Мне очень откликается фраза, которую мне написали в комментариях под одним из недавних постов (ссылку традиционно оставлю в конце).
Идея в том, что у каждого поступка есть какие-то естественные последствия. Иногда я проговариваю Тимофею эти последствия.
К примеру, как-то на прогулке мы с Тимом договорились, что сейчас пойдём домой, а когда придём, я помою ванну, и он будет купаться и играть там. Но потом Тима стал капризничать, убегать от меня на площадке.
Я остановила его и присела на его уровень (считаю это тоже важным условием — говорить на равных). Сказала, что либо мы гуляем и в ванне купаться не будем, потому что нам не хватит времени, либо сейчас идём домой и купаемся. Сын сам выбрал второй вариант и залез в коляску.
Но, конечно, дети в два года не всегда воспринимают слова (да что уж там говорить, почти никогда). Им проще понять на опыте.
Например, Тимоша в этом году невзлюбил варежки. Я предлагаю надеть, мотает головой и говорит «нет». Если попытаться надеть силой, он кричит и случается истерика.
Я для себя приняла решение, что он сам поймёт и сообщит, что ему нужны варежки. Но варежки на комбинезоне были всегда (они висят на верёвках и ему не мешаются). А вот муж и наши родители очень переживали, что малыш ходит без варежек, и у него мёрзнут руки.
Но ему явно было нормально, потому что я часто спрашивала не замёрзли ли руки, он отвечал нет. Да, конечно, есть вариант, что он не понимает, что замёрзли. Но на улице была плюсовая погода. Очень сомневаюсь, что за час-два на улице в такую погоду можно отморозить руки.
И вот на днях похолодало до -3. Ещё утром было нормально, он спокойно доехал до сада в коляске без варежек. А по пути домой почти у дома он вдруг резко заплакал.
Из сада его забирала бабушка. Она как всегда несколько раз предложила ему надеть варежки, он отказался. Когда они пришли, он горько плакал, показывая мне красные холодные ручки.
Конечно, я его пожалела, обняла. Мы пошли греть руки под тёплой водой. А потом я объяснила ему, что теперь холодно. Варежки надо носить, иначе ручки опять замерзнут и снова случится такая вот ситуация.
В итоге, в выходные, когда собирала его на прогулку с мужем, он абсолютно спокойно надел варежки. По пути с прогулки, они с папой зашли в магазин закупиться пюре и батончиками. Тимоха попросил дать ему батончик, но папа объяснил, что тогда придётся снимать варежки и ручкам будет холодно. Решили батончик съесть дома, а по пути в варежках есть пюре из пауча.
Это работает и с другими ситуациями. Естественно, если это безопасно и если это не затрагивает кого-то, кроме вас с ребёнком. Не нужно разрешать выходить на дорогу, чтобы ребёнок понял, что это опасно. Или не нужно разрешать ребёнку бить других детей, чтобы он увидел на деле, что им больно.
А ещё с помощью этого метода можно избежать наказаний. Точнее преподноситься эти «наказания» будут не как кара за то, что ребёнок натворил, а как следствие его поступка.
Например, ребёнок разбрасывает вещи по всей комнате и не хочет их убирать. Окей. Но когда он наступит в этом хаосе на любимую игрушку и сломает её или потеряет и не сможет найти её, стоит объяснить ему, что всё это вышло из-за того, что он не убрался. И что если игрушки не разбрасывать, этого не случится. Конечно, не стоит в этом случае злорадствовать и говорить фразы типа «я же говорила».
В общем, всё так же, как было у нас в ситуации с варежками.
А вам близок такой метод в воспитании?
Тот самый комментарий, который дал идею для этой статьи.