Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Приступить к ликвидации" (СССР, 1984) и "Ларец Марии Медичи" (СССР, 1981): "за" и "против"

Приступить к ликвидации. СССР, 1984. Режиссер Борис Григорьев. Сценарист Эдуард Хруцкий (по мотивам собственного романа "Четвертый эшелон"). Актеры: Олег Стриженов, Михаил Жигалов, Василий Лановой, Валерий Войтюк, Георгий Юматов, Надежда Бутырцева, Александр Филиппенко и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Борис Григорьев (1935–2012) поставил 13 полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Петровка, 38», «Огарева, 6», «Пароль не нужен», «Приступить к ликвидации») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

...Посланные в логово врагов разведчики в самом начале операции оказываются раскрытыми... Да тут еще один из главных героев тоже гибнет задолго до финала!

Неожиданный поворот событий для фильма, снятого в строго подцензурном 1983 году!

Впрочем, в целом в картине Б. Григорьева привычных трактовок больше, чем неожиданных. Актеры играют вполне пристойно. Но в целом фильм так и остался в тисках идеологических стереотипов той поры...

Кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997) оценил детектив Б. Григорьева «Приступить к ликвидации», рассказывающую остросюжетную историю об уничтожении банды в западной Белоруссии ранней весной 1945, в целом положительно: «Если не посчитать некоторых сбоев во второй половине второй серии, то фильм сделан в хорошем темпе, без проходных, останавливающих действие эпизодов, с неизменным нарастанием высокого драматического напряжения» (Ревич, 1984: 8).

Еще более позитивно о фильме «приступить к ликвидации» отозвался «Спутник кинозрителя» (Сенчакова, 1984: 4–5).

Мнения современных зрителей об этом фильме Бориса Григорьева, как это часто бывает, расходятся:

«Великолепный детективно–приключенческий фильм. Интересные вставки кинохроники, захватывающий сюжет… Стриженов, как всегда, на высоте» (И. Васильев).

«Один из любимых фильмов о работе милиции в военное и послевоенное время. Фильм, который составляет конкуренцию таким шедеврам как "Место встречи изменить нельзя" и "Ликвидация"» (М. Спиречев).

«А мне не понравилось – нудновато как–то. Вот "Место встречи изменить нельзя" – это да! А тут... даже вторую серию смотреть не стал» (Азмун).

Киновед Александр Федоров

-2

Ларец Марии Медичи. СССР, 1981. Режиссер Рудольф Фрунтов. Сценаристы Еремей Парнов, Рудольф Фрунтов (по роману Еремея Парнова "Ларец Марии Медичи"). Актеры: Валерий Рыжаков, Клара Лучко, Эммануил Виторган, Эдда Урусова, Анатолий Егоров, Рубен Симонов, Всеволод Сафонов, Сергей Мартынов, Леонид Оболенский и др. 23,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Рудольф Фрунтов (1942–2015) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, из которых, только детективу «Ларец Марии Медичи» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Убит некий антиквар, приехавший в СССР. Кто же убийца? Следствие приобретает все более запутанный характер…

Этот детектив отличался от прочих тем, что его действие время от времени погружалось в далеко прошлое, приобретая из-за этого дополнительную таинственность…

Кинопресса особого внимания на эту работу Р. Фрунтова не обратила, но зрители обсуждают фильм «Ларец Марии Медичи» и в XXI веке:

«Этот фильм обладает какой–то магией. Он и соткан из нелепостей и нестыковок, и несет назидательно–воспитательный заряд, и полон персонажей без полутонов. … Однако смотреть его можно бесконечно. В чем тайна – не пойму. Вот какой Е. Парнов завернул сценарий! Многие актеры сыграли в этом фильме свои лучшие роли» (Думитру).

«Вроде и не гениальный детектив, а смотрится с удовольствием. Это, конечно, актерский фильм» (Элла).

«Отличный фильм. Хорошо играли все актеры. Каждый кадр как произведение искусства – можно в рамочку и восхищаться композицией, красками, лицами и т.д.» (Ирина).

«Так себе фильмец, на один раз. Мне больше американские детективы нравятся» (Жора).

Киновед Александр Федоров