Найти в Дзене
Клиника Эхинацея

Большое количество родителей не понаслышке знают, что такое «ЗПР». Так ли это страшно?

Оглавление

Поговорим подробнее с врачом психиатром Илией Белоус

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития,

когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Отдельно выделяется задержка речевого развития (ЗРР), которая часто идёт рука об руку 🤝с ЗПР. 

И если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. То есть задержка психо-речевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии.

Разобрались

Особенности:

  • начало обязательно в младенчестве или детстве;
  • повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  • постоянное течение (без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств).

Тема обширная, поэтому в этом посте мы разберём как заподозрить ЗПР!

Нарушения в интеллектуальной сфере у детей с ЗПР проявляется в достаточно легкой форме, но при этом затрагивает:

🛑Восприятие 👉🏼замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. 

🛑Внимание👉🏼 может быть поверхностным, легко истощаемым и кратковременным. 

🛑Память 👉🏼избирательна, запоминаются фрагменты материала. 

🛑Абстрактно-логическое мышление отсутствует. 

🛑Речь 👉🏼скудный словарный запас. Наблюдается дизартрия, дислексия и дисграфия.

🛑Эмоциональная сфера 👉🏼присутствует эмоциональная неустойчивость (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатией). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников. Часто и вовсе предпочитают играть с детьми помладше. 

А самое важное, что ЗПР – это состояние между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Соответственно, в перспективе возможен как регресс, так и прогресс.

Очень важно сразу понять – ребенок «не может» (низкий биологически обусловленный интеллектуальный ресурс), или «не хочет» учиться (не удерживается в коллективе, не подчиняется правилам, не может делать то, что «надо», опираясь лишь на «хочу»). 

От понимания этого зависит стратегия коррекции данного состояния.

Продолжаем говорить о ЗПР (задержке психического развития). 🧐

Какие причины могут стоять за данным нарушением?

Основные причины ЗПР у детей глобально делятся на четыре вида:

  1. Биологические (на фоне возникших проблем во время беременности):
  • тяжелое течение беременности (на фоне инфекций, аутоиммунных заболеваний, дефицитов, алкоголя, наркотиков, травм у матери);
  • недоношенность;
  • многоплодие;
  • гипоксия/асфиксия плода и т.д.

2. После рождения, а также в первые годы жизни детей:

  • различные соматические заболевания (поэтому нередко подключаются врачи самых различных специальностей❗️). Организм важно рассматривать в целом, учитывать коморбидность, сопутствующие заболевания, которые будут влиять на ЗПР;
  • врожденные и приобретенные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речевых функций;
  • органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
  • психические расстройства;
  • генетическая патология.

3. Наследственность. 

Если родители или один из родителей, являются носителями генов с «поломкой», то это может передаться ребенку и иметь клиническую картину. При этом сам родитель может быть только носителем генетической мутации и не иметь клинических проявлений.

4. Социальные факторы. Хоть они и последние в списке, но не менее важные! 

  • Ведь если у ребенка снижены и/или отсутствуют контакты с социумом, то это приводит к тому, что кроме как с любящей бабушкой малыш не может играть ни с кем, дети на площадке для него сродни инопланетным существам.
  • Если родители не занимаются развитием ребенка, предоставляя ему неограниченный доступ к гаджетам, радуясь тому, как он ловко скачивает игры и играет лучше папы. Формируется социально-педагогическая запущенность.
  • Если есть гиперопека: в таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желания для всех закон, его оберегают от любых опасностей и сложностей. 

В таких условиях нарушается развитие эмоционально-волевой сферы. В школе такие дети не успевают по программе не из-за низкого интеллекта, а из-за неумения организовать себя, проявить настойчивость и соблюсти иерархию.

  • Если это авторитарная семья, где родители не учитывают интересы ребенка. Наказания несоизмеримы вине ребенка. Такие дети быстро «ломаются», невротизируются, становятся тревожными, возникают страхи, отсутствует инициатива, формируется избегающее поведение.
  • Если в семье не принято выражать и проявлять любовь, ребенок уходит в тревожное расстройство и страхи.

Кто может помочь в таких ситуациях? 

Для начала, врач детский психиатр. 

Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты.

Чем позже начинается лечение, в надежде, что малыш «перерастет», тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками. Так как мозг ребенка пластичен в раннем возрасте, важно начать лечение сразу, что бы избежать сформированного «дефекта» развития.

Ребенок – это «зеркало» семьи. Потому его рост и развитие невозможны без роста и развития всех членов семьи.