Какая была альтернатива трамвайного движения в Москве?
Главный конкурент трамваю? Сколько было автобусных маршрутов?
Какая причина, что первый маршрут просуществовал недолго?
Конка против автобуса
Первым видом так называемого общественного транспорта была "линейка" (катка). Транспорт был поход на огроменную карету на 10-14 человек, но с продольным сидениям, конечно, столько не влезало. Такие открытые кареты стали ездить по Москве уже с 1847 года. Большинство маршрутов тогда начиналась с центра города, то есть с Красной площади. Был один маршрут насквозь города от Калужской до Тверской заставы.
Линейка как вид транспорта развивался, но не так быстро и к 1870 году появилось только 22 маршрута. Линейки как транспорт были не очень комфортными, точно совсем не комфортными. Представьте: вы сидите на лавке, вас заливает дождем, обдувает сильный ветер, летом жарит солнце и никакого кондиционера (ха-ха). Да к тому же трясёт так, что кажется что позвоночник осыплется в штаны (никаких рессор). Колеса то были железные и лишь иногда были обиты резиной.
Зимой, конечно такой вид транспорта вообще был ужасен. Приходилось менять на большие сани, так по снегу и по неубранным дорогам было легко передвигаться на санях.
В 1872 году случился транспортный прорыв — на улицы Москвы выкатили три омнибуса. Это как конка, но только на колесах и без рельс, по которым ездит конка. Хотя настоящий омнибус как в Лондоне это был автомобиль, а у нас был на лошадиной тяге, если так можно выразиться.
Конечно, конка на рельсах была удобней. Это привело к тому, что линейки вытеснили на окраины города, где их можно было арендовать, чтобы добраться на дачу в пригород, если деньги есть. Ведь поездка, что на линейке, что на конке была ой какая дорогая и далеко не каждый, точнее большинство не могли себе этого позволить. Это было как развлечение, появление конок и линеек.
И в результате к 1897 году в Москве осталось только три маршрута линеек:
- в Останкино от Трубной площади
- в Богородское
- от Ильинских ворот до места где сейчас современная станция "Электрозаводская"
Европейцы нам помогут
Транспорт продолжал планомерное развитие.
Некоторые российские деловые люди хотели продвинуть идею, чтобы запустить автобусы по городу, как во многих европейских странах, да и заработать на этом. Но в Москве транспорт передвигался исключительно на лошадиной тяге.
Первая попытка организовать автобусное движение на настоящих автобусах была в районе 1884 года, когда поступило предложение сделать 10 автобусных маршрутов с 25 автобусами на них. Но проект отклонили сославшись, что нет правил уличного движения для такого транспорта.
Вторая попытка была уже в 1897 годах от имени нижегородского делового человека Перлина, который хотел запустить два маршрута автомобильных омнибусов.
Московские бюрократы вновь отвергли идею, сославшись на то, что улицы узкие и транспорт большой.
Третья попытка была со стороны купца Кузьминского П. из Петербурга, где уже были конные маршруты омнибусов. Но москвичей это не убедило и в последний момент вроде бы сначала утвержденный проект взяло и отменило. Хотя может быть основной причиной отказа стало желание вместо тяговой техники сделать механическую.
Автобусы всё-таки победили московское чиновничество или это технический прогресс плюс заграница, но уже настроения в отношении развития автобусного движения изменилось в начале 20 века.
Но шло всё очень долго и муторно и первый автобусный маршрут открылся в июле 1907 года, да и без участия государства и только руками частников, а именно графа Шереметьева А.Д. Он открыл первый маршрут и запустил по нему первый автобус в Останкино от Марьиной рощи. Для этого купили немецкий "Даймлер" на 14 посадочных мест. Одно маленькое "но": автобус мог ездить только летом ибо зимой было не до чистых дорог, да и зачем их чистить, если весной всё само стает.
Нет дорог — нет автобусов или препоны московских чиновников
Где-то через один год в Москве благодаря поклонникам автомобильного движения появились новые автобусные линии:
- стало возможным добраться от Семёновской заставы до Измайловского зверинца
- от Петровского парка в Покровское -Глебово
Но это было совсем немного для уже большого города и все автобусные маршруты и автобусы, привезенные в Москву исключительно частным образом, не могли стать весомой частью общественного транспорта города.
Короткие и коммерческие маршруты от гостиниц до ж/д станций, конечно, не могли решить транспортные проблемы.
Хотя была, но только одна попытка, чтобы запустить автобусное движение. Это было в 1908 году. Московские чиновники открыли маршрут от Театральной площади, затем Болотная площадь и до Серпуховской заставы. Маршрут действовал всего три недели, но и за этот короткий промежуток времени перевез несколько десятков тысяч человек и всего один автобус!
Но несмотря на это маршрут закрыли, так и дав развиться автобусному движению в Москве. Ссылались на то, что дороги плохие и что автобус часто ломался.
Хотя эти отговорки были прикрытием большого трамвайного бизнеса, ведь трамвай делал кассу в Москве. А внедрять конкурентный транспорт чиновники не хотели, так как у них на тот момент были иные предпочтения.
И такое положение сохранялось буквально до середины 1920-х годов. И тогда стал работать первый настоящий автобусный маршрут от Каланчёвской площади и до Тверской заставы.
Здесь продолжение:
За сим всё! Спасибо, что были со мной на моём канале. Ставьте нравлики и подписывайтесь, чтобы писать грубые комментарии, как вы умеете. А я сяду писать новую статью про автобусы с Каланчёвки.