Вчера подписали, уже оплатили за ноябрь и страховой депозит, получили ключи.
На днях будет жесткий квест по срочному переезду, в планах в ближайшую среду хотим освободить текущее помещение. Лишние руки не помешают, вернее моя тушка: буду сидеть или в старом, или в новом помещении для свободного доступа в него. Поэтому завтра едем в Москву на машине, уже в который раз за последний год! В Москве буду неделю, и надо успеть почти невозможное за такой короткий срок: переехать, при этом одним днем клиентов будем принимать в старом офисе, а следующим днем уже в новом (потому что разгар сезона, идут ежедневные отгрузки и продажи)...
Вот таким кратким анонсом выше я суммировала всю ТЯЖЕЛУЮ работу на протяжении последних 4х недель. Я аж заболела, и все еще в слабом состоянии, на своем опыте подтверждаю, что угнетенное психическое состояние вызывает осложнение и на физическом уровне.
-
А что не так?
Да давно надо было взглянуть в глаза действительности. Чем позже это делаешь - тем дороже это происходит...
Во время кризиса нельзя оперировать длинными горизонтами, ожиданиями и потенциалом. Только реалии, только факты, только короткие прогнозы и сверка их с быстрым результатом. С февраля 2022 прошло 1,5 года, и сейчас могу уверенно сказать - да, вот теперь мы получили достаточно кризисного опыта, поняли свои ошибки, и теперь знаем что нужно делать...
Ошибка была открываться в Москве в разгар кризиса летом 2022!
Тогда надо было резать расходы и наблюдать по точечным маркетинговым действиям дают ли они нужные продажи или нет. Но расходы надо было резать сразу, и делать это с запасом. Это мы частично сделали позже, прошлогодней осенью, когда из большого офиса в Нижнем Новгороде переехали в помещение в 2 раза меньше и с экономией в затратах на аренду в 3 раза. Сейчас в НН сидим на 60 метрах и платим за них всего 30 тысяч рублей. Фантастика экономии на протяжении уже года, и это очень нам помогло!
Вот также и надо было поступить с Москвой.
Нас подвело и то, что Москву восприняли как "имиджевый" проект, когда много вложились в "идеальный" шоурум.
Вот где он баланс: реализовать хотелки (а за нами 10-летный опыт) или делать в экономии и типично как все? Сложность нашего бизнеса: мы работаем в ПРЕМИУМ-сегменте. На продажи влияет все, целая совокупность мелочей. Продажи длинные. Но есть и импульсные. А потом повторные. Поэтому у нас омни-канальный формат: свой интернет-магазин, с реальным складом и шоурумом, вначале только в Нижнем Новгороде, а последний год и в Москве.
Но теперь знаем ответ: сначала надо пережить острую кризисную фазу, увидеть какая глубина падения, какое дальше поведение покупателей, что с товарным ассортиментом и ценами. Быть готовым и незамедлительно реализовать все трудные решения. Эта фаза длится 1-2-3 квартала. А потом уже делать проекты развития, и делать их уже с опытом в новых реалиях. За одного битого двух небитых дают - теперь такие мы...
-
На сейчас, если не будет ухудшения факторов, не зависящих от нас, то новые реалии наступили.
Устаканился импорт: появились товары-заменители или наладился параллельный импорт. У клиентов не пропала любовь к нашим товарам, да, само потребление упало, особенно в регионах, а еще оно перетекло в маркетплейсы. Но! Доля наших клиентов всегда и была 5-10%, это почти индивидуальная работа, и наша аргументация продолжает действовать. Пошел приток новых клиентов, это небольшой ручеек по сравнению с тем что было раньше, но он есть, и уже можно строить прогнозы исходя из него. И в этом плане - Москва - палочка/выручалочка. За прошедший год продажи в Москве выросли на 15-20%.
Т.е. само решение - открыться в Москве - верное. Подкачало время (рано сделали) и формат (нужно было эконом).
А мы открылись по максимуму, обрадовались что нашли достойное помещение и вложились в него. Но недооценили удаленность от центра.
По факту работы на протяжении целого года выяснили, что комфорт и наличие товара в офисе не компенсирует удаленность расположения. Многие москвичи или вообще не доезжают до нас, или приезжают один раз, а потом пользуются курьерскими доставками... Не удалось создать живую атмосферу и сарафанное радио. Надо было в это вкладываться дополнительными серьезными усилиями, регулярными очными мероприятиями, мастер-классами, vip-маркетингом. То есть надо было упираться в создание "клуба", раз уж создали такое пространство. Но тут уже не хватило собственных ресурсов и энергии. Тяжело это делать, когда в приоритете бьешься с финансовым кризисом в компании...
-
Уже в январе 2023 становилось понятно, что ошиблись с помещением, и что само по себе оно не дает нужного объема продаж. Прирост по Москве произошел именно в онлайн-формате (те 15-20% о которых писала выше), но это случилось одновременно с падением онлайн-продаж в регионах, т.е. суммарно мы еле-еле остались при своих.
А расходы на аренду в Москве повисли тяжелым грузом.
Надо было еще весной искать новое помещение и съезжать. И летом. И в самом начале осени. (Не надо ТЯНУТЬ ОШИБКИ так долго!!!)
Только сейчас в октябре 2023 произошло ОТРЕЗВЛЕНИЕ. Когда с лета стали считать ежемесячно до рубля точку безубыточности, когда уже все остальные расходы ПОРЕЗАЛИ, когда вышли на плато стабильных продаж, а все равно в убытке. И когда проели финансовую подушку (вот и подумаешь благо она или нет...)
Пришлось признать - да, расходы непомерны. Надо съезжать.
И ткнулись в договор аренды, а там написано: предупредить ЗА ТРИ МЕСЯЦА, иначе теряется обеспечительный платеж, а это 150 тысяч рублей.
Все как всегда. Внимательно читайте договоры и помните ключевые моменты (мы почему-то думали что за 2 месяца... а нетушки, за 3 - и сейчас это сильно меняет ситуацию, потому что с января надо будет резко уменьшать оборот по используемой кредитной линии, а для этого иметь деньги на ее погашение).
Наконец, окончательное решение принято.
И думали что за 2 недели найдем аренду в Москве.
Как же ошиблись!
Это тяжелейший опыт, который я не хотела бы повторять.
Искали через авито и циан, также ездили по улицам на машине и списывали телефоны с банеров об аренде на фасадах.
Пересмотрели вживую кучу вариантов.
-
Где-то в 10 вариантах доходили до стадии переговоров (и думали, ок, задачка решена).
И срывы!
- То, пока думали 1-2 дня, уже сдали, ХОРОШИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПО АДЕКВАТНОЙ ЦЕНЕ УХОДЯТ КАК ГОРЯЧИЕ ПИРОЖКИ.
- То реальная цена другая, и это выясняется только в момент получения договора (ОБМАНЫВАЮТ ДО ПОСЛЕДНЕГО!)
- То цена та же, но не хотят ее вписывать в договор (физик, не хочет платить алименты, поэтому хочет наличкой) - и это выясняется в самом конце переговоров, типа оставил такую бяку напоследок
- То цена та же и в целом дорогая (но плюсы перевешивали), но такой драконий договор по штрафным санкциям, требованиям, обеспечительному платежу и тп - просто уже беспредел, и никакого переговорного процесса. Нафиг с такими связываться...
- Цена та же, но сверху навешиваются доп-расходы - абсолютно все сверху, а потолок сумму не называют и не вписывают. Подписывать договор не понимая сколько суммарно придется платить? Нафиг...
Это я указала реальные факты, когда помещение нам подходило, но срывалось на этапе подписания договора. Уже в процессах таких "переговоров" мы начинали терять интерес к аренде, настолько "односторонне" люди себя вели. Нельзя втягиваться в такие отношения! Надо искать нормальных арендодателей (и слава богу, их нашли)...
В итоге мониторили циан и авито по Москве в ежедневном формате.
Нормальные аренды возникают и пропадают (сдаются) буквально внутри одной недели.
Неадекват висит месяцами (вернее объявления пересоздают каждую неделю - и они постоянно в топе). Вкусные объявления, но с ними лучше не связываться. А таких много! В какой-то момент у меня возникла паника, есть ли вообще нормальные арендодатели по приемлемой цене? По всем новым объявлениям сразу - до просмотра и затрат своего времени - стали запрашивать их договоры...
Еще в текстах объявлений и на фото нет нужной конкретики. И это звоночек - скорее всего не зря нет фото, или не упомянут нужный фактор. Будет засада.
И при этом в части объявлений фото резко расходились с действительностью. На фото красота ремонта, приезжаешь, а там развалины, все давно убито. Но и были случаи наоборот, когда вживую было гораздо лучше чем на фото. Плохо сфотографировали, или фото в бардаке при старом арендаторе, а оно уже пустое, и вполне достойное... В итоге приходилось лишнего ездить и смотреть, прежде чем точно отсечь...
Большое спасибо тем у кого ВИДЕО было сразу в объявлениях. Улица 360 градусов, входная группа, внутрь до помещения, обход его по периметру. На 90% такие видео снимали все вопросы! Сразу видно - подходит или нет - и нет напрасных действий...
И основная проблема для нас - ЭТО ПАРКОВКА!
Теперь-то я разобралась во всех нюансах платной московской парковки.
Это жесть. Не понимаю, как живут москвичи. Обочины дорог поголовно платные, и в приемлемых местах цена 250-350-450 рублей в час! А если не заплатил за первые 5 минут, то штраф 5000 рублей. Нам один раз прилетело...
У нас крупногабарит, плюс ежедневно неоднократный прием и отправка грузов. Необходим доступ на парковку в непосредственной близости и для транспортных, и для клиентов. И только 1 этаж.
Смотрели и 2 этажи, и полуподвалы. Но нет. Лестницы для нас вообще не вариант.
-
Очень-очень! много вариантов отпало из-за отсутствия бесплатной парковки с возможностью припарковаться в течение дня.
-
-
У нас в текущем помещении такой проблемы нет, бизнес-центр, 1 этаж, со своим отдельным входом и своей парковкой. Это конечно супер-плюс. И год не знали о такой проблеме...
Новое в итоге пришлось искать такое же!
Да. Еще посмотрели небольшие торговые центры, если встать недалеко от входа на 1 этаже, плюс трафик посетителей даст дополнительные продажи. И даже в ТЦ на ВДНХ серьезно думали над таким реальным вариантом... Но нет. Нам нужна дневная погрузка и разгрузка. А все торговые центры жестко прописывают правила и штрафы на такие действия...
В общем, пришлось перелопатить кучу разнообразных объявлений. И не было ни одного подходящего по всем параметрам сразу: место / парковка/ метро / ремонт / метраж / адекватная цена.
-
-
-
Ну не готовы мы выложить за 40-60 метров - 250-300 тысяч рублей в месяц. А такие предложения на 1 этаже доминируют! И это не окончательная цена...
Текущее помещение у нас 170 тысяч рублей за 90+ метров. И если бы это были окончательные расходы... Плюс сверху интернет, охрана, уборка, услуги УК бизнес-здания (это самое дорогое). И ежемесячно к оплате набегает уже 220 тысяч рублей! Больше на 50 тысяч каждый месяц. А это серьезная добавка к цене аренды. Серьезная экономия когда какие-то расходы уже зашиты внутри аренды!
Новое помещение нашли за 60 тысяч рублей. Плюс коммуналка будет 2000р, и все, никаких сверху услуг УК. Только плюс свои как организуем интернет, уборка, охрана. То есть будет максимум 75 тысяч рублей. Экономия в месяц получается 145 тысяч или почти в 3 раза ниже! Очень существенно для нас в текущей ситуации. Экономия доминирует. Если бы искали раньше, то могли бы больше внимания уделять и другим факторам...
Что получаем за эти деньги: ближе к центру Москвы на 3 остановки метро (и будем внутри ТТК). От самого метро чуть дальше, но в пределах 15 минут пешком. Удобный подъезд (но, конечно, никакая не первая линия), зато бесплатная парковка с точно свободными местами, 1 этаж.
Есть и минусы. Их два. Площадь всего 45 метров (т.е. вдвое меньше). И помещение БЕЗ ОКОН. Для нас серьезный минус. Посмотрим. Возможно, это временный вариант, снять остроту денежной проблемы. Зато 2 комнаты, большая и маленькая, в большой будет шоурум, и отдельно склад. Сам бизнес-центр неплохой, ремонт отличный, люди адекватные, все правки в договор внесли. Много помещений на 1 этаже с окнами, и может получится впоследствии занять другое. А также в самом бизнес-центре есть СДЭК, то есть еще и на отправках по стране сэкономим.
Но для московских клиентов - да, нас кидает из стороны в сторону.
От очень хорошего помещения, до помещения с явными минусами (недостаточной площади и без окон, возможно придется решать проблему с вентиляцией...).
В эти выходные поломаем голову, что и как разместим, от части торгового оборудования и товарного запаса придется отказаться. И надо будет максимально увеличивать освещенность, больше точечной подсветки, и может, разместим подсвеченные картинки в нашей тематике (типа световых окон)...
-
Написала все как есть.
Свой бизнес - это про то, как вовремя согласно изменяющейся действительности принимать самые трудные решения. Можно и не вовремя, но их - решения - все равно придется принять, а цена возрастет. Цена ошибок это потеря реальных денег, а еще времени, и да, здоровья, потому что нервов никаких не хватает...
Если кому наш опыт окажется полезным - буду рада...
Буду и дальше писать - может не часто и не сильно подробно - что у нас, и обязательно напишу, когда будем, наконец, В ПЛЮСЕ...