Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Грозная память. «Аврора»

Оглавление

Может ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали?
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?

М.Матусовский

Возможно, именно война спасла жизнь легендарному крейсеру. Некому стало передать прославленное имя. Да и сам корабль не дал забыть о своих заслугах, записав на свой счет еще несколько героических страниц. После снятия блокады Ленинград быстро оживал. Летом 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР постановил открыть в Ленинграде 2-е Нахимовское военно-морское училище (первое в 1943 году открыли в тыловом Тбилиси).

Судьбу корабля решил Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, постановивший «Аврору» установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и использовать в качестве учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Недостроенный корпус новой «Авроры» уже разобрали на металл, нарком ВМФ Николай Кузнецов отменил приказ о передаче ему имени «Аврора».

Осталось сам крейсер привести в достойное музея состояние. 20 июля 1944 года корабль его подняли специалисты ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения), укомплектовали команду из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина и отбуксировали на Адмиралтейские верфи. Зимой корабль очищали от мусора.

Однако 3 мая 1945 года крейсер неожиданно начал крениться на левый борт. Оказалось, что кингстон левого борта среднего котельного отделения неисправен. Машинное отделение было затоплено и крейсер снова встал на грунт, уйдя под воду по самую палубу. Корабль пришлось вновь поднимать, через 20 дней его завели в Кронштадтский док.

Объем работ был внушительным- были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. На крейсер вернулось вооружение по состоянию на 1915 год- четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки нашли в Кронштадтском арсенале, часть из них была с разобранной в 1925 году на металл
«Дианы», остальные раньше стояли на кронштадтских фортах. Историческое тиковое покрытие палубы удалили и заменили сосновыми досками.

Сложнее пришлось с корпусом в подводной части-где-то его повредила ржавчина, где-то осколки. Технология была двухэтапная- ржавчину очистили, а затем подводную часть забетонировали сантиметровым слоем высококачественного бетона почти по всей поверхности.

Но и в доке корабль не оставляли в покое. Киностудия им. Горького начала съемки фильма «Крейсер Варяг». Разумеется, ни одного другого бронепалубного крейсера того времени в СССР не нашлось. А кино-это было очень важно.

23 октября 1945 года
«Аврору» предоставили в распоряжение киностудии им. Горького, «загримировали» под «Варяг» - установили четвёртую, фальшивую, трубу, сделали носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Киносъемки на крейсере шли почти год - до конца сентября 1946-го. В съемках участвовал весь личный состав корабля.

-2
-3
кадр из фильма Крейсер "Варяг" (1946)
кадр из фильма Крейсер "Варяг" (1946)
-5

На возвращенном киношниками корабле продолжили восстановительные работы. На «Авроре» кардинально перепланировали внутренние помещения, а орудия Канэ получили сухопутные щиты и станки (Оказалось, что чертежи морских были уже безвозвратно утрачены). 11 щитов были оригинальными, для трех пришлось делать новоделы по образцу имеющихся. Для салютов установили четыре 45-миллиметровых орудия: попарно на среднем и кормовом мостиках.

Носовое орудие получило бронзовую табличку «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции».

К 30-летию Октябрьской революции обновленный крейсер совершил первый временный выход в люди, на место исторической стоянки. 6 ноября 1947 года «Аврора» была установлена у моста Лейтенанта Шмидта, откуда её после окончания праздничных мероприятий, посвящённых 30-летию Октябрьской революции, снова вернули на завод.

«Аврора» шла по Неве. Вода перед ней расступалась, волны откатывались, за кормой закипали буруны. Вдоль набережной выросла людская стена. Впервые после Победы ленинградцы видели «Аврору», слышали, как плещется вода о ее борт, как хлопает флаг, то изгибаясь, то упруго распрямляясь на ветру. И, глядя на реющее полотнище, тысячи рук приветственно махали флажками; легкие, невесомые шары взмывали над толпами, над домами, над городом.
«Аврора» шла по Неве, шла мимо кварталов, еще не залечивших раны, мимо людей, отстоявших этот город, эту невскую воду, это небо. Иные стояли на костылях, иные вспоминали близких, не доживших до этого часа, погребенных под развалинами, убитых голодом блокады. — Ав-оа, Ав-оа! — кричал малыш, не научившийся выговаривать букву «р». И люди вокруг улыбались — улыбались и тому, что мальчишка в числе первых слов узнал слово «Аврора», и тому, что в послеблокадном Ленинграде появился он и такие, как он, без страха глядящие в небо, с которого прежде рушилась смерть, которые не видели замерзшей в нетопленных домах воды, не стояли у кромки земли, в которую опускали бездыханных отцов и матерей. — Авоа, Ав-оа! — кричал малыш, а крейсер шел.
Казалось чудом, что не видно на нем следов недавних ран, он снова молод, строен, прекрасен и светел на темной невской воде. А вечером «Аврора» вспыхнула гирляндой лампочек, пунктир огней, мерцая, перекинулся через мост Лейтенанта Шмидта, прожекторы осветили юбилейные стяги на Адмиралтействе, и снова тысячные толпы, опьяненные радостью праздника, высыпали на набережные.»«Ленинградская правда», 8 ноября 1947 года.

архивное фото, 1946(1948-?) год.
архивное фото, 1946(1948-?) год.

17 ноября 1948 года «Аврора» встала по месту окончательной прописки на Большой Невке. И на ней началась корабельная практика выпускной роты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Приборка, флажная азбука, шлюпочные гонки...Нахимовцы учились на «Авроре» до 1960 года.

Однако время шло и ситуация менялась. В 1956 году на
«Авроре» открылся филиал Центрального военно-морского музея, а в 1960 году Совет Министров СССР перевел «Аврору» в статус корабля-музея под охраной государства.
В 1961 году крейсер покинули последние нахимовцы, на корабле остался только небольшой экипаж в 40 человек.
Экипаж держал крейсер в чистоте и порядке, обеспечивал работоспособность еще работающих механизмов. И водил экскурсии по кораблю.

«На палубе звоном наполняются уши. Бьют склянки. Посетитель редко воспринимает их как отсчет времени, скорее как сигнал к отправлению. И действительно, происходит «отплытие»: «Аврора» уходит в глубь истории, в 1917 год, в главный день века — 25 октября, плывет по морям и океанам своей судьбы.

Разумеется, малочисленная группа штатных экскурсоводов музея не может обслужить гигантский поток посетителей. К счастью, все или почти все матросы и старшины на крейсере — экскурсоводы. Просто поразительно — почти все.

Вести экскурсию по кораблю сложно. В его биографии — и Цусимское сражение, и война 1914 года, и многочисленные походы в дальние страны, и Великий Октябрь, и осажденный Ленинград. В корабельном музее более шестисот экспонатов! У матросов срочной службы жизнь расписана по минутам. Экскурсии проводятся в свободное, личное время..»Газета «Известия», 1962 год.
Крейсер "Аврора" в Ленинграде, 1967 год.
Крейсер "Аврора" в Ленинграде, 1967 год.

В 1967 году окончательно сложился культ «Авроры» как одного из основных символов революции. В честь 50-летнего юбилея баковое орудие 7 ноября вновь сделало холостой выстрел ровно в 21 ч. 45 мин.

22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, вторым по престижности в стране.

Так «Аврора», однажды став первым в СССР орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ, и единственным в мире - на ордене которого изображен он сам.
-8

Тем временем состояние корабля вновь приблизилось к аварийному уже в конце 70-х годов. Для оценки состояния крейсера осенью 1980 года была создана комиссия во главе с Главкомом ВМФ адмиралом флота Советского Союза Сергеем Горшковым. Ее предложения (три варианта) после двухлетней проработки были в итоге отвергнуты.

18 августа 1984 года в доке судостроительного завода им. Жданова (сейчас «Северная верфь») начался капитальный ремонт корабля. Теперь к ремонту подошли кардинально. Подводную часть ниже карапасной палубы срезали и заменили точной копией из современной долговечной стали. Фигурные литые бронзовые штевни и рама пера руля были сохранены в исходном виде. Часть "лишней" брони пошла на изготовление памятных поделок и сувениров.

-9

Но многое не получилось, щиты орудий остались сухопутными, не соответствовали аутентичным якорные клюзы, спасательный буксируемый буй, отсутствовали мусорные шпигаты на батарейной палубе, швы электросварки и другие детали. Котлы Бельвиля-Долголенко заменили макетами, машины и часть обшивки остались оригинальными. При реставрации обнаружилось, что некоторые детали корабля, в том числе броневые листы, были изготовлены в Великобритании.

Lenjingrad_17_04_1975
Lenjingrad_17_04_1975
Крейсер_Аврора_в_сентябре_1983_года
Крейсер_Аврора_в_сентябре_1983_года
Выход «Авроры» на Неву, 1984 год
Выход «Авроры» на Неву, 1984 год
Буксировка крейсера для ремонта на заводе имени Жданова, 1984 год
Буксировка крейсера для ремонта на заводе имени Жданова, 1984 год
Буксировка крейсера к месту стоянки.1987 год.
Буксировка крейсера к месту стоянки.1987 год.
-15

В августе 1987 года, к 70-й годовщине революции, капитальный ремонт был завершен, внешний облик крейсера стал максимально приближенным к состоянию на 1917 год. «Реставрация» «Авроры» обошлась примерно в 35 млн рублей.

Оригинальную подводную часть крейсера отбуксировали к поселку Ручьи Кингисеппского района Ленинградской области на бывшую военно-морскую базу. В 80-х надводные остатки корпуса растащили на стройматериалы местные жители.На 2011 год остались только затопленные фрагменты.

«Аврора» в Ручьях. Последнее пристанище легендарного крейсера
«Аврора» в Ручьях. Последнее пристанище легендарного крейсера

Обновленный крейсер поставили у Петровской набережной, подключив к городским коммуникациям и закрепив к берегу металлическими штангами.

Экспозиция корабельного музея за время существования значительно выросла, она занимает шесть помещений от 10-го до 68-го шпангоута.
Это более 500 уникальных экспонатов, среди которых документы, фотографии, корабельные предметы, представляющие культурную и историческую ценность. Открыты для посещения экскурсионных групп также боевая рубка, машинное и котельное отделения корабля.

В России другого настолько известного и популярного корабля точно нет, да и с зарубежными коллегами «Аврора» смело может поспорить. Ведь ее точно знают в, например, Китае. А флагман адмирала Нельсона там вряд ли настолько популярен.

О корабле сняты фильмы, написаны песни, о нем упоминается в романах, его гордый профиль украшает почтовые марки (с 1928 года), открытки и конверты, монеты первого в мире социалистического государства.

  • Корабль и люди. Об истории и славных традициях крейсера Аврора (документальный фильм, реж. Г. Венгерова и др., 1973 г.)
  • Советский немой фильм 1926 года «Чёртово колесо». Его главный герой, краснофлотец крейсера «Аврора» Иван Шорин, вовремя не вернулся на корабль, уходящий в заграничный поход.
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней В. Я. Шаинского и М. Л. Матусовского «Что тебе снится, крейсер „Аврора“…».
  • Участие в роли крейсера «Варяг» на съёмках одноимённого фильма.
  • Советский фильм вышедший 29 октября 1965 года «Залп "Авроры"» о событиях Великой Октябрьской революции в Петрограде 1917 года (реж. Ю. М. Вышинский).
  • «Крейсер „Аврора“» — песня В. Я. Шаинского (музыка) и М. Л. Матусовского (слова).
  • «Выстрел „Авроры“» — 3-я часть симфонии № 12 «1917» Дмитрия Шостаковича.
  • Азаров В. Б. Крейсер революции.
  • Эйзен А. А., «Аврора».
  • «Аврора-катер» — Песня Александра Лаэртского
  • «Я убью тебя, лодочник» — песня «Профессора Лебединского».
  • Видеоклип «Аврора» журналиста Константина Сёмина и группы «Джанни Родари» ..
  • Валентин Пикуль описал момент прибытия «Авроры» 16 февраля 1911 года для принятия благодарственной медали от жителей Мессины в своей миниатюре «Ничего, синьор, ничего, сеньорита!».
  • В 1996 году на Крейсере был снят музыкальный фильм-концерт «Митьковские песни на Крейсере Аврора» с участием Юрия Шевчука, Александра Скляра, Сергея Чигракова и Вячеслава Бутусова.
  • Станция Бакинского метрополитена «Гара-Гараев» , ранее называлась станцией «Аврора».
  • Почтовые марки, по каталогу ЦФА- 1928 года (№ 304), 1943 года ( № 848, 865, 868), 1957 года (№ 2075), 1960-х годов (№ 2632, 2938, 2939), 1970 года из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР» (№ 3909), с орденом Октябрьской Революции (№ 3659, 3665, 4061).

  • Почтовые марки Албании, Болгарии, Вьетнама, ГДР, Монголии, Польши , Румынии, Чехословакии, Кубы, Бурунди, Сейшельских островов, Того.
  • Изображение крейсера присутствует на советских юбилейных монетах достоинством 20 копеек, 1967 года выпуска и 1 рубль, 1977 года выпуска.
-18

-19

Рельефное изображение «Авроры» на Неве помещено в центре ордена Октябрьской Революции. Автор эскиза ордена — художник В. П. Зайцев
Рельефное изображение «Авроры» на Неве помещено в центре ордена Октябрьской Революции. Автор эскиза ордена — художник В. П. Зайцев

-21

Сквозняки перестройки повлияли и на судьбу легендарного крейсера. 26 июля 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский флаг, что вряд ли сильно обрадовало корабль революции.

Крейсер стал кораблем Российского военно-морского флота. В 90-х годах на крейсере появился стоматологический кабинет, в котором проходили практику курсанты Военно-медицинской академии.

Летом 2009 года кораблю пришлось пережить тяжелейшее унижение, но об этом лучше отдельно и попозже.

А 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ полковника А.Э. Сердюкова как непрофильный актив вывели из состава ВМФ и передали на баланс Центрального военно-морского музея. Вместо военного экипажа службу на военном корабле стала нести команда из трех военных и 28 гражданских сотрудников. Но гражданский экипаж не смог обеспечить ни безопасность корабля, ни его нормальное функционирование.

16 октября 2011 года три человека забрались на мачту крейсера и подняли пиратский флаг. Ответственность за акцию взяли на себя петербургские организации «Народная доля» и «Еда вместо бомб».

11 ноября в YouTube появился ролик «Выстрел Авроры 2011». Якобы 7 ноября 2011 года двое неизвестных в гидрокостюмах вплавь добрались до крейсера и произвели выстрел из бакового орудия.Ответственность за «выстрел» взяло на себя московское агентство Echoviruses, занимающееся вирусным маркетингом. Однако директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин заявил РИА Новости: «Мне об этом известно, это фальсификация».

-22
Транспортировка_Авроры_в_Кронштадт_(Дворцовый_мост) в сентябре 2015
Транспортировка_Авроры_в_Кронштадт_(Дворцовый_мост) в сентябре 2015
-24
-25

27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания обратились к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.

26 января 2013 года новый министр обороны РФ генерал армии С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние. Он должен был стать флагманом ВМФ РФ. Уже в 2013 году на крейсер вернулся военный экипаж.

21 сентября 2014 года корабль отбуксировали в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ.

Крейсер «Аврора» вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. «Аврора» вернулась в состав ВМФ России в статусе военного корабля №1.

Крейсер Аврора проходит под разведённым Дворцовым мостом
Крейсер Аврора проходит под разведённым Дворцовым мостом
Буксировка «Авроры» по Неве
Буксировка «Авроры» по Неве
-28

Стоимость ремонта крейсера составила на этот раз около 840 млн рублей, они были потрачены на обновление корпуса корабля и на создание новой музейной экспозиции. Перепланировок и перестроек в этот раз не было предусмотрено, исследование показало практически отсутствие коррозии корпуса после предыдущего ремонта.

Проведенные работы- ремонт цистерн, танков и других механизмов, опрессовка и проверка герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса, проверку силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса (с частичной заменой проржавевшего металла) и дельных вещей. Крейсер получил новейшие системы пожаротушения («Водяной туман»), водоснабжения, связи, видеомониторинга.

«Аврора» и «Красин» в Кронштадте
«Аврора» и «Красин» в Кронштадте

Проверки подтвердили качество советского ремонта 1987 года.

При новом ремонте был восстановлен исторический облик каюты флагмана (однако дизайн-проект ее был утверждён главнокомандующим ВМФ России). В кубриках экипажа и кают-компании проведён косметический ремонт, обновлена палуба из тикового дерева.

-30

«Аврора» получила новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооружённых Сил РФ. Первоначально предполагалось убрать с крейсера всю советскую символику в рамках декоммунизации российского ВМФ, но в итоге для революционного крейсера сделали исключение. На корме остался герб СССР, на бортах красные звезды. Ростральный двуглавый орёл и на носу корабля восстановлен не был, хотя это обсуждалось.

Новая музейная экспозиция вдвое больше прежней. Основная часть посвящена участию крейсера в трех войнах-Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Настоятель храма крейсера «Аврора» священник Александр Ткаченко поздравляет с Пасхой командира крейсера, капитана 3-го ранга Артема Знаменщикова
Настоятель храма крейсера «Аврора» священник Александр Ткаченко поздравляет с Пасхой командира крейсера, капитана 3-го ранга Артема Знаменщикова

К июлю 2018 года на «Авроре», по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в 1917 году. В дни церковных праздников и выходные в нём проводятся богослужения.

Исток Большой Невки с борта вертолёта. Слева — место вечной стоянки «Авроры»
Исток Большой Невки с борта вертолёта. Слева — место вечной стоянки «Авроры»
-33
-34

-35
Санкт-Петербург._Крейсер__Аврора_._Фото_с_дрона._21.02.2018
Санкт-Петербург._Крейсер__Аврора_._Фото_с_дрона._21.02.2018
-37
-38
-39
рассвет-крейсера-и-нахимовское-училище
рассвет-крейсера-и-нахимовское-училище
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56

-57
-58
-59
-60

Стела в честь «Авроры» на Петроградской набережной
Стела в честь «Авроры» на Петроградской набережной

К этим четырём якорным бочкам прикреплён крейсер
К этим четырём якорным бочкам прикреплён крейсер

-63
-64

-65

-66
-67
-68
-69
-70
-71

-72

-73

Мы уйдём потихоньку, себе и другим незаметно,
А «Авроре» стоять, и огням на Ростральных гореть.
Мы уйдём для того, чтобы пели другие поэты,
И сияла, гремела оркестров начищенных медь.
А. Розенбаум

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам