Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Есть ли жизнь в подлёдных озёрах Марса?

Начать можно с вопроса, есть ли на Марсе сами подлёдные озёра? Это хороший, правильный вопрос, и NASA отвечает на него утвердительно. Результаты радиолокационного зондирования полярных шапок, всё-таки, очевиднее всего трактуются, как присутствие на глубине 1.5 километров воды – жидкой, хотя и, вероятно, перенасыщенной солями. Однако, какие основания полагать, что эта среда обитаема?

Основания есть. И выглядят они, как цепочка рассуждений. Нам известно, например, что 3.9 миллиарда лет назад на Земле жизнь, – уже в виде сообществ продуцирующих микроорганизмов, – существовала. Следовательно, – это также автоматически превращается в наблюдаемый факт, – некоторое время ранее жизнь зародилась на Земле. Принцип космоцентризма, подразумевающий, что закономерности наблюдаемые и действующие на Земле таковы, потому что они являются общими для всего космоса, подсказывает, что жизнь, в таком случае, должна зарождаться всюду, где наличествуют сходные с земными – по состоянию на конец катархея – условиями.

Но нам также известно, что условия на Марсе 4 миллиарда лет назад не отличались от земных. Может, ещё и гуманнее были, так как Марс остывал быстрее. Жидкая вода там должна была появиться раньше. Сходные с земными условия (особенно, если учесть что в разных регионах каждой из планет условия различались), сохранялись на Марсе, минимум, до 3 миллиардов лет назад. Следовательно, жизнь должна была зародиться и параллельно, – до уровня соответствующего земному архею, – развиваться и на Марсе.

...Пока всё логично. Логичным выглядит и следующий тезис: поскольку на Земле в подлёдных озёрах жизнь есть (это доказано), в аналогичных условиях на Марсе она тоже должна существовать. Этот вывод кажется очень привлекательным эстетически, однако, он ошибочен. То есть, верен, но применительно к условиям аналогичным. В подлёдных водоёмах Марса условия, увы, другие.

-2

Суть тут не в том, что вода на Марсе переохлаждена и пересолена. Земные экстремофильные организмы способны расхлебать ещё и не такое. К тому же, не исключено существование расположенных ниже, а значит, относительно тёплых озёр, – температура коры Марса растёт с глубиной, как и на Земле, только медленнее. Засада здесь именно в этом «медленнее».

Марс остыл.

Для поддержания жизни в самом общем случае требуются растворитель (лучше всего наиболее распространённое во вселенной химическое соединение – вода) и какой-то источник энергии. Это может быть химическая энергия, либо лучистая – в форме света или (есть и такое мнение) радиации. Свет можно исключить, – его нет в подлёдных озёрах. Радиоактивный фон сейчас слишком низок для гипотетических радиотрофных форм жизни на Земле, – для Марса это тоже должно быть верно. Ведь возраст вещества планет одинаков. Остаётся химия.

Но хемосинтез, – как, кстати, и ранний аноксигенный фотосинтез, – подразумевает поступление не вовлечённых в круговорот веществ – расходуемых – реагентов. На Земле это водородсодержащие или неокисленные вещества выходящие из сохраняющих активность недр. Как следствие, хемосинтезирующие сообщества организмов привязаны преимущественно к серным ключам... Это далеко не единственный вариант, – возможных источников энергии для хемосинтеза десятки, если не сотни, однако, во всех случаях нужные вещества выходят из недр планеты, дегазация которых продолжается. В мантии Земли ещё очень много летучих веществ.

Антарктическое озеро Восток, в частности, расположено над разломом коры. В его воды должны поступать реагенты для хемосинтеза. Недра же Марса давно никому и ничего не должны.

Есть и вторая проблема. Воду в аквариуме менять надо. Выше упоминался круговорот веществ, в современной земной биосфере почти замкнутый. Кроме света, растениями требуются углекислый газ и вода, практически полностью возвращающиеся в оборот при разложении органики. Но лишь «практически». Атмосферный углерод, всё-таки, частично минерализуется, а значит, расходуется. Его запасы должны восполняться деятельностью вулканов, – но с середины мезозоя уже не восполняются в достаточной мере. С фосфором и прочими микроэлементами, вроде бы, всё работает, но убыль возмещается растворением веществ из состава выносимых на поверхность теми же извержениями «свежих» горных пород.

На Марсе нет извержений. Но даже не суть, – если б и были. Озеро Восток питается стекающим в него ледником, который тает, высвобождая принесённые из атмосферы газы и минералы, взятые из горной породы, по которой движется лёд. Для того же, чтобы ледник «жил» и работал, требуются снегопады. На Марсе и это организовано очень плохо. Водяной лёд повсюду представляет собой статичную вечную мерзлоту, – мобилен только лёд углекислый. Однако, где он, а где озеро?

...То есть, прогноз не благоприятный. При испарении морей марсианские микроорганизмы могли уйти в кору планеты и попытаться там приспособиться, но есть вызовы, которые парировать нельзя. Красная планета почти не снабжает уже жизнь химически активными веществами. Примитивная же жизнь, – на Марсе не может быть иной, – к тому же и очень расточительна. На Земле архейские микроорганизмы ещё не подозревали, что одни и те же углерод и фосфор можно использовать многократно.

Не благоприятен также прогноз и для поверхности Венеры. Если допустить, что там есть (или были) озёра серной кислоты… то там нет ничего, что бы растворению серной кислотой поддавалось. Вся кора – буквально – сожжена кислородом.

С другой же стороны, – прогноз благоприятен для таких тел, как Энцелад или Европа. Их недра активны, и исправно должны поставлять в воду всё необходимое.

Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала

...Собственно, сейчас Энцелад считается наиболее перспективным, в плане возможности обнаружения жизни, телом Солнечной системы.

Озера
3391 интересуется