара силы и средства, прежде всего тяжелую артиллерию и танки. Противник это тоже хорошо понимал, и его авиация группами по 30-50 самолетов Ю-87 и ФВ-190 методично бомбила наводимые советскими бойцами переправы, а также сам плацдарм. Также по плацдарму и переправам работала немецкая артиллерия.

Снабжение плацдарма поначалу осуществлялось за счет надувных лодок и вьючным способом.

Переправа боеприпасов и продовольствия на крымский плацдарм в ноябре 1943 г. Источник: httpsavatars.dzeninfra.ruget-zen_doc5367045pub_60d3484579e5ef3dd62a67d7_60d40613aa9ed17494119850scale_1200
Переправа боеприпасов и продовольствия на крымский плацдарм в ноябре 1943 г. Источник: httpsavatars.dzeninfra.ruget-zen_doc5367045pub_60d3484579e5ef3dd62a67d7_60d40613aa9ed17494119850scale_1200

Но этого было недостаточно даже для обеспечения продовольствием, не говоря уж о большем. При таком положении дел о наступлении с плацдарма не могло быть и речи. Тогда были предприняты первые попытки переправы через залив тракторов с арт системами на прицепе. Но все они провалились, тягачи увязли в грязи и воде.

Строительство и запуск переправ

Это заставило командование принять решение о строительстве переправ. Первой была построена переправа №2. Она представляла собой балочный мост на рамных опорах упрощенной конструкции грузоподъемностью 16 тонн и длиной 1950 м. Ширина проезжей части моста составляла 3,3 м. Мост начинался от северного берега Сиваша и доходил до о. Русский, а дальше, до крымского берега, была обустроена гать, то есть насыпь земли 70 см высотой на фашинном основании. Сверху на земле уложили бревенчатый настил длиной 390 м, а на оставшейся части гати были устроены продольные колеи. Общая длина гати составила 1 км. В сухую погоду по гати мог пройти средний танк Т-34, вес которого составлял 30 тонн.

Строительство гати на Сиваше. Источник; httpscommons.wikimedia.orgwikiFile%D0%A1%
Строительство гати на Сиваше. Источник; httpscommons.wikimedia.orgwikiFile%D0%A1%

Но переправа №2 не справлялась с грузопотоком (в том числе со встречным), поэтому была выстроена переправа №1. Она состояла из земляных дамб и понтонных мостов. Автомобильная техника и возимые ей артиллерийские системы теперь могли быть доставлены на полуостров. Но вопроса с танками переправы сразу решить не смогли.

Подготовка переправ к пропуску танков началась уже в декабре 1943 года. первое испытание прошло в начале февраля на перправе №2. Переправа легких танков Т-70 изначально не вызывала больших опасений и действительно, эти танки на средней скорости без проблем преодолели мост и гать. А вот с Т-34 возникли сложности. Во время испытания первым по переправе пошел тягач на базе «34-ки» (без башни) весом 24 тонны. Когда он достиг последних двух пролетов южной части моста, конструкция обрушилась. Тягач попытался самостоятельно выбраться, но попытка оказалась безрезультатной и привела лишь к дальнейшему разрушению конструкций, а тягач окончательно увяз, и его впоследствии выдергивали тросами. Этот случай показал недостаточность продольного крепления пролетов и уязвимость рамной конструкции, которая по итогам испытаний была заменена на сваи. Обновленная конструкция на испытаниях выдержала и была начата переброска средних танков Т-34, представлявших собой главную ударную силу, поскольку броня Т-70 на этом этапе войны уже не позволяла им обеспечивать решение наступательных задач даже против румын.

Советский легкий танк Т-70. Источник: gbmse34.ru
Советский легкий танк Т-70. Источник: gbmse34.ru

После испытаний на мосту (переправа №2) проводились испытания на дамбе (переправа №1). В этот период поднялся уровень воды и пошли дожди. Все это ослабило дамбу и танк завяз примерно на половине пути. На его эвакуацию было потрачено много времени и сил. Но после некоторого спада воды грунт дамб был уплотнен, и на них построены причалы, с которых Т-34 грузили на паромы из двух связанных понтонов грузоподъемностью по 30 тонн каждый.

При достаточном уровне воды перемещение паромов осуществлялось моторными катерами или на веслах. Но нередко воды было недостаточно, и паромы тянули тросами и канатами бойцы (до 100 и более человек на один паром).

Непосредственно операция по переброске танков началась 7 марта 1944 года. Т-70 и Т-60 проходили по переправе №2 колоннами с интервалом 30-50 м. Т-34 переправлялись по дамбам. Для отчаливания парома требовалось 100 и более человек и много канатов, затем был переход по воде одним из указанных выше способов и выгрузка. При большой воде за сутки удавалось перевозить 8-10 машин, при малой, волоком – 3-5 танков в сутки.

Противодействие врага

На переправе под обстрелом. Источник: mysbk.ru
На переправе под обстрелом. Источник: mysbk.ru

Работы по переправе проводились под постоянными бомбардировками авиации и артиллерийским обстрелом противника. Повреждения, производимые противником, устранялись, но это требовало времени и задерживало переправу. В дни, когда погода благоприятствовала полетам авиации, противник подвергал переправы массированным бомбардировкам. В такие дни группы по 30-60 самолетов делали по 4-5 налетов, последствия от которых были весьма ощутимыми для переправ. Только благодаря слаженной боевой работе личного состава, а нередко и его героизму, удавалось восстанавливать поврежденные участки за 3-6 часов. Впрочем, бывали случаи, когда работа переправ прекращалась более чем на сутки.

Переправа в действии

Переправа замаскированного танка Т-34 при помощи БМК-70 (буксирно-моторный катер) на пароме понтонного парка Н2П. Именно такие были задействованы на Сиваше. Источник: oki3.vkusercdn.ru
Переправа замаскированного танка Т-34 при помощи БМК-70 (буксирно-моторный катер) на пароме понтонного парка Н2П. Именно такие были задействованы на Сиваше. Источник: oki3.vkusercdn.ru

За период времени с 8 по 20 марта через Сиваш были переправлены 32 Гвардейская танковая бригада, 22 Гвардейский танковый полк. Всего – более 100 единиц танковой техники (65 – Т-34, 34 танка Т-70 и 8 танков Т-60). В сутки переправляли по 7-10 машин. Вместе с этим на плацдарме сосредотачивали необходимый запам ГСМ, боеприпасов и продовольствия. Среди танков Т-70 первым переправился танк с бортовым номером 211725, командир гв. лейтенант Степанов, механик-водитель сержант Головаха. Среди Т-34 первой преодолела переправу машина №1302065 под командованием гв. лейтенанта Ахмедшина, механик-водитель гв. ст. сержант Тюльпин, радист-пулеметчик гв. ст. сержант Москвито, башенный стрелок сержант Дуров.

После переправы двух указанных подразделений начал переправляться 19 Танковый корпус. К этому времени переправа №2 была усилена и стала выдерживать нагрузку в 30 тонн, поэтому скорость переброски «тридцать четверок» и всех сопутствующих грузов значительно выросла. За 10 дней с 20 марта по 1 апреля на плацдарм было переброшено 203 единицы танков, по 20-25 машин в сутки.

Влияние погодных условий

Переход Сиваша вброд. Источник: httpswww.gorno-altaisk.infowp-contentuploads201811ff541d8dcb-nga.jpg
Переход Сиваша вброд. Источник: httpswww.gorno-altaisk.infowp-contentuploads201811ff541d8dcb-nga.jpg

Очень большие препятствия для переправы создавали погодные условия. Сиваш представляет собой что-то среднее между сухопутным и водным путем. Этот залив в местах переправ имел глубину 30-50 см, вязкое илистое дно с множеством ям и воронок. Уровень воды в заливе сильно зависел от ветра. Например, свежий восточный ветер приводил к подъему воды, которая затопляла и размывала дамбы. А при западном ветре, наоборот, уровень воды значительно падал, и паромы с танками приходилось перемещать исключительно волоком при помощи канатов. Случались дни, когда вода отступала настолько, что тащить паром становилось невозможно, и переправа временно прекращалась.

Маскировка

Замаскированный танк. Источник: cs10.pikabu.ru
Замаскированный танк. Источник: cs10.pikabu.ru

Переправа была бы невозможна без рекогносцировки районов сосредоточения перед переправой, выбора выжидательных позиций на плацдарме и путей подхода к ним. В районах выжидательных позиций заранее отрывались танковые окопы, землянки и щели для личного состава. Переправленный танк сразу же въезжал в подготовленные капониры в районе выжидательных позиций, где его маскировали брезентом и маск сетями, орудия разворачивались в сторону моторного отделения, а личный состав располагался по подразделениям рядом с танками. Но при этом нельзя было допускать демаскирующего снования людей «туда-сюда» в районе сосредоточения, что и было сделано. Все ремонты и другие мероприятия с техникой проводились в нераспознаваемых с воздуха укрытиях.

Замаскированные окопы для танков, землянки и другие скрытые позиции строились и в районе подготовки к переправе. Этот район был создан в 500 м от переправ и был рассчитан на прием 10 танков. Большее количество привело бы к демаскировке. Остальные машины, матчасть и колесный парк находились на расстоянии от 6 до 10 км от переправ с соблюдением строгого режима маскировки. Движение и сосредоточение всей матчасти производилось исключительно в темное врем суток. Кроме прочего, в районах сосредоточения проводились тренировки по преодолению моста и дамбы, для чего были построены приближенные к размерам переправам дорожки. Каждый боец знал свои обязанности на марше и в районе сосредоточения.

Итоги операции

Источник: webkamerton.ru
Источник: webkamerton.ru

Главным итогом этой сложнейшей боевой операции, проходившей, кроме прочего, в условиях острого дефицита стройматериалов, доставляемых из глубокого тыла по бездорожью, стало то, что на крымский плацдарм удалось доставить более 200 танков полностью готовых к наступательному броску. При этом противник не знал ни количества переправленных танков (предполагалось, что их около 80, но с этим многие не были согласны и считали, что гораздо меньше), ни мест их сосредоточения, ни номеров переправленных частей и подразделений. Это обеспечило эффект неожиданности и стало мощным фактором, который наряду с ударом с Перекопского перешейка привел к отступлению 17-й немецкой армии к Севастополю и ее последующему полному разгрому.