За свою жизнь я на разных гулянках был и мёд-пиво пил. Кричал “Горько!” на русской, казахской, татарской и калмыцкой свадьбах. Но вот на черкесской довелось повеселиться впервые. Увиденное недавно под Черкесском в аулах Псаучье-Дахе и Псыж немало меня удивило: гостеприимные хозяева, отзывчивые гости, зажигательные танцы, море позитива и… необычные церемонии и обряды.
Познакомились в соцсети
В конце лета я получил приглашение на свадьбу от Аслана – младшего брата жены моего друга. Парень окончил вуз и работает в Черкесске предпринимателем. Его избранница Фатима преподает химию в школе родного аула. Молодые люди случайно познакомились два года назад в Инстаграме (организация, запрещенная на территории РФ). Завязалась переписка. Затем стали назначать свидания в городском парке культуры и отдыха “Зеленый остров”. Об этих встречах не знали даже братья и сестры влюбленных. О своих планах стать мужем и женой Аслан и Фатима сообщили в мае этого года. Родители были не против и назначили дату свадьбы.
Жених от отца с глаз долой!
Накануне торжества в доме жениха готовили яства к праздничному столу. В четырех огромных котлах мужчины варили баранину. Удивительно, но жених не принимал в этом никакого участия. Как мне объяснил старейшина аула – сосед родителей жениха Мухамед, по древним обычаям будущему мужу нельзя попадаться на глаза отцу – это символизирует стыдливость от предстоящего вступления во взрослую жизнь.
С флагами черкесов и абазинов
Утром в день свадьбы к жениху в Псаучье-Дахе приехали его дружки. Они помогли погрузить в “Газель” подарки для родственников невесты (среди них как обязательный атрибут – тушка зарезанного накануне барана) и украсить автомобили бантами. Рашид, отец Аслана, попросил джигитов об одном – не устраивать лихие гонки на трассе. И вот наш длинный кортеж под громкие автомобильные гудки, с развевающимися по ветру родовыми зелеными и красными флагами черкесов и абазинов направился в соседний аул Псыж.
К дому невесты вся наша делегация (кроме жениха, который остался в машине) направилась в сопровождении музыкантов, которые исполняли зажигательные мелодии под гармошку, барабан и трещетки (живая музыка, кстати, звучала потом в ресторане на свадьбе). К этому времени во дворе дома невесты собралось уже много народа в праздничных одеждах: родственники, соседи и просто зеваки.
Платите выкуп!
Сваты пригласили нас в комнату, где столы, расставленные буквой “П”, буквально ломились от закусок. Тосты и здравицы в честь предстоящего события чередовались один за другим. Тем временем в соседней комнате за закрытыми дверями подруги и родственницы наряжали невесту. И когда туда вошли дружки жениха, они стеной преградили путь к новобрачной, в шутливой форме требуя выкупа. Впрочем, через минут пять сторговались о некой символической сумме – в знак уважения, а не как калым.
Петарды в ЗАГСе не взрывать!
Далее подруги вывели наряженную невесту во двор. Фатима села в лимузин в сопровождении женщин со стороны жениха. Сам же Аслан мчался вслед за своим счастьем в другой машине. В этот день молодые встретились впервые только при входе в ЗАГС Черкесска. Снаружи здание выглядит не так шикарно, как наш астраханский дворец, но зато внутри его украшают высокие потолки с лепниной. Еще при входе, у ворот, сотрудница учреждения строго-настрого предупредила: “Во время регистрации по залу не ходить, петарды не взрывать, бенгальские огни не зажигать, шампанское не открывать!” (Все эти радости “группы поддержки” шумно и весело проявляют в сквере Влюбленных.)
“Горько!” под запретом
Сама церемония регистрации в ЗАГСе от астраханского варианта, в общем-то, не отличается. С той, пожалуй, разницей, что молодожены не целовались. И на свадьбе – тоже. По национальным обычаям парень не имеет права прикасаться к своей возлюбленной до первой брачной ночи. К тому же, как я заметил, у невесты был парень-свидетель, а у жениха – девушка. “Это вовсе не свидетели, а их свита, обслуга, которая во время торжества помогает, выполняет различные просьбы молодых”, – поправил меня друг Аслана Мухадин.
После ЗАГСа началась процедура катания молодых на автомобилях с посещением самого уютного уголка Черкесска – городского парка, где много красивых локаций для фотосессии. Тем временем старейшины отправились в мечеть, чтобы получить благословение у муллы. Днем в ресторане сторона жениха встретила сторону невесты застольем и щедро одарила новую родню подарками. Непосредственно на свадьбе близкие родственники невесты уже не присутствовали, за исключением молодежи – таков обычай.
Фатима открыла личико
Вечером первой на пороге ресторана появилась невеста, перед которой на ступеньках расстелили шелк. При выходе из машины ее взяли под руки, чтобы случайно не оступилась – ведь лицо красавицы было закрыто вуалью. Под радостные возгласы девушку обсыпали сладостями и денежными купюрами – это символизирует благополучную и вкусную жизнь.
Введя в зал, женщины приоткрыли невесте лицо и помазали губы медом. Я услышал разные версии, объясняющие этот “сладкий” обычай: 1. Ей дают понять, что речь должна быть мягкой и сладкой; 2. Чтобы она никогда не ссорилась с мужем; 3. Чтобы у нее всегда был “сладкий” язык (последняя, как мне кажется, более правдоподобная).
Я видел и другой обычай – шуточный: в невесту нарядили бабушку, которая, склонив голову, покрытую вуалью, под общий смех отвечала на несерьезные вопросы свах.
Перед началом праздничного застолья прошел ритуал принятия в новую семью. Невесту поочередно знакомили с самыми близкими родственниками жениха, которые, выстроившись в ряд, поочередно напутствовали ее и дарили дорогие подарки.
Сразу в пляс
Сама свадьба была радостной и веселой. С первых же минут, без “разогрева”, гости пустились в пляс. Тамада Жухрай давал слово каждому значимому гостю, и в первую очередь – братьям и сестрам жениха, уважаемым старейшинам. Как правило, это были недлинные наставления и советы. Молодые внимали напутствиям, сидя за отдельным столом на высоком подиуме. Невеста – воплощение скромности и целомудрия, почти всё торжество провела, опустив ресницы и не проронив ни слова. К поздравлениям присоединялись приглашенные артисты, которые исполняли национальные песни.
Свой первый танец жених станцевал с мамой и только потом с невестой. И это был не вальс, а черкесский танец, без которого невозможно представить здесь ни одно торжество. В это время гости подходили к молодым и одаривали их деньгами. Потом невеста станцевала с младшим братом. В разгар пира под зажигательную музыку кровь у многих гостей, разгоряченная вином, начинала закипать. И я не удержался тоже. Хотя, честно признаюсь, танцевал неуклюже.
Аслан возвращается домой
По окончании свадьбы невеста без жениха вошла в его дом. И первую ночь провела без него в отведенной для новобрачных комнате. С ней находилась двоюродная сестра жениха, чтобы в случае необходимости подсказать неопытной девушке, как себя вести. Аслан появился к вечеру второго дня в сопровождении друзей, у которых он провел время. Он шел в дом родителей в черной папахе, а приятели колотили его, чтобы был примерным мужем и второй раз не женился. Потом подвели к отцу, который дал ему напутствие. К этому времени молодая жена помогла свекрови накрыть стол. Так началась семейная жизнь молодых Абдоковых.
Автор: Сергей ПОПОВ. Фото автора.