Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Заря революции. «Аврора»

Оглавление

-2

Мокрый ветер в лицо хлестал
На исходе октябрьской ночи.
Новый день на рассвете встал
Над землею светло и прочно.
Ольга Писаржевская и Анатолий Монастырев

Поражение в войне с Японией сильно ударило по авторитету Российской империи. На планах по освоению Манчжурии и Кореи был поставлен крест. Флот лишился незамерзающей базы на Тихом океане и смысла иметь там значительные силы. Гибель Тихоокеанской эскадры и почти всего Балтийского флота, отправленного в составе Второй Тихоокеанской эскадры и погибшего при Цусиме, оставила Петербург практически беззащитным с моря. В составе Балтийского флота остались в основном возвращенные с Дальнего Востока корабли после интернирования, в том числе "две сестры"-"Аврора" и "Диана" из трех построенных в начале века. Третья, "Паллада", была потоплена в Порт-Артуре, поднята японцами и дослуживала в японском флоте.

Унизительное поражение перетряхнуло систему управления российским флотом, привело новых людей, позволило модернизировать систему организации флота, требований к созданию кораблей, их службе и кадрам флотских экипажей. Флот ожил и начал восстанавливаться.

Но глобальных проблем, перед которыми оказалась страна, встряска не решила. Страна была вынуждена вступить в Антанту и защищать британские интересы. Англии после Цусимы это обошлось практически даром.

Засилье иностранного капитала мешало развитию отечественной судостроительной базы, корабли, по прежнему заказывали и за границей, так же как механизмы.

Вопреки собственным планам, при неготовности ни армии ни флота, Россия была втянута в Первую мировую войну. Неготовность к войне, неспособность организовать эффективное военное хозяйство и интриги союзников привели к свержению самодержавия, а полная импотентность либерально-демократической оппозиции, за полгода у власти развалившей все, что только можно, а главное, то что нельзя ни в коем случае, к Великой Октябрьской социалистической революции.

Заметную роль в революции сыграл бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора».

-3

История создания и начала службы «Авроры »:

После возвращения из интернирования в Либаву крейсер «Аврора» прошел смотр, который провел командир флотского экипажа порта контр-адмирал В. В. Ленденстрем, затем на крейсере работала комиссия по опросу матросов о наличии претензий. Затем началась демобилизация выслуживших установленные сроки.С 25 до 28 февраля 1906 года на берег сошли тремя партиями около 330 дембелей. 10 марта крейсер был переведен в вооруженный резерв, службу нести на нем осталось только 157 человек .

В середине мая «Аврора» сдала в Кронштадте боекомплект, а затем направилась на Франко-Русский завод для ремонта. Были проведены необходимые работы по машинам и котлам, сняли все 37 мм пушки, кроме двух шлюпочных, соответственно, демонтировали элеватор на фор-марсе, зато на мостике поставили дополнительную пару пулеметов Максима. Ремонт прошли три поврежденных 152 мм пушки, а шесть сильно поврежденных 75 мм орудий демонтировали. На устранение повреждений корпуса ушла вся зима, которую крейсер провел в Константиновском доке в Кронштадте.

В мае 1907 года крейсер был готов к кампании, снятые 75 мм отремонтировали и вернули на место, поставили два дальномера Барра и Струда и отремонтировали систему ПУАО.

Первое плавание после ремонта корабль совершил с гардемаринами летом 1907 года, посетив несколько заграничных портов. В Стокгольме произошло ЧП, на крейсер с берега не вернулось 11 матросов, найти их не удалось.

В марте 1908 года корабль получил нового командира, это был капитан 1-го ранга барон В. Н. Ферзен, на счету которого легендарный прорыв крейсера «Изумруд» после Цусимы и гибель этого корабля в заливе Владимира.

Барон Ганс Вильям (Василий) Николаевич Ферзен (1858-1937)
Барон Ганс Вильям (Василий) Николаевич Ферзен (1858-1937)

Летом корабль вновь ходил по Балтике. И вновь во время стоянки в Стокгольме 19 июня произошёл массовый побег нижних чинов.

13 августа корабль ошвартовался у стенки Балтийского завода. Начался капитальный ремонт. За год ремонта были демонтированы подводные траверзные минные аппараты, проведен капремонт всех машин, вспомогательных механизмов и котлов, заменены две первые дымовые трубы, смонтирована дополнительная пожарная магистраль, установлены три паровые помпы Вартингтона, демонтированы две 75 мм, вместо них добавлены две 152 мм пушки, пушки главного калибра получили новые удлинённые щиты и раздельную наводку, демонтирован боевой марс, улучшена защита боевой рубки, корабль оборудован для приема и размещения воспитанников Морского корпуса.

После ремонта крейсер был вооружен десятью 152-миллиметровыми и двадцатью 75-миллиметровыми орудиями.

-5
«Диана» и «Аврора» в составе Учебного отряда Морского корпуса уходят в учебное плавание, 1909 год.
«Диана» и «Аврора» в составе Учебного отряда Морского корпуса уходят в учебное плавание, 1909 год.

Испытания завершились в сентябре 1909 года. Крейсер вновь сменил командира, им стал капитан 1-го ранга П. Н. Лесков.

Пётр Никола́евич Леско́в (11 февраля 1864, Киев — 20 декабря 1937, Ленинград)
Пётр Никола́евич Леско́в (11 февраля 1864, Киев — 20 декабря 1937, Ленинград)

Осенью 1909 года «Аврора» в составе отряда крейсеров («Диана» (флагман) и «Богатырь») отправилась в учебное заграничное плавание с гардемаринами и учениками школ строевых унтер-офицеров. «Аврора» провела в Средиземноморье и на Атлантике пять месяцев (с октября 1909 года по 4 апреля 1910 года), маршрут пролегал через Алжир, Бизерту, Вильфранш, Смирну, Неаполь, Гибралтар и другие порты. Крейсер принял участие в очередной Кильской неделе и других торжествах.

В ноябре 1910 года началось новое загранплавание. «Аврора» посетила Мессину, где получила золотую медаль в честь русских моряков, которые спасали горожан во время землетрясения 1908 года. И в первую же ночь пребывания в порту в городе начался большой пожар. Аварийная партия с крейсера первой прибыла на место пожара. Горожане отблагодарили моряков 1800 апельсинами и 1800 лимонами.

«Ночью с моря уловили трепетные радиосигналы: «Аврора» приближалась, и Мессина в этот день уже не работала - Мессина только праздновала. В городе и на всех судах в гавани были подняты русские национальные флаги. Празднично одетые, оживленные, с детьми на руках, неся бутылки с пахучим кьянти, мессинцы еще с утра заполнили обширные набережные. Легкая черточка возникла вдалеке, словно по синеве моря мазнули акварельной кисточкой, - это подходила «Аврора», русский крейсер первого ранга.

Петр Николаевич Лесков, командир «Авроры», обозрел панораму города через хрустальную оптику дальномера:

- А нас встречают, и, кажется, с музыкой. Якорей не бросать. Будем вставать прямо к набережной - на швартовы...

Кажется, что на берегу собралась вся Мессина, ветер еще издалека доносил бурные возгласы экспансивных итальянцев...

- Вива... Руссия... вива!

Оркестры обрушили в котловину гавани два гимна сразу.

Прозвучал Салют Наций. Швартовы поданы.

Боже! Что тут началось... Белыми камелиями и розами, алыми гвоздиками и фиалками осыпали серую броню «Авроры». На борту крейсера находились сейчас и те, кто два года назад выкапывал мессинцев из-под толщи развалин; прибыл в Мессину один матрос, потерявший обе ноги при спасении погибавших... Узнав об этом, итальянцы подхватили безногого матроса на руки и, восторженно крича, несли его через весь город, а он ничего не мог говорить от волнения - он качался на плечах мессинцев и... плакал!

Самый счастливый в Мессине дом - это дом, в котором побывал дорогой гость, русский моряк. Самая счастливая женщина в Мессине - та женщина, которой удалось поцеловать русского моряка. В кубриках «Авроры» безмятежно текло в эти дни розовое игривое кьянти... Всем было хорошо. Но вот провыли горны, возвещая «большой сбор». Замерла толпа на берегу, когда на борт крейсера ступила делегация Италии во главе с епископом д'Арриго. Перед строем моряков епископ вручил от имени Италии золотую мемориальную медаль с надписью: «Мессина - мужественным русским морякам Балтийской эскадры».«Новое время».

Через восемь дней, во время стоянки в испанской Малаге, вновь в городе начался пожар и снова аварийная партия крейсера помогла тушить. 31 марта 1911 года корабль возвратился на Балтику

Приказом № 57 от 25 февраля 1911 года «Аврора» была включена в состав бригады крейсеров 1-го резерва. Весну и лето крейсер провел в учебном плавании по Балтике, а 21 сентября «Аврора» отправилась в Сиам на церемонию коронации сиамского короля. По пути в Неаполе крейсер взял на борт Великого Князя Бориса Владимировича со свитой. Коронационные торжества прошли с 1 по 11 декабря. Но праздник оказался с проблемами. На «Авроре» от желудочных заболеваний скончались 2 матроса.

12 декабря крейсер с Великим Князем отправился в обратный путь. 15 февраля 1912 года крейсер задержался в Фалеро. В тот же день крейсер посетили Великая княгиня Елена Владимировна и Греческий Королевич Николай Георгиевич. Провожать крейсер 21 февраля прибыла Королева Эллинов О́льга Константи́новна с Еленой Владимировной и Николаем Георгиевичем, они провожали крейсер на королевском катере.

4 марта, в Виллафранке тоже были наши люди, крейсер посетили Великая княгиня Анастасия Михайловна и Великий Герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих-Франц. 6 марта Великий Князь Борис Владимирович высадился на берег, а крейсер срочно ушел на остров Крит, где происходили очередные политические трансформации. 10 марта по прибытии в бухту Суда он присоединился к Международной эскадре великих держав по урегулированию Критского кризиса. «Аврора» стояла там стационером до 24 июня. В Кронштадт крейсер вернулся 16 июля 1912 года.

Ви́ктор Андре́евич Карцо́в (иногда — Ка́рцев; 31 января 1868 — 2 мая 1936, Архангельск)
Ви́ктор Андре́евич Карцо́в (иногда — Ка́рцев; 31 января 1868 — 2 мая 1936, Архангельск)

В навигацию 1913 года крейсер вступил с новым командиром-капитаном 1-го ранга В. А. Карцовым. «Аврора» продолжила походы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Планы отремонтироваться на Новом Адмиралтействе по окончанию компании, полностью реализовать не удалось.

В кампании 1914 года «Аврора» стала флагманом учебного отряда и успела совершить небольшое практическое плавание с кадетами.

16 июля командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Г. И. Бутаков.

Григорий Иванович Бутаков (1873—1960)
Григорий Иванович Бутаков (1873—1960)

Крейсер включили в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского моря («Россия» (флагман), «Богатырь» и «Олег»).

Cruiser_Aurora_in_Reval_1908
Cruiser_Aurora_in_Reval_1908
Avrora-posle1909
Avrora-posle1909
Avrora1909-1910
Avrora1909-1910
1909-1914
1909-1914
-14
1911
1911
«Аврора», 1910 год.
«Аврора», 1910 год.
-17
-18

17 июля 1914 года в 12-20 на «Авроре» была получена радиограмма «Морские силы и порта, Дым, Дым, Дым». Это был сигнал о приведении Балтийского флота в полную боевую готовность. 18 июля бригада крейсеров перебазировалась в Ревель. Война была объявлена царским манифестом.

«Аврора» вместе с другими кораблями выходила на патрулирование к западу от центральной минно-артиллерийской позиции у устья Финского залива.

В конце августа крейсер участвовал в охранении потерпевшего аварию у острова Оденсхольм германского крейсера «Магдебург». В конце 1914 года «Аврора» с «Дианой» выходили на неделю для крейсерских операций в Ботническом заливе.

Зиму крейсер провел в Гельсингфорсе, на нем установили фор-трал, рельсы для минных постановок и подготовили корабль для приёма до 150 гальваноударных мин образца 1908 года.

В начале навигации «Аврора» перешла в Кронштадт, где прошла перевооружение. На нее были установлены четыре 152-миллиметровых орудия, снятых с «Дианы», и демонтированы шестнадцать 75-миллиметровых пушек. Орудийные порты в бортах были заделаны, теперь «Аврора» была вооружена четырнадцатью 152-миллиметровыми пушками и четырьмя 75-миллиметровыми на верхней палубе.

Летом 1915 года «Аврора» охраняла Або-Оландскую шхерную позицию, уточняя сложные фарватеры и прикрывая работы по тралению.

Зимой при переходе через льды крейсер повредил оба винта и зимой стоял на ремонте. Там же, в Гельсингфорсе крейсер получил ПВО- 40-миллиметровую зенитную пушку Виккерса и четыре «противоаэропланных» 75-миллиметровых орудия Канэ.

8 февраля 1916 года командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга М. И. Никольский.

Михаил Ильич Никольский (6 ноября (25 октября) 1877 — 28 февраля 1917) в центре
Михаил Ильич Никольский (6 ноября (25 октября) 1877 — 28 февраля 1917) в центре

В кампании 1916 года «Аврора» вновь вывозила в море гардемаринов на практическое плавание. После возвращения в июле ее включили в отряд подготовки планируемой десантной операции в Рижском заливе. С середины июля крейсер принял активно поддерживал артиллерийским огнём сухопутные войска. Несколько раз корабль был атакован немецкими гидропланами, но успешно отбился.

6 сентября крейсер вернулся в Кронштадт и начал готовиться к капитальному ремонту, запланированному до апреля 1917 года. Работы начались около 20 сентября в Константиновском доке. Вся артиллерия предварительно была демонтирована.

Ремонт проводился силами Франко-русского, Адмиралтейского и Обуховского заводов и предусматривал значительный объем работ: перестановка орудий по предложению командира крейсера: баковую 152-миллиметровую пушку — ближе к носу, ютовую — к корме, а орудия № 17 и № 18 — ближе к бортам; был увеличен наибольший угол возвышения 152-мм орудий и соответственно максимальная дальность стрельбы; обновление ПУАО и оборудование специального поста «противоаэропланной» артиллерии; ремонт тиковой палубы; починка пародинамо, замена электропроводки; обновление средств радиосвязи; монтаж аппаратуры подводной сигнализации; установка парового шпиля; переоборудование жилых помещений в связи с предполагаемым увеличением экипажа до 723 человек.

-20
У Франко-русского завода, 1917 год
У Франко-русского завода, 1917 год
Петроград. На ремонте, 1917 год
Петроград. На ремонте, 1917 год
-23
-24

Командир крейсера капитан 1-го ранга М. И. Никольский еще летом 1916 года написал донесение по поводу перевода корабля в Петроград.

«Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода»

Избежать ремонта было нельзя и он принял все меры, чтобы оградить свой экипаж от революционной пропаганды. Были введены ограничения на сход команды на берег, все запертые на ночь помещения тщательно осматривались. Только дисциплина и постоянная занятость, по его мнению, могли уберечь матросов от разложения. За жесткую требовательность матросы прозвали его «Вирен» в честь адмирала Вирена, которого ненавидели все балтийские матросы (и 1 марта 1917 года подняли в Кронштадте на штыки).

Суровые меры Никольского не нашли поддержки даже среди офицеров, ограничиваясь формальным исполнением приказов. Полное совпадение взглядов у Никольского получилось лишь с назначенным в январе 1917 года старшим офицером крейсера П. П. Ограновичем, который был «придирчив и грубо-формален».

Увы, лавину руками не остановишь. Если до февраля 1917 года командиру и офицерам удавалось держать команду в боеспособном состоянии, то начавшиеся в Петрограде события полностью изменили ситуацию.

После начала 27 февраля 1917 года Февральской революции Никольский усилил вооруженный караул на крейсере, им теперь командовали офицеры. На заводе началась забастовка и Никольский разрешил на крейсере оборудовать "тюрьму" для агитаторов и «подстрекателей», посадили трех рабочих. Но среди команды начались волнения в связи с превращением крейсера в плавучую тюрьму и арестованных убрали с корабля.

Когда конвой вывел арестантов на палубу, ситуация вышла из под контроля. Матросы кричали им «Ура! Браво! Освободить!», не реагируя на приказы офицеров. Никольский и Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов. Никольский стрелял с двух рук, по македонски. Матросы разбежались, очистив палубу. Два матроса были ранены легко, а Порфирий Осипенко смертельно .

Никольский сообщил о происшествии в штаб, но от предложения прислать сотню казаков отказался, полагая конфликт исчерпанным.

Экипаж был выстроен поротно и Никольский каждой роте отдельно провел политинформацию о ситуации в городе, списав ее на немецких агентов.

Матросов это объяснение уже не устраивало, с задних рядов в адрес офицеров выкрикивали угрозы. На ночь на мостике поставили пулеметы, так как Никольский опасался абордажа со стороны городских революционеров.

Утром на офицерском совете было решено не стрелять по матросам даже в случае попытки захвата крейсера. 14 офицеров, 11 кондукторов и трое гардемаринов все равно не смогли бы удержать большую часть команды, а кровопролитие было бессмысленным.

В 9-00 на набережной напротив крейсера собралась толпа рабочих с красными флагами. Никольский разрешил всем желающим, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, отправиться в город и ушел в свою каюту.

-25

Матросы заняли палубу и разобрали оружие, поделившись им с рабочими. Рабочие на берегу потребовали расправы над виновными в стрельбе 27 февраля. Никольского и Ограновича решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех контрреволюционеров. С них сорвали погоны и по сходням увели на берег.

Рабочие потребовали, чтобы они несли красные флаги во главе колонны, но оба отказались. Ограновича закололи штыком в горло, а Никольского застрелили из толпы.

На самом крейсере побили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.

Общее количество жертв среди офицеров в событиях февраля 1917 года на Балтийском флоте достигло 95 человек, в том числе в Гельсингфорсе - 45, Кронштадте - 40, Ревеле - 5, Петрограде - 4. Пропали без вести 11 и покончили с собой 4 офицера, погибло более 20 кондукторов.

На «Авроре» был избран судовой комитет, председателем которого стал артиллерийский унтер-офицер Я. В. Федянин. Большевиков в комитете не было. Однако после того, как крейсер посетили М. И. Калинин, В. Володарский, Б. П. Позерн, на корабле появилась ячейка из 42 членов РСДРП(б). Командиром корабля выбрали бывшего минного офицера лейтенанта Н. К. Никонова.

Ремонт продолжался, но очень медленно, команда активно включилась в политические мероприятия, предпочитая организованные большевиками митинги.

Матросы крейсера "Аврора". Февраль 1917 г.
Матросы крейсера "Аврора". Февраль 1917 г.

Матросы с «Авроры» участвовали и в большевистской демонстрации на Садовой 4 июля. Демонстрацию расстреляли из пулеметов верные Временному правительству войска. Семеро матросов было арестовано и месяц они находились в «Крестах», пока экипаж не вытащил их, взяв на поруки.

В начале сентября власть на крейсере снова поменялась- судовой комитет был переизбран, его новым председателем стал большевик машинист 1-й статьи А. В. Белышев. Старшего лейтенанта Н. К. Никонова перевели в Главный морской штаб (утверждают, что он сбежал с крейсера). Новым командиром избрали лейтенанта Н. А. Эриксона.

Николай Адольфович Эриксон (15 июня 1890 — 21 апреля 1942, Монреаль)
Николай Адольфович Эриксон (15 июня 1890 — 21 апреля 1942, Монреаль)

Николай Адольфович в том же сентябре 1917 года еще и женился. На своей кузине на 14 лет старше. Дочери адмирала Ф. К. Авелана. Считается, что фиктивно. В сентябре крейсер планировали вывести на испытания после ремонта.

-28
-29

-30

Но крейсер был нужен в городе, шла подготовка Октябрьского восстания и крейсер с 14 пушками по 6 дюймов был серьезным аргументом. 24 октября Центробалт постановил «Авроре» «всецело подчиняться распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета».

Первым заданием по плану восстания было «восстановить движение по Николаевскому мосту» в ночь на 25 октября. Мост был занят юнкерами и разведен. Крейсер вышел на середину реки возле моста, этого было достаточно, чтобы юнкера ушли, а корабельные электрики смогли свести мост.

Утром 25-го ключевые точки города были в руках большевиков. Только в Зимнем дворце под охраной сидело Временное правительство. В случае отказа от сдачи планировалось применить по дворцу артиллерию «Авроры» и Петропавловской крепости, а дворец взять штурмом.

Днем на крейсере побывал начальник штаба восстания В. А. Антонов-Овсеенко и проинструктировал моряков. По сигнальному выстрелу с Петропавловки «Аврора» должна была произвести два холостых выстрела главным калибром.

Для поддержания порядка в городе на берег сошли три группы авроровских моряков. Радиостанция «Авроры» передала в эфир ленинское воззвание «К гражданам России!»

Евдоким Огнев
Евдоким Огнев

Знаменитый холостой выстрел из бакового орудия был сделан в 21-40 комендором Е. Огневым по приказу комиссара А. В. Белышева, через 5 минут после выстрела орудия Петропавловской крепости. Каноничная версия, что именно этот выстрел стал сигналом для победной атаки на Зимний дворец, оспаривается рядом историков. По их данным либо сигнальный выстрел произвела пушка из Петропавловки либо штурм начался до выстрелов.

-32
-33
-34
-35

Разумеется, версия, что стрельба с крейсера шла боевым снарядом, полностью несостоятельна. Ее придерживался Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила.

Ее опровергла газета «Правда» уже 9 ноября.

«…был произведён только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности»- комиссар крейсера.

На набережной Красного флота (сейчас Английская набережная), напротив особняка Румянцева, в память об участии крейсера в истории в 1939 году установлена мемориальная стела работы архитектора Гегелло с надписью:

25 октября (7 ноября) 1917 года, стоявший против этого места, крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции.
-36
-37
-38

Выполнив свою революционную миссию, крейсер через 3 дня вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.

После успешного испытания котлов и машин «Аврора» 28 ноября 1917 года перешла в Гельсингфорс в состав 2-й бригады крейсеров. Несмотря на множество выявленных недостатков ремонт признали удовлетворительным.

22 декабря 2-я бригада крейсеров в тяжёлой ледовой обстановке перешла из Гельсингфорса в Кронштадт. Переход же из Кронштадта в Петроград удалось осуществить только 27 декабря при помощи ледокола «Ермак». Крейсер встал у Адмиралтейского завода, на нем начались работы по исправлению дефектов механизмов.

"Аврора" на Неве, 1918 год
"Аврора" на Неве, 1918 год

В конце 1917 -начале 1918 года большевистский крейсер пережил две диверсии. Перед Новым годом около 200 матросов попало в госпиталь после отравления партией окорока, упоминалось о 20 погибших.

30 марта 1918 года, некий человек в солдатской шинели передал сверток часовому, стоявшему у трапа «Авроры», якобы он подобрал его на льду возле корабля. Часовой вызвал дежурного, который отнес его старпому Борису Ф. Винтеру.

«Услышав взрыв, я побежал в каюту командира и увидел следующую картину: на полу, раскинув руки, лежал без сознания лейтенант Винтер. Лицо его было землистого цвета, а губы совершенно белые. Китель с левого бока разорван, и оттуда виднелась рана, из которой текла кровь. Руки также были в крови, и на полу была большая лужа крови. Рядом стоял Эриксон, у него на лице были отдельные капли и струйки крови. Я спросил его, что здесь произошло. Он ответил, что у Бориса Францевича взорвался в руках взрыватель...
Старпом Винтер, остановив часовой механизм, предотвратил более страшный взрыв «адской машины», от которого могла произойти детонация снарядов в кормовых погребах. Тогда бы от крейсера и от всей команды ничего не осталось...»- из воспоминаний мичмана «Авроры» Леонида Демина

Винтер получил тяжелое ранение.

Часть моряков ушла на фронт в добровольческих отрядах. На 9 мая в стою было всего 127 моряков. С «Авроры» на «Память Азова» сбежал снятый с должности председатель судового комитета А. А. Корунов. В его личных вещах был обнаружен красный флаг корабля в распоротом состоянии. Корунов собирался из него сшить красные революционные шаровары кофту. Вора передали в ЧК.

29 июля крейсер перешел в Кронштадт. Его решили поставили на консервацию, а командира Эриксона списали с корабля и перевели в распоряжение штаба флота. Когда над Ленинградом нависла угроза захвата Северо-Западной армией Юденича, всерьез рассматривался вариант затопить крейсер, чтобы не смогли пройти английские корабли. Было проведено даже несколько тренировок. При одном из таких выходов крейсер умудрился потерять все якоря.

В связи с тяжелейшей ситуацией на Волге было решено отправить на Волжскую флотилию 10 шестидюймовых орудий «Авроры» с соответствующим количеством зарядов и снарядов. На Волге весной 1919 года авроровскими орудиями были вооружены пять плавучих батарей, переоборудованных из больших сухогрузных барж. Позднее с «Авроры» сняли и остальные орудия.
Ни одно из них никогда больше не возвратилось на крейсер.

Когда угроза английского вторжения миновала, экипаж крейсера сократили до минимума. Всего около 40 человек под командованием М. Н. Зубова.

Кстати, до осени 1918 года прослужил на крейсере всего один человек из первого экипажа, Чеслав Федорович Малышевич, старший механик крейсера, инженер-механик, капитан 2-го ранга. Тот самый, кого Энквист за мордобой наказал.

После докования в Константиновском доке в ноябре — декабре 1919 года, 8 июня 1922 года крейсер со снятой артиллерией и без боезапаса был передан на хранение Кронштадтскому военному порту под охрану крепостного караула.

«Аврора» в Кронштадском доке в 1922 году
«Аврора» в Кронштадском доке в 1922 году
«Аврора» в Кронштадте. 1920-е годы
«Аврора» в Кронштадте. 1920-е годы

Тем временем, с окончанием гражданской войны встал вопрос о восстановлении флота. В сентябре 1922 года специальная комиссия решила, что после небольшой подготовки крейсер можно ввести в строй как учебный корабль. «Аврора» успела пройти капремонт перед самой революцией и ее миновали трудности Ледового похода Балтфлота.

Приказом по Морским силам № 899 от 30 декабря 1922 года командиром «Авроры» был назначен Л. А. Поленов, ранее служивший на ней мичманом.

Лев Андреевич Поленов (1894, Санкт-Петербург — 1958)
Лев Андреевич Поленов (1894, Санкт-Петербург — 1958)

Экипаж был укомплектован как из специалистов, так и из комсомольского призыва.6 командиров и 35 матросов трудились едва не круглыми сутками, с 18 января 1923 года перейдя жить на крейсер.

23 февраля 1923 года над «Авророй» вновь появился красный флаг. Экипаж насчитывал уже 100 человек.

-43

«Аврора» вошла в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота, став первым боеспособным крейсером советского Балтийского флота. 11 апреля экипаж пополнили 100 учеников-комсомольцев.

После вывода корабля с хранения его ввели в Константиновский док, где в мае-июне отремонтировали обшивку и сняли остатки фор-трала. Затем крейсер получил новое вооружение- десять современных 130-миллиметровых установок длиной ствола в 55 калибров, зенитная артиллерия теперь состояла из двух 76-миллиметровых пушек Лендера на кормовом мостике и четырех пулемётов «Мáксим». Погреба переоборудовали под новые боеприпасы, поставили два дальномера системы Барра и Струда, минные рельсы, новые радиостанции и средства навигации. Вместо утопленных якорей установили якоря с потопленного англичанами «Олега», цепи составили из кусков с разных кораблей.

18 июля 1923 года состоялись успешные ходовые испытания. Ночью на 20 июля загорелся форт «Павел I» с минным складом (30 000 морских мин). Форт горел и взрывался в течение суток. Ближе всех к нему стояла «Аврора», 9 курсантов отправились на помощь в тушении. Четверо погибли, четверо получили ожоги и ранения. Все девять военморов были награждены орденами Красного Знамени.

-44

Трагедия произошла из-за халатности матросов с линкора «Парижская коммуна», морякам с «Авроры» пришлось тушить уже взрывающиеся мины.

Первую кампанию крейсер провел на восточной Балтике, до острова Готланд. Осенью состоялись маневры РККФ, в которых принял участие и крейсер. 5 сентября над кораблём взял шефство Центральный исполнительный комитет СССР. 15 мая 1924 года «Авроре» было вручено шефское знамя ЦИК СССР.

Зимой 1923-24 годов крейсер готовили к заграничному походу. Особый Практический отряд в составе «Авроры» и учебного судна «Комсомолец» должен был пройти по маршруту Кронштадт — Архангельск и обратно с заходом в заграничные порты.

-45
-46
-47
«Аврора» в Архангельске. Август 1924 г.
«Аврора» в Архангельске. Август 1924 г.

10 июля корабли с курсантами и преподавателями военно-морских училищ отправились в плавание. Командовал отрядом Никола́й Алекса́ндрович Бологов. Поход прошел благополучно, зарубежная пресса отметила положительно и поведение советских моряков и организацию службы.

Запись о практическом плавании на «Авроре» в 1925 году в служебной книжке краснофлотца Бориса Кухаренко
Запись о практическом плавании на «Авроре» в 1925 году в служебной книжке краснофлотца Бориса Кухаренко

Следующий поход вокруг Скандинавии состоялся с 15 мая по 15 сентября 1925 года. Командовал отрядом начальник Управления военно-морских учебных заведений Влади́мир Митрофа́нович Орло́в. Орлову не удалось обеспечить в отряде необходимый уровень дисциплины, четверо матросов были списаны с «Авроры» в Архангельске за различные провинности, а начальник штаба отряда не смог посетить администрацию норвежского порта, ибо был мертвецки пьян.

Крейсер АВРОРА, Берген, Норвегия, 1925 год. Второй поход.
Крейсер АВРОРА, Берген, Норвегия, 1925 год. Второй поход.

Зиму 1925-1926 годов на крейсере использовали для профилактического ремонта, кроме того установили четыре дополнительных 75-миллиметровых орудия для практических стрельб и несколько новых штурманских приборов.

В 1926 году кампания прошла в основном во внутренних водах, за исключением кратковременного посещения Кильской бухты.

В 1927 году крейсер принял участие в съемках фильма Сергея Эйзенштейна «Десять дней, которые потрясли мир» ( «Октябрь»).

-51

2 ноября 1927 года к юбилею Октябрьской революции «Аврору» наградили орденом Красного знамени, 7 ноября на крейсере был в торжественной обстановке поднят Краснознамённый военно-морской флаг, а на щите носового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку.

Краснознамённый военно-морской флаг
Краснознамённый военно-морской флаг

Следующие три года «Аврора» активно выгуливала свой крутой новый флаг по заграницам. В 1928-м году она посетила Копенгаген, а в 1929-м году Свинемюнде (вместе с крейсером «Профинтерн»). Посещение совеиским военным кораблем германского порта тогда было важным политическим мероприятием.

Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» в Свинемюнде, 1929 год
Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» в Свинемюнде, 1929 год
-54

Последний дальний поход «Авроры», третье плавание вокруг Скандинавского полуострова, завершившееся в августе 1930 года. Далее за пределы Балтики крейсер не уходил. Котлы износились настолько. что треть их была выведена из эксплуатации. При этом осенью 1932 года крейсер развил 17,5 узлов!

«Аврора» нуждалась в полномасштабном ремонте. В конце 1933 года работы начались на заводе им. Марти и по плану завершение планировалось на 1937 год. Но страна одновременно строила множество кораблей и занимать место для ремонта старого корабля было слишком накладно. Весной 1935 года работы волевым решением остановили. Котлы поменять не успели. «Аврору» переклассифицировали в несамоходную учебную базу и зимой 1935-36 годов демонтировали одно котельное отделение.

крейсер «Аврора» на ремонте, 1933-1935 гг
крейсер «Аврора» на ремонте, 1933-1935 гг

В дальнейшем по весне «Аврору» на буксире выводили на Восточный Кронштадтский рейд и на ней проходили практику курсанты первых курсов военно-морских училищ. Зимой корабль возвращался к набережной Лейтенанта Шмидта или в Ораниенбаум, где его использовали подводники. С 17 октября 1940 года «Аврора» стала плавбазой бригады подводных лодок, дислоцированных в порту Ораниенбаум.

Говорят, что в 1941 году крейсер вообще планировали исключить из списков флота. 16 мая 1941 года наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым был подписан приказ о присвоении имени «Аврора» одному из заложенных на стапелях Ленинграда крейсеров проекта 68-К (типа «Василий Чапаев»).

Начавшаяся война сохранила корабль в строю. Курсантов с него списали на берег, а сам корабль в Ораниенбауме стал плавучей зенитной батареей системы ПВО Кронштадта. На тот момент корабль был вооружен двумя универсальными 76,2-мм артустановками длиной в 55 калибров, на полубаке, двумя зенитными 76,2-мм орудиями системы Лендера на среднем мостике, тремя универсальными 45-мм полуавтоматами в 45 калибров на кормовом мостике, и пулемётом системы „М-1“». Есть также версия, что ютовое орудие корабля было новой артсистемой Б-13 первой серии.

В распоряжении командира корабля капитана 3-го ранга И. А. Сакова было 260 человек экипажа. С приближением фронта краснофлотцев на борту становилось все меньше, они уходили на фронт. С корабля также снималось вооружение и тоже отправлялось на фронт.

В июле 1941 года в районе Дудергофа была сформирована батарея «А» («Аврора») из девяти снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий типа Б—13—1С. Батарея отвечала за 15 км фронт, от поселка Дудергоф до деревни Пелёля за Киевским шоссе. В составе расчётов орудий были моряки с крейсера «Аврора» (четверо) и из других частей, но точные списки личного состава отсутствуют.

С 3 сентября 1941 года Батарея «А» («Аврора») начала наносить удары по скоплениям противника в Ям-Ижора, Кипень, Скворицы, Высоцкое, Лемпелово, Пелези. Координаты целей давали из КП артдивизиона специального назначения в Пулково.

мемориальный комплекс на Дудергофских высотах
мемориальный комплекс на Дудергофских высотах

10 сентября немцы вошли в Дудергоф, обойдя с тыла батарею, связь с КП дивизиона была прервана бомбовыми ударами. К северу от батареи на Вороньей горе сражались 282-й ОАПБ и 1-я ТД, но связи с ними у артиллеристов не было. К вечеру 10 сентября немцы захватили Воронью гору.

Ворошилов отправил к месту прорыва свой последний резерв-только что сформированный в Ленинграде 500-й стрелковый добровольческий полк, 2-й батальон которого едва не во встречном бою столкнулся с частями 36-й немецкой мпд в противотанковом рву перед батареей. Затем во фланг батальона ударила сводная бронегруппа майора Экингера, а по позициям отбомбилось около 30 самолетов люфтваффе. Батальон, понеся большие потери и не получив боеприпасы, отступил к Кирхгофу.

Одновременно, утром 11 сентября, немцы атаковали первое орудие батареи «А» у подножия Ореховой горы, за день с боями они захватили семь огневых позиций правого фланга и цитадели у подножия горы Кирхгоф. Выжившие моряки отступили на позиции 8-го и 9-го орудий за Киевское шоссе и вели огонь до полного расхода снарядов, после чего по возможности выводили орудия из строя либо портили приборы наводки. Через восемь дней боёв из 165 человек вышли к своим только 26 моряков

На позиции 1-го орудия батареи «Аврора» первый обелиск был сооружён в 1963 году. В 1984 году был сооружён мемориал «Морякам-Авроровцам» на месте первого орудия. В 1987 году открыт мемориал «Взрыв» на месте второго орудия. На 31-м километре Киевского шоссе в 1987 году появился мемориал «Залп Авроры» (современное название — «Артиллеристам Авроры»). Мемориалы артбатареи «А» включены в Зелёный пояс Славы.

В Ораниенбауме на грунте, 1944 год
В Ораниенбауме на грунте, 1944 год
-58

Сама «Аврора» стала целью регулярных авианалетов с 8 сентября. . По свидетельству очевидцев на счету зенитчиков крейсера 16 сентября появился один самолет.

-59

21 сентября крейсер оказался в пределах досягаемости немецкой полевой артиллерии. Комбинированные артиллерийские и авиационные налёты происходили ежедневно. Крейсер был уже притоплен, на двух нижних палубах стояла вода, функционировали лишь пара помещений. Капитан 3-го ранга Саков своим решением разместил моряков в безопасном месте на берегу (в отрытых щелях и окопах), оставив на «Авроре» постоянную вахту. За «паникёрство» и «бегство с корабля» командир крейсера и комиссар были арестованы и в 1942 году расстреляны.

27—30 сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт. 4 октября 1941 года «Аврора» получила несколько прямых попаданий снарядов ниже ватерлинии.


Увы, Саков был прав, к его решению пришлось вернуться в конце ноября, теперь уже с разрешения вышестоящего командования. Вахту несли у единственного боеспособного зенитного орудия и Краснознамённого флага.

С неподвижного корабля продолжали снимать необходимые детали оборудования и вооружения. Под огнем противника. 1 декабря гитлеровская батарея выпустила по «Авроре» 56 снарядов, добившись четырёх попаданий.

Последнее 130-миллиметровое орудие, неисправное, было снято с крейсера и после ремонта установлено на бронепоезде «Балтиец».

бронепоезд «Балтиец»
бронепоезд «Балтиец»

Так как над неподвижным кораблем продолжал реять флаг, немцы продолжали периодически его обстреливать. В августе 1943 года «Аврора» вновь получила три попадания. Одним из осколков был сбит Краснознамённый флаг, но
его достал из воды старший краснофлотец А. И. Волков. Всего крейсер получил около 15 попаданий, семь пробоин, да и флаг возвращался на свое место несколько раз.

« Крейсер «Аврора» не представлял серьёзной боевой ценности, но нёс посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они "потеряли" первоначальные боевые качества. Таков крейсер «Аврора». нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов

Обстрелы «Авроры» прекратились только после снятия блокады Ленинграда.

-61

В блокаду с врагом героически сражался не только сам крейсер, но и ветераны «Авроры». Один из них, георгиевский кавалер Андрей Подлесный прославился тем, что при Цусиме смог восстановить силовой кабель крейсера и , соответственно, электроснабжение. В 1942 году ему было 65 лет. Он командовал электроотделом на одной из ленинградских верфей, организовывал выпуск барж снабжения для Ладоги. Почти сто судов, которые спасли множество жизней. Старый матрос дожил до 95 лет и умер в 1973 году.

-62

-63

История «Авроры» на этом не закончилась, она до сих пор в строю. Об этом - в очередной статье.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам