Поговорим подробнее с врачом психиатром Илией Белоус
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития,
когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Отдельно выделяется задержка речевого развития (ЗРР), которая часто идёт рука об руку 🤝с ЗПР.
И если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. То есть задержка психо-речевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии.
Разобрались?
Особенности:
- начало обязательно в младенчестве или детстве;
- повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
- постоянное течение (без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств).
Тема обширная, поэтому в этом посте мы разберём как заподозрить ЗПР!
Нарушения в интеллектуальной сфере у детей с ЗПР проявляется в достаточно легкой форме, но при этом затрагивает:
🛑Восприятие 👉🏼замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов.
🛑Внимание👉🏼 может быть поверхностным, легко истощаемым и кратковременным.
🛑Память 👉🏼избирательна, запоминаются фрагменты материала.
🛑Абстрактно-логическое мышление отсутствует.
🛑Речь 👉🏼скудный словарный запас. Наблюдается дизартрия, дислексия и дисграфия.
🛑Эмоциональная сфера 👉🏼присутствует эмоциональная неустойчивость (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатией). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников. Часто и вовсе предпочитают играть с детьми помладше.
А самое важное, что ЗПР – это состояние между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Соответственно, в перспективе возможен как регресс, так и прогресс.
Очень важно сразу понять – ребенок «не может» (низкий биологически обусловленный интеллектуальный ресурс), или «не хочет» учиться (не удерживается в коллективе, не подчиняется правилам, не может делать то, что «надо», опираясь лишь на «хочу»).
От понимания этого зависит стратегия коррекции данного состояния.
Продолжаем говорить о ЗПР (задержке психического развития). 🧐
Какие причины могут стоять за данным нарушением?
Основные причины ЗПР у детей глобально делятся на четыре вида:
- Биологические (на фоне возникших проблем во время беременности):
- тяжелое течение беременности (на фоне инфекций, аутоиммунных заболеваний, дефицитов, алкоголя, наркотиков, травм у матери);
- недоношенность;
- многоплодие;
- гипоксия/асфиксия плода и т.д.
2. После рождения, а также в первые годы жизни детей:
- различные соматические заболевания (поэтому нередко подключаются врачи самых различных специальностей❗️). Организм важно рассматривать в целом, учитывать коморбидность, сопутствующие заболевания, которые будут влиять на ЗПР;
- врожденные и приобретенные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речевых функций;
- органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
- психические расстройства;
- генетическая патология.
3. Наследственность.
Если родители или один из родителей, являются носителями генов с «поломкой», то это может передаться ребенку и иметь клиническую картину. При этом сам родитель может быть только носителем генетической мутации и не иметь клинических проявлений.
4. Социальные факторы. Хоть они и последние в списке, но не менее важные!
- Ведь если у ребенка снижены и/или отсутствуют контакты с социумом, то это приводит к тому, что кроме как с любящей бабушкой малыш не может играть ни с кем, дети на площадке для него сродни инопланетным существам.
- Если родители не занимаются развитием ребенка, предоставляя ему неограниченный доступ к гаджетам, радуясь тому, как он ловко скачивает игры и играет лучше папы. Формируется социально-педагогическая запущенность.
- Если есть гиперопека: в таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желания для всех закон, его оберегают от любых опасностей и сложностей.
В таких условиях нарушается развитие эмоционально-волевой сферы. В школе такие дети не успевают по программе не из-за низкого интеллекта, а из-за неумения организовать себя, проявить настойчивость и соблюсти иерархию.
- Если это авторитарная семья, где родители не учитывают интересы ребенка. Наказания несоизмеримы вине ребенка. Такие дети быстро «ломаются», невротизируются, становятся тревожными, возникают страхи, отсутствует инициатива, формируется избегающее поведение.
- Если в семье не принято выражать и проявлять любовь, ребенок уходит в тревожное расстройство и страхи.
Кто может помочь в таких ситуациях?
Для начала, врач детский психиатр.
Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты.
Чем позже начинается лечение, в надежде, что малыш «перерастет», тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками. Так как мозг ребенка пластичен в раннем возрасте, важно начать лечение сразу, что бы избежать сформированного «дефекта» развития.
Ребенок – это «зеркало» семьи. Потому его рост и развитие невозможны без роста и развития всех членов семьи.