Современные вездеходы в понимании большинства людей используются в основном в геологоразведке, строительстве, а также путешествиях по бездорожью, охоте и рыбалке. При этом упускается из виду применение вездеходов во время тушения пожаров. Для огня особенно уязвимы лесные массивы, а самым популярным лесопожарным вездеходом является знаменитый ВПЛ-149, применяемый на протяжении нескольких десятилетий.
Первый советский вездеход-поезд «Ярославец» был разработан в далеком 1930 году. Его использовали для тушения лесных и торфяных пожаров. В послевоенные годы огонь стали тушить с помощью специальной бронированной гусеничной техники ГПМ-54, которую называли самым массовом в мире пожарным танком. В качестве основы взяли платформу танка Т-54. Были случаи, когда ГПМ-54 использовали для тушения пожаров, в том числе на артиллерийских складах. Это было очень опасно. Со временем было принято решение разработать отдельный небронированный вездеход специально для тушения лесных пожаров. Первый ее образец был изготовлен в 1974 году на Прилукском заводе и получил название ВПЛ-149.
Вездеход имел две мощные мотопомпы, брандспойт, а также 60-метровые напорные рукава. В комплектацию входят бензопилы и дисковый плуг для прокладки минерализованных полос. Проблема только в небольшом запасе воды или огнетушащей жидкости, используемой в тушении лесных пожаров. В борьбе с огнем вездеход способен со скоростью 6,2 км/ч прокладывать минерализованную полосу шириной 2,8 метра с глубиной канавы 20 сантиметров. Важным преимуществом является возможность использования ВПЛ – 149 в условиях аномально низких и высоких температур от -35 до +35 градусов Цельсия. Кабина у вездехода двухместная. Кузов обшит алюминиевым листом. Сзади на усиленной стенке корпуса вездехода на специальной подвеске установлен дисковый плуг, управляемый водителем из кабины с помощью гидросистемы. Вот уже более полувека модификации этого противопожарного вездехода используются для тушения пожаров.