Найти тему

Как решить проблемы СНТ в части финансового контроля?

В нашу аудиторскую компанию поступают не только заявки на проведение аудита СНТ, но также приходят письма на электронную почту и поступают звонки от членов СНТ.

Надо сказать, что вопросы, с которыми к нам обращаются члены СНТ практически одинаковые. Суть проблем в СНТ, как правило, сводится к следующему:

  • Председатель превышает свои полномочия и занимается самоуправством;
  • В СНТ допускается нецелевое использование членских и целевых взносов;
  • В товариществе отсутствует надлежащий контроль над расходами членских и целевых взносов со стороны членов ревизионной комиссии;
  • Общие собрания членов СНТ проводятся с нарушениями закона 217-ФЗ, либо Председателем подделываются документы по проведению общих собраний членов товарищества.
В данной статье мне хотелось бы поделиться своими мыслями о причинах нарушений в финансово-хозяйственной деятельности СНТ, а также написать свои предложения о том, как возможно было бы на законодательном уровне решить проблемы СНТ в части финансового контроля.

Когда мы говорим и пишем о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности СНТ, то первый вопрос, который нам задают: «Что за это будет?». Ответ на этот вопрос: «Ничего не будет!». А если ничего не будет, то представляется возможным и дальше нарушать действующее законодательство.

Вывод здесь такой, на законодательном уровне надо вводить ответственность председателя товарищества и правления за действия и/или бездействия, которые приводят к нецелевому использованию целевых средств СНТ, а также за причиненные убытки товариществу.

О какой ответственности председателя товарищества и правления в данном случае идет речь?

Ответственность должна быть определена, исходя из конкретной ситуации и вида нарушения. Ответственность председателя товарищества и правления может быть дисциплинарной, административной и уголовной в зависимости от квалификации нарушения.

Мне бы хотелось задать вопрос органам законодательной власти: «Почему за нецелевое использование бюджетных средств наступает ответственность, а за нецелевое использование денежных средств физических лиц не предусмотрена ответственность в законе 217-ФЗ?».

Нецелевое использование бюджетных средств – это направление денежных средств на решение целей, не имеющих законных оснований для их получения. Указанное неэффективное расходование является правонарушением бюджетного законодательства России.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Если нецелевое использование бюджетных средств допущено в крупном размере, то ответственность наступает согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.

Другими словами, надо вводить дополнительные нормы в закон 217-ФЗ, определяющие порядок привлечения к ответственности правления и председателя товарищества за нецелевое использование денежных средств физических лиц, которые перечисляются на расчетный счет СНТ в виде членских и целевых взносов.

Давайте скажем прямо, что эти нормы ответственности не будут работать, либо будут работать неэффективно, без надлежащего контроля исполнения приходно-расходной сметы СНТ.

Кто обязан осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности в СНТ?

Для осуществления контроля в СНТ избирается ревизионная комиссия. На практике, как мы часто видим, ревизионная комиссия является «карманной» председателя товарищества.

Следовательно, ревизор СНТ должен быть независимым от председателя товарищества и правления, чтобы объективно провести контрольную проверку исполнения приходно-расходной сметы.

Здесь, по моему мнению, можно было бы использовать опыт СПК (сельскохозяйственных кооперативов), деятельность которых ежегодно проверяют специально созданные для СПК ревизионные союзы. Такие же независимые ревизионные союзы возможно было бы создать в рамках регулирования деятельности СНТ.

Возможен и более простой способ решения проблемы, например, предоставление независимых ревизоров для СНТ со стороны Общероссийской общественной организации Союза садоводов России, но для этого ревизоры должны быть предусмотрены в структуре Союза садоводов России.

Наконец возможно использовать услуги независимых аудиторов для проведения контрольно-ревизионных проверок СНТ.

Итак, подведем итоги наших предложений по эффективному устранению нарушений в финансово- хозяйственной деятельности СНТ:

  1. Во-первых, на законодательном уровне необходимо обеспечить независимый ревизионный контроль финансово-хозяйственной деятельности СНТ.
  2. Во-вторых, в закон 217-ФЗ необходимо внести новые нормы, предусматривающие порядок привлечения к ответственности председателя товарищества и правление за нецелевое использование денежных средств физических лиц по членским и целевым взносам.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Заявки на аудит подавайте на сайте аудиторской компании:

Аудиторская компания в Москве ООО «Радар-Консалтинг»