Найти тему

Влияние социально-преобразующего контента на поведение аудитории в современной России: интервью с Никитой Тихоновым-Рау

Интервью подготовила Яна Олейник, магистр «Медиаменеджмента» Высшей Школы Экономики

– Что такое импакт-контент?

– Давайте я упрощу. Импакт – это то, что остается после нас. Это если по-простому. А если давать профессиональное определение, то импакт-контент – это качественный, развлекательный, профессиональный и UGC-контент, ядром которого является сильная человеческая история. Контент, который информирует, просвещает, улучшает отношения и вдохновляет зрительскую аудиторию на решение стоящих перед обществом социальных проблем. Такой контент характеризуется измеримыми социальными эффектами воздействия на аудиторию и окружающую среду. А также включает в себя воронку влияния, где на верхнем уровне стоит информирование аудитории, на следующем уровне – изменение отношения к какой-то социальной проблематике, далее – вовлечение аудитории в решение социальных проблем, а на нижнем, финальном уровне, то, что касается инфраструктурных изменений в обществе. Под инфраструктурными изменениями имеются в виду возникновение новых институций, общественных организаций, волонтерских движений, изменения законодательства, мер государственной поддержки в каких-то областях. Это самое пиковое влияние, которое контент в принципе способен оказывать. В качестве примера могу привести один из документальных фильмов про людей с ментальной инвалидностью – «Клеймо» Ольги Арлаускас, 2011. Фильм привел к изменению определенных законодательных норм в вопросах, связанных с жизнью таких людей.

Посмотреть фильм можно по ссылке: https://vimeo.com/31395494
Посмотреть фильм можно по ссылке: https://vimeo.com/31395494

Другой пример: фильм Елены Погребижской «Мама, я убью тебя», 2013. Он поднял такую волну влияния на зрителей и общество, что его посмотрели в Правительстве России и полностью изменили подход к детским и сиротским учреждениям. Учреждения начали укрупнять, менять формы поддержки детей и сирот. Сделали большую ставку не на содержание этих домов, а на практику усыновления, патронажа, наставничества и так далее. Это все произошло во многом благодаря контенту, который возникал и привлекал общественное внимание к каким-то проблемам. Эти же процессы происходят и по линии игрового кино и сериалов. К таким кейсам можно отнести не только проекты нашей кинокомпании: («Найден_жив», «Не дождетесь»), но и проекты «Трудные подростки», «Тетя Марта», «Новенький» и др.

Узнать больше о проекте можно по ссылке: https://найден-жив.рф
Узнать больше о проекте можно по ссылке: https://найден-жив.рф
Узнать больше о проекте можно по ссылке: http://недождетесь.рф
Узнать больше о проекте можно по ссылке: http://недождетесь.рф

– То, что я слышу, больше про изменение убеждений. Стоит ли перед импакт-контентом задача изменять поведение зрителя?

– Изменение убеждений неминуемо ведет к изменению поведения. Человек не может жить в дихотомии: думать по-одному, а поступать по-другому. Мы ведем себя в соответствии с нашими убеждениями. Проект «#Яволонтер. Истории неравнодушных», по сути, является бенчмарком для рынка импакт-контента. Благодаря ему мы передали огромное количество контактов зрителей в соответствующие НКО. Этот объем данных лег в основу баз данных НКО по волонтерам, привлекаемым к конкретным работам. Данные собирали с помощью анкеты обратной связи на сайте проекта – собрали таким образом более 70 тысяч анкет со всех регионов России.

Узнать больше о проекте можно по ссылке: http://www.историинеравнодушных.рф
Узнать больше о проекте можно по ссылке: http://www.историинеравнодушных.рф

– Считаете ли вы важным изучение поведения зрителя при оценке эффективности импакта контента?

– В профессиональном сообществе существует дискуссия о том, чтобы внедрить изучение поведения аудитории импакт-контента. Дело в том, что мы существуем в огромном потоке контента. Его можно условно разделить на два блока: развлекательный и изменяющий поведение. Развлекательный контент существует на телевидении и в онлайн-платформах. Перед создателями такого контента не ставится задача, чтобы у аудитории изменилось поведение. Его главная задача – приносить рейтинг и в итоге деньги. Другие задачи перед развлекательным контентом сегодня не ставятся. С другой стороны, есть огромное количество контента, перед которым стоит очень четкая задача, связанная с поведением человека. Например, вся реклама, в особенности – социальная. Импакт-контент и социальная реклама – это не одно и то же, однако механизмы воздействия примерно сопоставимы. Социальная реклама продает человеку определенные нормы поведения. Раньше человек не задумывался про нелегкую жизнь стариков, а после просмотра рекламы взял и задонатил в какой-нибудь фонд. Здесь возникает вопрос механизма оценки эффекта такового контента. Каким образом мы понимаем, что контент меняет не только убеждения, но и поведение? Поведение – следствие убеждений. Возникает извечный вопрос в том, как это атрибутировать.

Фото со съёмок проекта #Яволонтер
Фото со съёмок проекта #Яволонтер

Представь себе, что общество начинает волонтерить. Но люди, которые занимаются организацией этой деятельности, спросят при чем тут наш контент. Он здесь якобы ни при чем, потому что они создали и грантовые конкурсы для волонтеров, и специальные некоммерческие организации, построили созидательную деятельность через образовательные программы и т.д. А мы ответим, что если бы не наш контент, то у людей не сформировались бы определенные ценности, которые впоследствии сподвигли их заниматься волонтерством. Для того, чтобы измерить влияние контента на аудиторию, требуются ресурсы: профессиональные социологи и их финансирование. Подобная практика имела место, но носила не массовый характер. В таком случае продюсеры изначально закладывали деньги в структуру затрат на проект. Подобной практики хотелось бы больше. Для рекламы измерение эффективности в рекламных кабинетах является обязательной метрикой. Специалисты обязаны это делать, чтобы понимать выполняет ли свою функцию реклама или нет. В рекламных кабинетах они таргетируют, следят за кликабельность, конверсией и массой других параметров. Эти механизмы уже внедрены в рекламном рынке. А в импакт-контенте они не внедрены. Почему? Потому что это не является критерием эффективности контента. Критерием эффективности контента в индустриальном смысле является охват аудитории и финансовые результаты: то, сколько людей купили билет и пошли в кино. Другим критерием оценки контента являются его фестивальные награды. Контент с точки зрения ценностного влияния на аудиторию не измеряет никто. И нет ни одной институции в государстве, которая призвана это делать. Медиаиндустрия под это тоже не заточена. Клуб «Хэдлайнеры. Импакт Медиа» - по сути единственная площадка, которая системно занимается этим вопросом при поддержке Национальной Медиа Группы. Мы хотим внести третий критерий оценки эффективности контента в рыночные механизмы – критерий ценностного воздействия.

-6

– Можете назвать те проекты, к которым были привлечены социологи?

Кроме уникального кейса «#Яволонтер. Истории неравнодушных» таким образом измеряется проект «Трудные подростки», сериал «Тетя Марта», ряд других.

– Практика с привлечением социологов может стать массовой? Что для этого требуется?

– Я вижу здесь два механизма, которые должны возникнуть. Мы как раз работаем в этих двух направлениях.

Во-первых, государство должно ощутить это как внутреннюю потребность. В прошлом году вышел Указ Президента РФ об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В нем отдельными пунктами обозначаются ценности, которые свойственны России как стране, и на сохранение и развитие которых направлена государственная политика. Помимо этого государство обладает определенными постоянно действующими институциями, а также министерствами и ведомствами, которые имеют мандат на формирование госполитики в этой области: Институт развития интернета, Фонд кино, Президентский фонд культурных инициатив, Министерство Культуры. Это те организации, через которые государство распределяет ресурсы по рынку. У государства есть механизмы экспертизы: они оценивают либо коммерческий потенциал, либо художественный потенциал проекта. Но у этих институций не формализовано ценностное воздействие с точки зрения социальных эффектов кино. Государство не просит предъявить доказательство того, что проект позитивно воздействует на аудиторию. А если оно этого не просит, значит, этого нет в отчетности. А если этого нет в отчетности, значит, этого вообще нет. Это остается на усмотрение продюсеров, которые как-то позиционируют свой продукт, как-то отчитываются за него, показывают его полезность для общества. Мне кажется, мы должны прикладывать все усилия к тому, чтобы пролоббировать наши подходы, чтобы в «высоких» кабинетах люди, принимающие решения, поняли, что в критериях ценностного воздействия контента действительно есть потребность. Потому что если этого не будет, то государственная политика в области культуры будет недостаточно эффективной.

Во-вторых, необходима осознанность и внедрение этих механизмов со стороны медиаиндустрии. Но пока индустрия делает то, что ей нужно для выживания. Внедрение критерия ценностного воздействия для выживания ей не требуется. Возникает вопрос – как сделать так, чтобы индустрия захотела измерять воздействие на зрителя? Одной из форм такого мотиватора является механизм рейтингования. Представим себе, что через год в России возникает национальный рейтинг импакт-контента. Проводятся исследования по различным продуктам и в результате этого появляется топ-10 компаний и проектов, которые имеют доказательную базу влияния контента на зрителя. В рамках ежегодного рейтинга компании/авторы награждаются главной премией страны. Когда возникает такой механизм рейтингования, у оставшейся части индустрии неминуемо возникнет желание побороться за награды, потому что они тоже захотят быть первыми. Это чисто психологический фактор соревновательности, которая создается, но в результате которой возникнет настоящая конкуренция. Человек так устроен: ему хочется во всем быть первым. Люди хотят побеждать.

С одной стороны, мы заносим концепции и методологию потенциальных проектов в «высокие» кабинеты. С другой стороны, мы формируем конкуренцию за то, кто круче всех продюсирует импакт-контент в индустрии. Еще пару лет назад моя коллега, Наталья Голодова, продюсер «Трудных подростков» (читайте нашу статью о продюсировании «Трудных подростков»), не стала бы делать презентацию социальных эффектов этого проекта для Высшей Школы Экономики. Потому что это было неважно. А сейчас она показывает и гордится им: вы видите, как он влияет на подростков? Вы видите, сколько людей позвонили на горячую линию по психологической помощи? Посмотрите, какой у нас полезный, эффективный, рейтинговый контент!». И главное – это ведь не просто слова. В чат-бот сериала в Телеграм действительно обратились и получили психологическую поддержку десятки тысяч подростков по всей России. Собственно, ради этого все эти индустриальные изменения в кино и необходимо осуществлять.

– Какие горизонты для создания импакт-контента могут открыть исследования поведения зрителя с привлечением социологов?

– Мне интересно твое мнение.

– Привлекая социологов, мы формируем доказательную базу. Формируется доказательная база – формируется рейтинговая система. Соответственно, количество такого контента увеличивается. Глобально: мир развивается, современные люди становится более осознанными. Речь не только про потребление продуктов и одежды, но и контента тоже. Современный человек старается осмысленно подходить к своей жизни, по крайней мере мне хочется так думать. Появление «умного» контента является следствием перечисленных трендов.

– Возникает вопрос: что это за современный человек такой? Если это представители креативного класса, то, наверное, да. Но в массе своей людям по барабану на осознанность. Они не задумываются об этих высоких материях. Но мы ведь можем формировать тренды – это и есть задача медиа, тех самых 10% населения, которые эти тренды формируют с точки зрения смыслов. Сейчас мы живем в мире, в котором 80% трафика в интернете – это порнография. Мы живем в мире, в котором океан задыхается от мусора. Мы выделяем немереное количество углекислого газа. Мы продолжаем ездить на автомобилях вместо того, чтобы пересесть на электрические авто и велосипеды. Мы живем в мире, который очень хренов, если честно. Мы пытаемся менять тренды, чтобы бездумного развлекательного контента и бесконечного думскроллинга стало меньше. Человек – это то, какой контент он потребляет. Наша задача – сделать контентное предложение более гуманистическим. Таким, которое хоть немного сдвинет человечество с пути саморазрушения. Пускай хотя бы 10% контента будет просветительским, образовательным. Пускай будет хоть немного добрых фильмов, которые греют душу человеку. Но само по себе это не случится. У добра должны быть кулаки, с которыми оно идет по миру.

Единственными кулаками в современном мире является коммерческая целесообразность. Соответственно, мы должны сделать так, чтобы импакт-контент был коммерчески востребован. Наша задача – делать коммерчески успешный, социально эффективный контент с доказательной базой, чтобы в итоге он стал трендом. На самом деле тренд на это уже есть. И целой жизни хватит для того, чтобы этим заниматься.

– Сколько времени потребуется на то, чтобы и государство, и индустрия, и зрители привыкли к импакт-контенту?

– Его не надо выделять в отдельную резервацию. Он должен раствориться в общем контентном предложении. Это должно быть видимо и различимо только для представителей кино и медиаиндустрии. Обычный зритель просто начнет чувствовать, что ему на сердце хорошо. И здесь ценен процесс, а не конечная точка. Ценно постепенное увеличение доли импакт-контента в общем объеме контентного предложения. Пять лет назад такого контента почти не было. Сейчас я субъективно оцениваю, что такого контента примерно 10% от общего объема. Давайте поставим цель сделать так, чтобы в России к 2030 году такого контента в разных жанрах и форматах было бы хотя бы процентов 25%. Уверен, массовый зритель скажет нам за это спасибо.