Правило №1
Компании в портфеле не должны зависеть от одного показателя.
Ваш портфель может быть собран из десяти разных акций. С виду это разные бизнесы, но они все могут зависеть от чего-то одного: рынка сбыта, курса валют, стоимости продукции или других факторов.
Рынок сбыта. Многие компании продают большую часть товаров или услуг на какой-то определенный рынок: в Россию, США, страны Европы и Азии. Это значит, что такие компании зависят от спроса на этом рынке. Если потребители станут покупать меньше продукции, снизится и выручка, и прибыль.
Сравните «Аэрофлот» и «Магнит». Одна компания продает возможность путешествовать, а другая — еду. Но, по сути, и та, и другая хотят взять деньги у одного конкретного русского. И если денег у человека резко станет меньше, у обеих компаний могут упасть доходы. И наоборот, чем больше у россиян денег, тем больше путешествий и еды. Компании зависят от ВВП в России и состояния экономики страны в целом.
Другой пример: НЛМК и «Газпром». Одна компания продает сталь, другая — газ. Но обе зависят от экспорта. НЛМК продавала около 17% стали в США и 18% Европу, а «Газпром» — примерно 60% газа в Европу и СНГ. Если страны-покупатели решат расторгнуть контракты, ввести санкции, пошлины, найдут более выгодных поставщиков — это все повлияет на выручку и прибыль компаний.(что мы и увидели за последние пару лет).
Например, в марте 2018 года президент США Дональд Трамп ввел пошлину на импорт стали — 25%. Это значит, что НЛМК стало зарабатывать немного меньше. Что-то похожее произошло с «Газпромом»: Европа снизила потребление природного газа и начала закупать сжиженное топливо у поставщиков из США и Ближнего Востока.
Если купить акции компаний, которые зависят только от одного рынка сбыта, вы купите один общий макроэкономический риск. Если с этим рынком сбыта что-то случится, то компания начнет меньше зарабатывать, а вы получите меньше денег.
Курс валюты. Еще один частый вид зависимости — от валютного курса. Это когда компания продает большую часть товаров или услуг только за доллары или только за рубли или когда от этого зависят основные издержки бизнеса.
Например: «М.Видео» продает телевизоры, холодильники, плиты и другую технику. Компания покупает товары за рубежом за валюту, а продает их в России за рубли. Если доллар подорожает, условный Samsung продаст «М.Видео» условный телевизор дороже. Конечно, ретейлеры в таких случаях перекладывают издержки на покупателей и тоже повышают цены. Но дорогая техника хуже продается — это скажется на выручке.
Другой пример — компания «Черкизово», которая работает преимущественно на внутреннем рынке и продает свою продукцию за рубли.
Можно сказать, что «Черкизово» покупает зарубежные комбайны и другую технику, но общая зависимость от доллара у этой компании довольно низкая. Более того, если доллар подорожает, ей это будет даже выгодно. Тогда импортная колбаса подорожает для россиян, а колбаса от «Черкизово» — нет.
Стоимость продукции. Если компании производят один вид продукта, то они зависят от цены на этот продукт. Обычно это касается компаний, которые добывают нефть, золото, алмазы, уголь, металлы.
Пример: «Татнефть» зарабатывает большую часть выручки, добывая и продавая нефть, а «Полюс» — золото. Если вырастет цена на нефть или золото, вырастет и выручка компаний; если упадет, выручка снизится.
СЛЕДУЮЩИЕЕ ПРАВИЛО ВЫЙДЕТ ПОЗДНЕЕ.