Если в утвердительной форме мы без труда составим словосочетание «знать химию», и никаких других вариантов не предполагается, то при отрицании ситуация осложняется — появляется альтернатива. Приходится делать выбор между родительным и винительным падежом. А ранее в нашем языке для таких случаев существовал специальный падеж — лишительный.
Вспоминаем школьную программу: управление — это такой способ связи, при котором главное слово требует употребления зависимого слова в определенном падеже. Существуют даже специальные словари, посвященные управлению в русском языке, где собраны случаи, которые могут вызвать затруднение. Мы рассматриваем глагольное управление существительным, причем глагол у нас в форме отрицания. Этот вариант управления действительно часто вызывает затруднение.
Раньше предпочтение отдавалось родительному падежу. Но в разговорной речи часто стал использоваться винительный падеж. Литературный язык прислушался, и разрешил использовать оба падежа, в разных случаях, но с перевесом в пользу винительного. Вероятно, мы попали в переходный период и какой-то из вариантов в итоге одержит победу. Пока же, если выбор из предложенных ниже вариантов будет очень труден, заглядываем в словарь управления или выбираем винительный падеж. Но, согласитесь, приятнее, когда правило содержится в голове и вам не надо по крайней мере за каждым словом лазить в словарь. Приведу самые основные и понятные случаи, исключив очевидные, где мы не ошибаемся.
Родительный падеж (кого? чего?) при отрицании
/в целом — обобщенное значение: не знать статистики (как отрасли, предмета)/
- Управляемое существительное имеет отвлеченное значение (процесс, состояние, не относящееся к отдельному предмету качество, свойство). Не сдержал улыбки, не произвести впечатления, не испытывать притока сил, не допустить мысли, не видеть разницы.
- С глаголами мысли и восприятия. Не понять сути, не чувствовать границ.
- С глаголом «не иметь». Не иметь машины, не иметь квартиры.
- Есть слово «никакой». Не осознавать никакой вины.
- Есть союз «ни… ни…». Не нашел ни шапки, ни куртки. Не познал ни нужды, ни роскоши.
- Есть усилительные частицы «даже», «и». Не увидел даже звезд. Не рассказал и правды.
Винительный падеж (кого? что?) при отрицании
/в целом — конкретное значение: не знать статистику (чего-то конкретного)/
- Есть придаточная часть с союзным словом «который». Не видеть разницу, которая очевидна.
- Управляемое существительное — имя собственное или одушевленное. Не пригласить маму, не видел Москву, не оценил столицу Португалии.
- Управляемое существительное имеет зависимые, пояснительные слова. Не слышать крик птиц.
- Отрицание входит в состав частиц «едва не», «чуть не». Чуть не разбил чашку, едва не выиграл партию.
Отмечу, что в устойчивых сочетаниях чаще встречается родительный падеж, как наиболее древний. Однако могут встретиться и сочетания с винительным падежом, но там трудно ошибиться. Не сводить глаз, не обращать внимания, не произвести впечатления, не скалить зубы.
И напоследок несколько словосочетаний для сравнения:
Не потерять ни квитанциИ, ни пропускА (ни—ни) — не потерять сестрУ (одушевл.).
Не получить разрешениЯ — едва не получить разрешениЕ (едва не).
Не ожидать поездА — не ожидать поезд №289 (имя собств.)
Не слышать крика (глагол восприятия, отвлеченное сущ.) — не слышать крик птиц (пояснительное слово).
Источники:
Пунктуация и управление в русском языке. Розенталь Д.Э.
Русская грамматика, ред. Шведова Н. Ю.
Спасибо, что дочитали!
Похожие публикации читайте в подборке.
Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книгах, культуре речи и истории русского языка.