До чего однообразно построены статьи о «крахе МВА»! Вот уже двадцать с лишним лет доморощенные пророки сообщают читателям о страшном кризисе и неизбежном крахе этой чуждой и бесполезной программы бизнес-образования. Только раньше они просто усиленно юзали пару особенно острых цитат из Минцберга, а теперь для придания внушительности добавляют наукообразия. Сначала в читателя загружают информацию, например, о снижении числа поступающих в бизнес-школы где-нибудь на западе, потом обязательно идет отечественная как бы «статистика», затем - мнение неназванных «экспертов» о снижении спроса на российские программы МВА.
В интернете опубликована статья под названием «В чём причина кризиса MBA и прочего бизнес-образования», красной нитью через которую проходит все та же немудрящая идея о кризисе. Но на этой ниве прославиться не удастся - многочисленные авторы подобных статей, вероятно, не в курсе, что авторство темы «неминуемая смерть МВА» с пятидесятых годов прошлого столетия принадлежит одному из американских профессоров. Время показало, что этот профессор и его последователи сильно ошиблись в своих предсказаниях.
Поскольку неискушенному читателю невдомек, какая фактура (или ее отстуствие) стоит за очередным негативным тезисом в отношении российского МВА и, как изъясняется автор, «прочего» бизнес-образования, попробуем разобраться в них, основываясь на фактах.
1. «плата за МВА растет, интерес к МВА снижается»
Цитируем GMAC [Graduate Management Admission Council (GMAС) - международная некоммерческая организация, созданная с целью популяризации бизнес-образования, систематизации данных о поступлениях в бизнес-школы и на программы обучения MBA, - прим. ред.]: «Общий объем найма выпускников MBA увеличился за последние пять лет с небольшим спадом в 2020 году. За последние два года более трех четвертей работодателей в разных отраслях наняли специалистов MBA.»
Отчет GMAC 2023 иллюстрирует планы найма выпускников МВА в США так:
Из диаграммы видно, что 78% компаний планируют нанимать выпускников МВА, из них 43% будут нанимать больше, чем в прошлом году. Не сильно смахивает на спад интереса к МВА, верно? Кстати, и стартовая медианная годовая зарплата выпускников МВА в том же отчете проектируется, как $125 000, что тоже далеко от спада.
Далее. На вопрос о снижении интереса к МВА дает ответ «Forbes»: «Можно ли привлечь студентов, если снизить стоимость? Это большой вопрос для бизнес-школ. По оценкам FT, за последние десять лет средняя стоимость программы MBA увеличилась почти на 29% в долларовом выражении, что превышает среднюю зарплату в США». Аналогично поступили российские бизнес-школы. Разве не логично, что цена растет при при росте спроса, а не наоборот?
Eсть колебания спроса на программы МВА; в 2023 г. в США (снижение на 4,9%, на 1,6% меньше по сравнению с предыдущим годом), но во-первых, там есть рост заявок от иностранных студентов. А во-вторых, «что нам Гекуба?», что мы так упёрлись в американский рынок бизнес-образования? Есть и другие рынки, в том числе и тот, что гораздо ближе нам -российский.
Вывод первый: несмотря на снижение спроса на поступление в бизнес-школы на американском рынке, говорить о снижении интереса к МВА за рубежом и у нас - слишком большое допущение, не подтверждаемое фактами. МВА был и остается главным ресурсом подготовки управленческих кадров во всем мире.
2. «Американские бизнес-школы начали сокращать продолжительность курсов, чтобы слушатели могли сэкономить на оплате»
Продолжительность программы МВА определяется не желанием бизнес-школ набрать больше студентов, а процессами развития самой программы МВА. Традиционная 2-х годичная программа full-time MBA [в России не предлагается, в силу особенности национального рынка - прим.ред.] сохраняет свои позиции на рынке США для студентов без опыта работы и считается самой качественной.
Для студентов с опытом работы, естественно, нужны более короткие программы. Что касается России, то никакой «нормой» годичные программы МВА не стали; на нашем рынке, в основном, присутствуют программы МВА продолжительностью 18-21 месяц. И стоимость программ МВА в целом в последнее время выросла на 25-40%. Программы уровня Executive MBA, в среднем, короче, но это не имеет отношения к какой-то "экономии" для слушателей; эти программы, напротив, дороже.
Вывод второй: тезис о снижении стоимости МВА со стороны бизнес-школ, в угоду якобы снизившемуся спросу, ложный.
3. На МВА «сокращают преподавание дисциплин ESG»
Наоборот, в последние два года дисциплины ESG вводятся во все большее число российских бизнес-школ -см. «Ведомости» (2023), «Российские школы начинают зеленеть». При чем тут Си Цзиньпин, и как это связано с темой статьи, осталось загадкой.
Вывод третий: тезис о сокращении курсов ESG в российских программах МВА не подтверждается фактами.
4. «разброд и шатания в управленческой науке и «чума на оба ваши дома»
Первое. Управление, как любая наука, развивается, и поскольку меняется общество и экономика, было бы странно требовать от теории менеджмента неизменности. Появляется много новых бизнес-практик, меняются взгляды на эффективность тех или иных инструментов, идет дискуссия в профессиональной среде. Это нормально, а если автор имеет в виду людей, которые хотят в бизнес-школе на МВА получить «волшебный ключик» от любых проблем в бизнесе, то МВА явно не для них, пусть поработают и наберутся опыта.
Второе. Потенциальные слушатели МВА не могут «ощущать» «разброд и шатания» в управленческой науке уже по той причине, что эту науку они понимают пока весьма приблизительно (потому и идут учиться, чтобы узнать лучше).
Вывод четвертый: тезис о разброде в управленческой науке является голословным.
5. падение выручки. «Минусовой результат зафиксирован только в сегменте бизнес образования, там за год падение выручки составило 9,47%».
В цитируемом отчете «Онлайн-образование (рынок России)» (ссылка) черным по белому написано прямо противоположное: «Сегмент бизнес-образования вырос на 30%, до 5,4 млрд рублей».
Заметим, что речь здесь идет только об онлайн-образовании, а объем оффлайнового бизнес-образования намного больше.
Вывод пятый: тезис о падении выручки российским рынком бизнес-образования - ложный и не подтверждается фактами.
6. «Эксперты констатируют снижение спроса и по очным программам. Очевидно, что рынок на распутье»
Это комментировать бессмысленно, поскольку утверждение является голословным и не подтверждено фактами. Какие эксперты это констатируют, и на основании чего, неизвестно. С тем же успехом можно утверждать обратное. На каком-таком распутье находится рынок, не поясняется, да в контексте вышесказанного это уже и не важно.
Вывод шестой: тезис о снижение спроса и по очным программам голословен.
7. «аббревиатура MBA скорее всего канет в лету вместе с понятием «магистратура»
Противопоставлять высшее образование бизнес-образованию все равно, что противопоставлять обычный легковой автомобиль внедорожнику, хотя и то, и другое - колесные транспортные средства. Цели обучения, методики, инструментарий - разные.
Планы повышения качества высшего образования все приветствуют, но как это связано с МВА? Никак. Думать, что выпускник вуза, благодаря более серьёзной подготовке, сразу станет профессионалом в бизнесе и безо всякого, там, МВА, наивно. Любому ремеслу нужно учиться.
Вывод седьмой: фантазия автора.
Общий вывод: По нашему мнению, найти причину "кризиса MBA", заявленную в заголовке первоисточника, не удалось. Экономика и бизнес, а следом - и бизнес-образование, это живая ткань, подверженная изменениям, как и всё живое. Подъёмы чередуются спадами и т.д. И попытка искусственно сконструировать выдуманные закономерности и хаотично подобранные факты с целью обосновать итоговый тезис о том, как скоро "MBA канет в лету", немногого стоит. Как сообщалось ранее, подобных предсказаний на протяжении истории существования МВА было немало, и где они теперь?
Больше статей - на портале "МВА в Москве и России" (mba.su)