Найти тему
Словесный бардачок

Не знаем статистику/статистики? Каким падежом управляет глагол с отрицанием

Если в утвердительной форме мы без труда составим словосочетание «знать химию», и никаких других вариантов не предполагается, то при отрицании ситуация осложняется — появляется альтернатива. Приходится делать выбор между родительным и винительным падежом. А ранее в нашем языке для таких случаев существовал специальный падеж — лишительный.

Вспоминаем школьную программу: управление — это такой способ связи, при котором главное слово требует употребления зависимого слова в определенном падеже. Существуют даже специальные словари, посвященные управлению в русском языке, где собраны случаи, которые могут вызвать затруднение. Мы рассматриваем глагольное управление существительным, причем глагол у нас в форме отрицания. Этот вариант управления действительно часто вызывает затруднение.

Раньше предпочтение отдавалось родительному падежу. Но в разговорной речи часто стал использоваться винительный падеж. Литературный язык прислушался, и разрешил использовать оба падежа, в разных случаях, но с перевесом в пользу винительного. Вероятно, мы попали в переходный период и какой-то из вариантов в итоге одержит победу. Пока же, если выбор из предложенных ниже вариантов будет очень труден, заглядываем в словарь управления или выбираем винительный падеж. Но, согласитесь, приятнее, когда правило содержится в голове и вам не надо по крайней мере за каждым словом лазить в словарь. Приведу самые основные и понятные случаи, исключив очевидные, где мы не ошибаемся.

Не произвел впечатлениЯ?
Не произвел впечатлениЯ?

Родительный падеж (кого? чего?) при отрицании

/в целом — обобщенное значение: не знать статистики (как отрасли, предмета)/

  1. Управляемое существительное имеет отвлеченное значение (процесс, состояние, не относящееся к отдельному предмету качество, свойство). Не сдержал улыбки, не произвести впечатления, не испытывать притока сил, не допустить мысли, не видеть разницы.
  2. С глаголами мысли и восприятия. Не понять сути, не чувствовать границ.
  3. С глаголом «не иметь». Не иметь машины, не иметь квартиры.
  4. Есть слово «никакой». Не осознавать никакой вины.
  5. Есть союз «ни… ни…». Не нашел ни шапки, ни куртки. Не познал ни нужды, ни роскоши.
  6. Есть усилительные частицы «даже», «и». Не увидел даже звезд. Не рассказал и правды.

Винительный падеж (кого? что?) при отрицании

/в целом — конкретное значение: не знать статистику (чего-то конкретного)/

  1. Есть придаточная часть с союзным словом «который». Не видеть разницу, которая очевидна.
  2. Управляемое существительное — имя собственное или одушевленное. Не пригласить маму, не видел Москву, не оценил столицу Португалии.
  3. Управляемое существительное имеет зависимые, пояснительные слова. Не слышать крик птиц.
  4. Отрицание входит в состав частиц «едва не», «чуть не». Чуть не разбил чашку, едва не выиграл партию.

Отмечу, что в устойчивых сочетаниях чаще встречается родительный падеж, как наиболее древний. Однако могут встретиться и сочетания с винительным падежом, но там трудно ошибиться. Не сводить глаз, не обращать внимания, не произвести впечатления, не скалить зубы.

И напоследок несколько словосочетаний для сравнения:

Не потерять ни квитанциИ, ни пропускА (ни—ни) — не потерять сестрУ (одушевл.).
Не получить разрешениЯ — едва не получить разрешениЕ (едва не).
Не ожидать поездА — не ожидать поезд №289 (имя собств.)
Не слышать крика (глагол восприятия, отвлеченное сущ.) не слышать крик птиц (пояснительное слово).

Источники:

Пунктуация и управление в русском языке. Розенталь Д.Э.

Русская грамматика, ред. Шведова Н. Ю.

Спасибо, что дочитали!

Похожие публикации читайте в подборке.

Подписывайтесь на «Словесный бардачок», если хотите больше знать о книгах, культуре речи и истории русского языка.