Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Богиня утренней зари. «Аврора»

Оглавление
Ветром соленым дышат просторы.
Молнии крестят мрак грозовой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?

М.Матусовский

Просто поразительно, как красиво сошлись звезды в судьбе самого знаменитого корабля мира, бронепалубного крейсера 1-го ранга, третьего типа «Диана». Одно имя чего стоит- «Авро́ра», римская богиня утренней зари. Говорят, страстотерпец лично 31 марта (12 апреля) 1897 года выбрал из одиннадцати предложенных вариантов. А ведь могла быть какая-нибудь «Наяда», «Гелиона», «Психея» или «Юнона» (или вообще «Полкан», «Боярин», «Аскольд», «Богатырь», «Нептун», «Варяг»). Неужели, он догадывался?

Примечательно, что в отличие от однотипных «Паллады» и «Дианы», получивших на флоте не очень уважительные прозвища (Дашка и Палашка), «Авро́ра» таким, насколько известно, не обзавелась.

Официальная закладка крейсеров типа «Диана» была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года. Первой в 10:30 торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича, укрепив серебряную закладную табличку между 60-м и 61-м шпангоутами и подняв на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.
Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»
Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»
-3

Родословная тоже не подкачала. Предшественник крейсера «Авро́ра» -парусный фрегат типа «Спешный», нареченный именем богини 23 ноября 1833 года. На счету 44-пушечного фрегата кругосветное путешествие и активное участие в защите русского Дальнего Востока от англо-французского флота во время Крымской войны.

Как символ преемственности, на борту крейсера при крещении в карауле стоял 78-летний матрос с парусного фрегата, а среди почетных гостей выделялся вице-адмирал Константин Павлович Пилкин, служивший вахтенным офицером на фрегате во время дальневосточного похода.

Фрегат "Аврора". В. Шиляев.
Фрегат "Аврора". В. Шиляев.

А еще наш крейсер сошел на воду в 1900 году, на рубеже веков, 11(24) мая, в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Церемония спуска прошла идеально, «без перегиби и течи», под залпы артиллерийского салюта кораблей на Неве, в 11-15 утра.

«По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества»

Проектное водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.

-5
-6
-7
-8
-9

Потом была достройка, поход вместе со 2-й Тихоокеанской эскадрой к Цусимскому проливу, бой, интернирование, мировая война, две революции, Великая Отечественная и защита родного Ленинграда. Крейсер прошел все испытания и встал на Неве на вечную стоянку символом прорыва в будущее.

А еще своим идеально элегантным внешним видом он стал практически эталоном понятия "крейсер" как минимум на одной шестой части суши.

-10

Бронепалубные крейсера типа «Диана» появились на свет в качестве ответа на рост германской угрозы на Балтике. Растущий флот Германской империи создавал риск удара по Санкт-Петербургу. В 1895 году из-за того пришлось корректировать двадцатилетнюю судостроительную программы 1881 года. Были добавлены, в частности, три «карапасных крейсера», для «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».

Заказ был выдан Балтийскому заводу, за основу был взят английский крейсер «Талбот», а выбранный проект был создан С. К. Ратником. К ноябрю 1896 года были согласованы основные тактико-технические характеристики 6000-тонного крейсера и определено количество крейсеров в серии-три единицы вместо изначально предполагавшихся двух.

Официальная закладка всех трех крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 года. Но первой в 10 -30 торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. «Паллада» и «Диана» строились по графику и вступили в строй почти одновременно, «Аврору» заложили в Новом Адмиралтействе и настолько затянули работы, что в серии она заняла особое место.

Предписание на начало работ по постройке в Новом Адмиралтействе «крейсера водоизмещением 6630 т.» начальник ГУКиС вице-адмирал В. П. Верховский выдал 11 (23) июня 1896 года. Сами работы начались в сентябре-октябре 1896 года под руководством назначенного строителем крейсера корабельного инженера младшего судостроителя Э. Р. де Грофе. За восемь лет от заказа до постройки крейсера кораблем занимались четыре офицера Корпуса корабельных инженеров: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. Н. Пущин и А. А. Баженов.

Работа не сильно спорилась, не хватало стали, к исполнению заказа помимо Ижорского завода пришлось подключать Александровский. Штевни и болты из прокатной морской бронзы подрядился изготовить завод Я. С. Пульмана, палубную броню- фирма «Шатильон-Комментри», броню для кожухов котельных отделений и элеваторов-Адмиралтейский Ижорский завод, артиллерию-Обуховский завод, минное вооружение и мачты - Металлический завод.

Заказа на машины и механизмы добилось Общество Франко-русских заводов, из-за торга по условиям контракт подписали лишь 8 (20) июля 1897 года. Стоимость всех работ, согласно контракту, равнялась 2 млн 275 тыс. рублей. Наблюдающим за изготовлением механизмов был назначен старший инженер-механик А. А. Перов. Общая стоимость крейсера в целом составила примерно 6,4 млн рублей.

-11

Управляющий Морским министерством П. П. Тыртов распорядился не делать «ни малейшего отступления от постройки крейсеров „Диана“ и „Паллада“». Тем не менее, по предложению назначенных на крейсер офицеров некоторые изменения в ходе строительства все же вносились. Торпедное вооружение стало состоять из трёх 381-миллиметровых торпедных (минных) аппаратов: одного надводного выдвижного, расположенного в форштевне корабля, и двух подводных траверзных щитовых, установленных на носовой платформе.

Проведённая 30 октября (12 ноября) 1900 года проба машин показала, что все они работают исправно.

«Диана» и «Паллада» в это время уже проходили приёмные испытания. Выявленные по их результатам недостатки на «Авроре» начали устранять.

-12

Ненадёжные телефоны лейтенанта Колбасьева были продублированы переговорными трубами, была изменена конструкция погребов боезапаса. Основным изменением проекта стала переделка пушечных портов на батарейной палубе для увеличения углов обстрела 75-миллиметровых пушек.

Однако скорость строительства увеличить не удалось, петербургские верфи испытывали острый недостаток рабочей силы, ведь одновременно строились броненосцы «Бородино», «Император Александр III», «Орёл», «Князь Суворов», крейсер «Олег» и транспорт «Камчатка».

Значительно задержала постройку поздняя поставка вертикальной брони для боевой рубки Ижорского завода с нарушением требований по качеству. Ее установили лишь в мае 1902 года. С трудом прошло и оснащение электрооборудованием.

В начале 1902 года «Аврора» первым во флоте кораблём отечественной постройки получил якоря системы Холла. К маю корабль был готов и 28 июля крейсер направился в первый поход в Кронштадт. На переходе из-за неисправности рулевого управления крейсер задел борт канала и повредил правый винт.

На испытаниях 14 июня 1903 года
На испытаниях 14 июня 1903 года

Десять дней корабль готовили к испытаниям. С 8 августа 1902 года крейсер начал выходить на заводские испытания. В Александровском доке поправили поврежденные лопасти винта и установили щиты подводных минных аппаратов. 4 октября представители Франко-русского завода сообщили о готовности крейсера к приёмным испытаниям.

-14

10 октября прошли официальные испытания механизмов для сдачи в казну, «Аврора» на мерной линии показала скорость 19,66 узла, но появился стук в подшипнике цилиндра низкого давления правой машины и обнаружилось еще несколько дефектов. Завод получил две недели на устранение.

25 октября испытания возобновились. Машины работали хорошо и команда приступила к стрельбам. Тоже все прошло хорошо, только разбились 16 иллюминаторов.

29 октября крейсер начал официальные испытания котлов и машин, на двух пробегах была зафиксирована скорость 19,28 узла при мощности 13 007 л. с. Но шестичасового режима полного хода крейсер не выдержал, через 4 часов 50 минут испытания остановили, перегрелся эксцентрик цилиндра среднего давления левой машины.

На этом испытания закончили, крейсер в казну не приняли, экипаж перевели на берег.

Руководство Франко-русских заводов с этим не смирилось, испытания по их настоянию возобновили. 9 ноября крейсер прекрасно отработал шестичасовые испытания.... но было одно но. Пиво, графит и прочее непотребство.

На всём протяжении выхода трущиеся детали машин непрерывно поливались высококачественным маслом и водой, использовался отборный уголь, а машинная прислуга по численности вдвое превосходила предписанную по штату.

И.о. председателя комиссии был командир крейсера и он, вместе со старшим механиком, проявили принципиальность. Акт подписан не был. 26 марта 1903 года МТК решил испытания перенести на лето.

Управляющий морским министерством потребовал к концу июля 1903 года подготовить крейсер к походу на Дальний Восток, ситуация там требовала скорейшего усиления эскадры.

В итоге испытания 14 июня прошли успешно. За несколько дней в ходе четырех пробегов общая мощность трёх паровых машин составила 11 971,5 инд. л. с., а средняя скорость  18,97 узла (максимальная  19,2 узла), шестичасовой пробег также прошел удовлетворительно. Контрактной скорости ни одной из трех сестер достичь так и не удалось.

Мелкие недостатки устранили в рабочем режиме, машины и механизмы приняли в казну.

16 июня 1903 года «Аврора» вошла в состав Российского императорского флота.

В июле начался монтаж поступившей из Англии рефрижераторной установки и прошли испытания торпедных аппаратов.

В сентябре крейсер совершил пробный поход до Борнхольма и обратно на 14-узловой скорости. Все прошло штатно, с 13 по 18 сентября «Аврора» прошла 1158 миль (273,8 мили в сутки).

-15
-16
-17
-18
-19
-20
Схема размещения артиллерийского вооружения кр. «Аврора» по состоянию на 14 мая 1905 года, день Цусимского сражения.
Схема размещения артиллерийского вооружения кр. «Аврора» по состоянию на 14 мая 1905 года, день Цусимского сражения.
-22

«Аврора» Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Заказан июнь 1896 года. Строительство начато сентябрь 1896 года. Заложен 23 мая 1897 года. Спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. Завершен 10 июля 1903 года. Введён в эксплуатацию 16 июля 1903 года. Выведен из эксплуатации 17 ноября 1948 года. Выведен из состава флота 1 декабря 2010 года. Корабль-музей c 1956 года. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710972400006 (ЕГРОКН). Объект № 7810388000 (БД Викигида)

Награды:Орден Октябрьской Революции (1968), Орден Красного Знамени (1927).


Водоизмещение 6731 тонн (6625 длинных тонн )(нормальное), 7130 тонн (полное). Длина с тараном 126,8 м. Ширина 16,8 м. Осадка 6,4-7,3 м
Бронирование- палуба 38—63,5 мм, рубка 152 мм
Двигатели- 3 вертикальные машины тройного расширения, 24 водотрубных котла Бельвиля, 11 971 л. с. Движитель 3 винта. Скорость хода 19,28 узла на испытаниях. Дальность плавания 3300-4000-4500 морских миль (10-узловой скоростью). Автономность плавания около 165 суток. Экипаж 20 офицеров, 550 матросов или 590 человек

Вооружение (на момент вступления в строй)- 8 × 152-мм/45 пушка Канэ, 24 × 75-мм (3 дюйма) орудия, 8 × 37-мм пушек, 2 десантные пушки Барановского, 3 торпедных аппарата 381-мм (два подводных), 35 мин
на 1917 год: 14 × 152-мм орудий, 4 × 76,2-мм (3 дюйма) зенитных орудия, 1 × 2-фунтовая морская пушка QF

-23
-24
-25
-26
-27
Aurora_(ship,_1900)_in_Deutsches_Museum_1
Aurora_(ship,_1900)_in_Deutsches_Museum_1
-29
-30
-31
-32
-33

Для усиления Тихоокеанской эскадры в середине 1903 года был сформирован отряд («подкрепляющая эскадра) »контр-адмирала А. А. Вирениуса в составе броненосца «Ослябя», крейсеров 1-го ранга «Дмитрий Донской» и «Аврора», крейсера 2-го ранга «Алмаз», семи миноносцев водоизмещением по 350 т («Бодрый», «Быстрый», «Бравый», «Бедовый», «Буйный», «Безупречный» и «Блестящий»), четырёх миноносцев водоизмещением до 200 тонн и трёх пароходов Добровольного флота («Орёл», «Саратов», «Смоленск»). Местом сбора отряда стало Средиземное море, куда и направился после подготовки крейсер «Аврора».

Командиром крейсера с января 1901 года по июль 1904 года был капитан 1-го ранга Иван Владимирович Сухотин ( в 1906 году И. В. Сухотин произведён в чин контр-адмирала, с 1907 года в отставке).

Иван Владимирович Сухотин (  1854 -1913)
Иван Владимирович Сухотин ( 1854 -1913)

Перед выходом команде крейсера произвел смотр управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан. 25 сентября 1903 года крейсер вышел в море. Помимо штатных грузов, на корабле находились материалы для ремонта броненосца «Ослябя». Первая остановка была в Портленде.

Балтийский шторм несколько потрепал корабль, сорвало и унесло левую крышку канатного клюза, орудийные порты и иллюминаторы текли, при качке вода появилась в жилой палубе и т. д. В итоге 6 дней в Портленде команда занималась устранением поломок.

В конце октября «Аврора» присоединилась к отряду в Специи, где на неё сразу прибыл контр-адмирал Вирениус. На решение проблем с механизмами (в пути загорелся подшипник) экипаж получил две недели. На помощь команде пришлось привлечь мастеров-итальянцев.

9 ноября русские корабли направились в Бизерту, «Аврора» шла под флагом Вирениуса. 31 декабря, продолжая ремонт машин, крейсер добрался до Порт-Саида. Там же состоялась встреча с перегоняемым в Японию броненосным крейсером «Ниссин».

Поход отряда Вирениуса напоминал неторопливый средиземноморский круиз, с заходами едва не во все порты в окрестностях и с ожиданиями отстающих. Плюс постоянно на кораблях что-то ломалось. Так, на «Авроре» в Суэце вышел из строя рулевой привод, выход задержался на сутки.

На Средиземном море
На Средиземном море

А 31 января стало известно о начале войны с Японией, 2 февраля было получено Высочайшее повеление о возвращении в Россию. «Аврора» должна была идти с несколькими миноносцами, весь отряд был слишком велик для обычных посещений иностранных портов.

Когда в ночь на 16 февраля «Аврора» с четырьмя миноносцами ходила в разведку к Суэцу, она сообщила об обнаружении в районе канала американского крейсера с пятью миноносцами, предположительно — японскими. Основная часть отряда с ними разминулась.

В Шербуре обе части отряда случайно встретились и 28 марта уже в полном составе отправились к Датским проливам. 5 апреля корабли отряда встали на якорь в порту Императора Александра III. Бессмысленный полугодовой поход по курортам Средиземноморья закончился. Порт-Артур подкрепления не получил. «Авроре» судьба готовила иное....

После незапланированного возвращения крейсер вновь дооборудовали для дальнего похода, на помощь 1-й ТОЭ формировалась эскадра вице-адмирала Рожественского. «Аврора» вошла в состав крейсерского отряда Оскара Энквиста с флагом на «Олеге».

«Аврора» прошла докование, на ней установили утерянный в походе кожух правого гребного вала. По опыту боев с японцами в Кронштадте специалисты Обуховского сталелитейного завода отремонтировали и усовершенствовали артиллерию крейсера, смонтировали броневые щиты толщиной в один дюйм на артустановках главного калибра (без щитов осталась только вторая носовая пара орудий); все 152- и 75-миллиметровые орудия крейсера получили оптические прицелы; на носовом мостике появились два пулемёта системы «Максим».

Была установлена радиостанция немецкой фирмы «Telefunken», а для дальней сигнализации на крейсер доставили второй комплект фонарей Табулевича для установки на специальном гафеле грот-мачты и два комплекта фонарей для цифровой сигнализации (один  на правом ноке фок-мачты, второй  на левом ноке грот-мачты). Доработали и вентиляцию, к которой во время похода были замечания. После докования крейсер перекрасили в боевые цвета Второй Тихоокеанской эскадры — чёрные борта и светло-жёлтые трубы.

11 июля новым командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, а старшим судовым механиком стал Н. К. Гербих.

-36

Корабли эскадры проводили усиленную боевую подготовку. «Аврора» с 12 по 19 сентября провёла 10 учебных стрельб (не считая стволиковых), израсходовав сто восемь 152-, четыреста пятьдесят три 75- и семьсот тринадцать 37-миллиметровых снарядов.

26 и 27 сентября эскадра в Ревеле прошла Высочайший смотр и получила вдохновенное напутствие от императора. 28 сентября эскадра перешла в Либаву. Накануне выхода из Ревеля на «Аврору» установили механические семафоры фирмы Шихау.

В составе Второй Тихоокеанской эскадры
В составе Второй Тихоокеанской эскадры
В первой кампании
В первой кампании

2 октября Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными отрядами вышла из Либавы на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий отряд кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя».

-39
Офицеры крейсера «Аврора» перед уходом на Дальний Восток. 1904 год.
Офицеры крейсера «Аврора» перед уходом на Дальний Восток. 1904 год.

Матросы Авроры в перерыве угольной погрузки
Матросы Авроры в перерыве угольной погрузки
Лазарет крейсера «Аврора»
Лазарет крейсера «Аврора»
-43

7 октября у Скагена эскадру разделили на небольшие отряды. «Аврора» была включена в 4-й отряд контр-адмирала О. А. Энквиста вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка». Местом назначения был Танжер. Во время похода «Камчатка» отстала от своего отряда на 17 миль.

Эскадра шла в постоянном напряжении, в ожидании нападения японских миноносцев. Орудия были заряжены, прислуга спала рядом с пушками.

Имелись разведдонесения о возможности атаки кораблей эскадры японскими диверсионными силами. Великобритания, не вступая в войну, поддерживала Японию, что усугубляло опасения командования эскадры на переходе мимо английских берегов.

Эскадра шла в густом тумане с минимальной скоростью. Проблемы начались в ночь с 8 на 9 октября, когда транспорт «Камчатка» сообщил, что атакован миноносцами.

радиограмма с «Камчатки»: «Атакована неизвестными миноносцами… веду огонь!»

Транспорт отстреливался с 22-50 до 23-00, при этом активно маневрируя. Вскоре "атакующие" исчезли из вида.

Гулльский инцидент
Гулльский инцидент

Возле Доггер-банки, когда русская эскадра проходила через центр рыболовецкой флотилии, курс эскадры пересекло трехтрубное судно, что нарушало принятые правила судоходства.

В 00-55 «Князь Суворов», обшарив окрестности светом прожектора, обнаружил миноносцы. Весь отряд броненосцев с обоих бортов открыл по ним стрельбу.

Находившиеся от броненосцев на левом траверзе «Аврора» и «Дмитрий Донской» поддержали флешмоб, включили боевые прожектора и открли огонь.

Соответственно, броненосцы приняли крейсера за вражеские и перенесли огонь на них.

За несколько минут крейсер получил пять попаданий: три 75- и два 47-миллиметровых. Легкие повреждения получил корпус, в двух местах был пробит машинный кожух, образовалась пробоина в дымовой трубе. Одним из снарядов был тяжело ранен судовой священник крейсера отец Анастасий (ему оторвало руку) и легко ранен комендор Шатило. Отец Анастасий позже скончался в госпитале Танжера.

Беспорядочную стрельбу удалось прекратить в 1-05. В 3-00 эскадра вошла в Ла-Манш.

От стрельбы русских кораблей пострадали британские рыболовные суда. Это назвали Гулльским инцидентом, он расследовался потом в специально созданной Международной следственной комиссии, а Великобритания использовала его для дальнейшего ухудшения отношений с Россией.

Доггер банка
Доггер банка

16 октября «Аврора» и «Дмитрий Донской» с транспортом «Камчатка» прибыли в Танжер для стоянки и бункеровки. Следующая погрузка угля состоялась в Дакаре

3 ноября русские корабли отправились к устью реки Габун, где на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре.

-46

Экипаж отличался выучкой и организованностью. Рожественский поставил в пример командиром кораблей рациональное размещение угля на крейсере перед переходом вокруг мыса Доброй Надежды, тогда корабль принял двойную норму угля. Правда, по словам Алексея Новикова, Рожественский в то же время дал крейсеру прозвище «подзаборная девка».

Неплохим был и моральный климат экипажа, за весь поход на корабле не было ни одного случая грубого нарушения дисциплины. Был даже организован досуг. 27 февраля на Масленицу была создана программа развлечений для нижних чинов: шлюпочные гонки, конкурс семафорной азбуки, прицеливания, бег через марс и т.д., состоялся спектакль с участием матросов и офицеров. При переходе экватора 19 ноября состоялся традиционный праздник с участием всего экипажа. Театральная группа «Авроры» нередко гастролировала по кораблям эскадры с двумя нильскими крокодилами, купленными в Суэце. Крокодилов назвали Сам и Того.

«Увы, не захотел идти на войну вместе с экипажем один из молодых крокодилов. Жаль, что выбросился не Того» Из дневника Егорьева.

Сам, улучив момент, бросился в море. А Того погиб в Цусимском бою.

-47

-48

Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть.На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала. Судовой врач надворный советник В. С. Кравченко.
-49

На подходе к Мадагаскару эскадра пережила два шторма, при этом боковые колебания «Авроры» достигали 30° по оценке З. П. Рожественского.

Во время стоянки на Мадагаскаре Вторая Тихоокеанская эскадра ждала присоединения отрядов, которые шли через Суэцкий канал. Здесь моряки узнали о падении Порт-Артура и гибели Первой Тихоокеанской эскадры.

«Аврора» установила новый «рекорд» скорости  погрузки угля- 84,8 тонны в час при бункеровке с 28 декабря 1904 по 5 января 1905 года. Во время стоянки на Мадагаскаре кроме смены старшего судового врача, списанный по болезни ревизор был заменён мичманом М. Л. Бертенсоном, а новым священнослужителем стал отец Георгий.

13 января начались первые учебные стрельбы эскадры по щитам на дистанции до 36 кабельтовых. Стреляли плохо, но «Аврору» Рожественский похвалил в приказе за «серьёзное отношение к управлению стрельбой».

3 марта эскадра продолжила поход. «Аврора» вместе с вспомогательным крейсером «Днепр» шла в кильватер «Жемчугу» на правом траверзе первого броненосного отряда. На крейсера возлагалась охрана транспортов. В Индийском океане бункеровку приходилось производить посреди океана -с угольщиков, часто на шлюпках и катерах.

26 марта был пройден Малаккский пролив и началась подготовка кораблей к бою.

Мы энергично принялись за окончательные работы по самозащите многих частей крейсера...Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить.
На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков. Из дневника Егорьева.

31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань, куда ожидался приход отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова. Объединение произошло 26 апреля в 20 милях от входа в бухту Фан-Фонг.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра взяла курс на Владивосток. «Аврора» шла с правой внешней стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка из расчета до Владивостока.

Крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну. Вечером 13 мая пришел приказ по эскадре «с рассветом иметь пары во всех котлах и быть готовым к бою». В ночь на 14 мая эскадра вошла в пролив.

-50
-51
-52

Начиналось Цусимское сражение...

В 6-30 с русской эскадры, идущей 9-узловым ходом двумя кильватерными колоннами (первая:1-й и 2-й броненосные отряды; вторая: «Император Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков», «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах») заметили японский дозорный крейсер «Идзуми».

В 8-00 часов на кораблях русской эскадры по случаю высокоторжественного дня «Священного Коронования Их Величеств» подняли стеньговые флаги.

После 9-00 были обнаружены на параллельном курсе японские корабли 5-го и 6-го боевых отрядов. Рожественский начал перестроение в одну колонну, что заняло около часа.

В 10-20 вблизи русских кораблей был обнаружен пароход, который «Жемчуг» отогнал. В 11-00 командам дали обедать повахтенно.

В 11-10 на сходящихся курсах появился крейсерский отряд вице-адмирала Дева. В 11-15 броненосец «Орёл» совершил случайный выстрел по крейсеру «Касаги». Остальные броненосцы присоединились к стрельбе.

«Аврора» сделала свой первый выстрел в 11-14.

После приказа Рожественского «не бросать снарядов» стрельба прекратилась. Команда продолжила обед.

К 12-30 эскадра вновь перестроилась в две колонны и шла на курс NO 23° со скоростью 9 узлов.

В 13-20 в семи милях справа по курсу появились броненосцы Объединённого флота.

По сигналу командующего Энквист на повышенной скорости увел крейсерский отряд вправо , покинув зону обстрела. Согласно диспозиции задачей крейсеров во время боя была охрана транспортов.

Когда началась перестрелка броненосцев, на русские крейсера попробовал выйти «Идзуми», но получив одно попадание, отошел.

После 14-00 с юга появились 3-й (вице-адмирал Дева: «Касаги», «Читосэ», «Отова», «Нийтака») и 4-й (вице-адмирал Уриу: «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима») японские отряды. В 14-30 японцы стали приближаться. «Олег» и «Аврора», выйдя на 17-18 узловую скорость, отвлекли японцев на себя. Противники разошлись на 28 кабельтовых, затем японцы развернулись и перестрелка возобновилась в линейном формате на параллельных курсах. Крейсера Энквиста при этом маневрировали, не позволяя противнику сосредоточить огонь и пристреляться.

В этот период крейсер получил первые повреждения, осколки разорвавшихся вблизи снарядов пробили обшивку, в отсеке нижней лебедки взорвался малокалиберный снаряд и сделал пробоину 0,28 м², поступление воды привело к крену в 4° на правый борт. Один из осколков влетел в порт и вывел из строя 75 мм орудие, снаряд в 120 мм попал в вершину фок-мачты, 152 мм снаряд попал около боевой рубки и осколками перебил почти весь расчет носового орудия.

В 14-50 наши крейсера попали под перекрестный огонь с 24 кабельтовых, японцы уже пристрелялись. «Аврора» в короткий срок получила несколько попаданий:75-миллиметровым снарядом был выведен из строя элеватор подачи и паровой катер; такой же, но неразорвавшийся снаряд был выброшен в море комендором А. Н. Кривоносовым; 8-дюймовый снаряд, попавший в стык борта у верхней палубы, снес около 2 м² обшивки и вывел из строя два 75-миллиметровых орудия, при этом загорелись приготовленные к стрельбе патроны, но благодаря матросам Тимереву и Репникову взрыва погребов удалось избежать.

Около 15-00 сразу два 152 мм снаряда попали в правый борт в районе носового мостика. Их осколки вывели из строя расчёты двух 152-миллиметровых орудий, а после взрывов на рострах начался пожар. При тушении пожара был ранен старший офицер корабля капитан 2-го ранга А. К. Небольсин. Он получил две раны в голову, раны в предплечье и правое колено, а также два ожога 3-й степени.

-53
-54

В 15-12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Осколки снаряда и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, срикошетив от её купола, поразили всех находившихся в рубке. Крейсер потерял управление, но его сразу перехватил рулевой Цапков. Капитан 1-го ранга Егорьев получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял сначала старший штурман К. В. Прохоров, затем старший офицер А. К. Небольсин.

В 15-35 с «Олега» был замечен пылающий «Суворов». Вскоре с юга подошел японский 6-й боевой отряд адмирала Того-младшего из четырёх крейсеров.

Около 16-00 русские крейсера («Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Алмаз», «Жемчуг» и «Изумруд») снова оказались под перекрёстным огнем противника- «Ниссин» и «Касуга» с одной стороны и отряды Дева, Уриу и Того-младшего с другой.

На «Авроре» заметили приближающуюся торпеду, но она прошла мимо. В этом столкновении крейсер получил попадания в основном в носовой части. Осколками 203 мм снаряда перебило якорь-цепь, свернуло клюз, они сделали две пробоины и вода затопила отделение носового торпедного аппарата. Для выравнивания крена пришлось затопить угольные ямы левого борта. Еще один снаряд 203 мм разорвался под полубаком, пробив крейсер насквозь с большой пробоиной в правом борту.

За время сражения осколки шесть раз сбивали флаг корабля, но его снова поднимали.

Наш широкий новенький кормовой флаг, весь превращённый в жалкие лохмотья, сбиваемый в течение боя шесть раз, теперь снова лежал на палубе, и подоспевший лейтенант Старк тотчас же скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно, как всегда: «На флаг! Флаг поднять!» Но теперь это не так легко было сделать: все концы были оборваны, и флаг на гафеле пришлось поднять по-иному (на эринс-талях). Туда под огнём полез боцман Козлов.
Кормовой флаг крейсера после Цусимского сражения
Кормовой флаг крейсера после Цусимского сражения

К 16-00 к японцам подошел отряд адмирала Катаока и положение отряда Энквиста значительно ухудшилось. Бой шел на параллельных курсах, склоняясь на север, а затем на восток.

Однако к 16-30 колонна русских броненосцев оказалась между русскими и японскими крейсерами, что позволило нашим перевести дух. В 17-30 возобновился бой между крейсерами.

На этот раз «Аврора» получила ряд попаданий в кормовую часть. Осколками были убиты двое и ранены 14 канониров орудий кормового плутонга. Раненый князь А. В. Путятин, находившийся при кормовых орудиях, несмотря на сильнейшую потерю крови, оставался в строю до окончания боя. Когда тяжелораненого мичмана Яковлева проносили мимо его орудий, он повторял: «Братцы, цельтесь хорошенько». Увы, хорошенько не получилось.

«У трех 6-ти дюймовых орудий в корме было убито два комендора, ранено тринадцать человек, один смертельно... Командовал этими орудиями лейтенант князь Путятин. Его тяжело ранило в бок, свалило. Кто-то на скорую руку кое-как забинтовал его повязкой из индивидуального пакета, и он остался в строю до конца боя и на перевязочный пункт явился лишь в 12 часов ночи, совершенно обессилев от громадной потери крови». Дневник Кравченко.

Бой завершился в темноте около 19-00. На крейсере были убиты один офицер и девять матросов убиты, еще пять матросов позже умерли от ран; восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. Большинство, 57 человек, были артиллеристами.

После боя. Фотография сделана 15 мая 1905 года с крейсера «Олег»
После боя. Фотография сделана 15 мая 1905 года с крейсера «Олег»

В темноте остатки эскадры следовали за броненосцем «Император Николай I», флагманом адмирала Небогатова, принявшего, наконец, командование. Минные атаки, которые начали японские миноносцы, дезорганизовали управление эскадрой.

Крейсерский отряд адмирала Энквиста после 19-00, оказавшийся позади и слева от главных сил, потерял визуальный контакт с ними. На крейсерах выключили огни и прекратили стрельбу, чтобы не привлекать внимания миноносцев.

Энквист повел свой отряд на юг на максимальной скорости. От отряда начали отставать старые корабли и крейсера, получившие повреждения и не способные поддерживать скорость флагмана. К 21-00 из-за постоянной смены курса на высокой скорости «Светлана», «Алмаз», «Донской» и «Мономах» отстали. С адмиралом Энквистом, кроме «Олега» и «Авроры», остался только «Жемчуг». Несколько попыток вернуться к курсу на Владивосток приводили к столкновениям с японскими кораблями.

На «Авроре» даже слышали выстрелы из торпедных аппаратов; мимо неё и «Олега» за ночь прошло более 17 торпед.

К 2-00 15 мая отряд покинул зону минных атак и уменьшил ход до десяти узлов; в 3-00 отряд находился на 33° 30' с. ш. и 128° 42' в. д.

«Все было смято, разворочено, торчали исковерканные стальные листы, валялись обломки, зияли дыры и пробоины, деревянная палуба была точно изрыта, барказы обращены в щепы, всюду следы мелких осколков, коечные траверзы были сбиты, пропороты, но свою роль сыграли блестяще и спасли жизнь массе людей». Дневник доктора Кравченко.

За ночь на «Авроре» команда смогла исправить некоторые повреждений: мелкие пробоины были заколочены деревянными пробками с ветошью, на крупные наложили щиты с матрасами; переборки затопленных отсеков подкрепили упорами. Медики занялись перевязками остававшиеся на боевых постах раненых.

В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Сам крейсер получил 18 попаданий японских снарядов. Были затоплены четыре носовые угольные ямы, вышли из строя шестидюймовое орудие, пять 75-мм и одна 37-мм пушки.

В 6-00 скорость была снижена до 10 узлов. Отряд двигался на юго-восток. На кораблях поддерживались пары на всех котлах в ожидании появления противника. В сочетании с пробоинами в трубах это привело к повышенному расходу угля.

Энквист со штабом в полдень 15 мая перешел на «Аврору», так как она в бою лишилась командира, а старший помощник был ранен. Флаг начальника отряда из-за отсутствия фор-стеньги подняли пока на грот-мачте.

К 15-00 крейсера были приведены в порядок, следы боя и его последствий заделали и отмыли. В 3-55 морю предали тела 14 погибших моряков «Авроры», тело командира разместили на вельботе и решили похоронить на берегу.

После завершения церемонии крейсера на 8 узлах продолжили путь. Первоначально Энквист планировал провести бункеровку в Шанхае, но утром 16 мая встреченный пароход «Свирь» пообещал направить угольщик в Манилу, куда и направился Энквист.

Хоть куда, лишь бы подальше от войны...

Крейсера шли в режиме повышенной боеготовности, расчеты ночевали у орудий, ночью включались лишь кормовые закрытые фонари. На «Авроре» врачом В. С. Кравченко впервые в мире был применён рентгеновский аппарат для обследования раненых в корабельных условиях.

20 мая отряд зашел в заброшенный филиппинский порт Суал, но угля там не было. 21 мая пришлось похоронить командира «Авроры» в море, в полдень, под салют из семи пушечных выстрелов, гроб с телом Е. Р. Егорьева был опущен в воды Тихого океана.

Через два часа в эфире появились радиопереговоры военных кораблей, вскоре на горизонте появились и они сами, идущие встречным курсом. На крейсерах пробили боевую тревогу, орудия были заряжены и наведены на цель.

Марсовые сообщили, что силуэты кораблей не похожи на японские, а лейтенант фон Ден опознал их как два броненосца и три крейсера флота США. В связи с отсутствием холостых зарядов «Авроре» пришлось салютовать боевыми-в воду.

Через несколько часов американские корабли проводили русские крейсера до Манилы и вечером они встали в ее гавани на якорь. На следующий день на встрече двух адмиралов, нашего Энквиста и американского Трэна согласовали создание комиссии по осмотру повреждений и согласования сроков ремонта.

-57
-58
-59
-60
-61
Пробоины_в_районе_75-мм_орудия_№7_правого_борта,_июнь_1905_года
Пробоины_в_районе_75-мм_орудия_№7_правого_борта,_июнь_1905_года
-63

18 попаданий снарядами среднего и малого калибров( по данным старшего минного офицера лейтенанта Г. К. Старка) нанесли крейсеру следующие повреждения:

  • На правом борту осколками выведен из строя клюз; перебита якорная цепь; якорь перестал отдаваться.
  • От клюза к верхней палубе в метре от ватерлинии находились две пробоины площадью 0,18 м² и 10-15 небольших отверстий; два шпангоута деформированы.
  • В помещении носового минного аппарата повреждено крепление правого якоря, выбито несколько заклёпок.
  • Разорвавшимся в районе 71-го шпангоута правого борта снарядом в стыке батарейной палубы нанесена большая пробоина и разрывы на протяжении 3,7 м; два шпангоута погнуты.
  • В районе 40-го шпангоута трещина и 5 пробоин.
  • Во второй угольной яме более десяти мелких пробоин.
  • На левом борту в районе 65-го шпангоута образовалось три пробоины; разбит трап на ходовой мостик.
  • На спардеке в районе 47-го шпангоута пробоина площадью 0,45 м².
  • Дымовые трубы получили множественные повреждения, наиболее крупным из которых стала пробоина площадью 3,7 м в передней трубе; средняя труба из-за пробоины примерно такой же площади несколько наклонилась вперёд.
  • Все шлюпки, катера и баркасы крейсера изрешечены осколками, как и вентиляционные раструбы.
  • Фок-мачта «Авроры» получила три попадания: первым снесена фор-стеньга и фор-марс-реи, вторым сбита треть стеньги, третий попал в мачту у топа, сделав в ней трещину.
  • Артиллерия крейсера претерпела существенный урон: все 75-миллиметровые орудия, кроме одного, получили повреждения, а пять из них вышли из строя окончательно. Кормовое 152-миллиметровое орудие правого борта стало непригодным к стрельбе, правое 37-миллиметровое орудие кормового мостика сбито за борт со всей установкой.
  • Марсовая дальномерная станция уничтожена; с правого крыла кормового мостика сбит прожектор. Единственный дальномер Барра и Струда разбит.

Американцы оценили срок необходимого ремонта в 30 суток.

После первой встречи с американцами у Энквиста появилась надежда отремонтироваться и покинуть гостеприимную Манилу. Но не тут-то было...

24 мая американское правительство прислало адмиралу Трэну распоряжение либо выставить русских через 24 часа либо разоружить.

Точку поставила телеграмма из Петербурга на следующий день:

«Ввиду необходимости исправить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай»

26 мая команды крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях, а 27 мая 1905 года война в местный арсенал (форт Кавите) были сданы замки орудий и детали машин, чтобы исключить выход кораблей из бухты.

Не помог и протест адмирала Энквиста, вспомнившего о частых тайфунах в Маниле, когда без машин невозможно удержать корабли.

Флаги и вымпелы кораблей не спускали; офицеры дали письменное обязательство не покидать Манилу.

Под флагом контр-адмирала Энквиста на рейде Манилы
Под флагом контр-адмирала Энквиста на рейде Манилы
-65

По прибытию в Манилу с «Авроры» в американский морской госпиталь для лечения были отправлены 26 человек; в день разоружения списали ещё 14 человек.

С местными предприятиями договорились о ремонте. С 30 мая на крейсере работало 55 мастеров, в основном китайцы. Повреждённые листы обшивки снимали, для чего высверливали заклёпки и либо выправляли, либо заменяли новыми. Контролировали работы оставшиеся на корабле офицеры.

«Команда, соскучившаяся по свежей зелени и фруктам, жадно накинулась на них и поглощала в большом количестве в сыром виде. Ели и на судне, и на берегу, умудрялись доставать тайком. Трудно было за всем доглядеть, а наставления не помогали. Начались гастрические заболевания, местная дизентерия». Дневник доктора Кравченко.

Руководство порта разрешало в день увольнение на берег по 35 человек с «Авроры». Матросы на твердой земле «посвежели и приобрели бравый вид». Однако после появления в иностранных газетах сведений о восстании на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» среди нижних чинов крейсера появилось волнение.

После гибели Егорьева дисциплина на крейсере снизилась, приказом контр-адмирала Энквиста за применение рукоприкладства был наказан инженер-механик поручик Малышевич, а приказом командира крейсера — инженер-механик поручик Шмоллинг.

В середине августа в Маниле появилась холера, прекратились и ремонтные работы и увольнения на берег. Русские крейсера перенесли также несколько тропических тайфунов, умудряясь все-таки держать корабли машинами.

Офицеры крейсеров каждую неделю собирались на «Авроре» и составляли по итогам боевых действий доклад со своими соображениями «Каким быть флоту», позднее направленный в Главный Морской штаб.

В августе ремонт был закончен, на кораблях приступили к боевой подготовке и организации повседневной боевой службы. Вместо убывших офицеров на «Аврору» были переведены лейтенанты Н. И. Игнатьев и В. И. Дмитриев с «Жемчуга» на должности старшего артиллерийского офицера и старшего штурмана.

23 августа 1905 года в США был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией.

20 сентября на «Аврору» прибыл новый командир крейсера капитан 2-го ранга Bитoльд Людвигoвич Барщ (в должности 1905-1907), Капитан 2-го ранга Небольсин ( с 1915 контр-адмирал, погиб в феврале 1917 года во время волнений в Свеаборге) 9 октября уехал в Вашингтон морским агентом.

10 октября Вашингтон сообщил о снятии ограничений с русских кораблей. Несколько дней ушло на прием угля, воды и провианта, установку замков орудий и снятых ранее деталей.

На пути в Россию
На пути в Россию

15 октября в 8-00 русские крейсера, выкрашенные в белый цвет, после обмена салютами с американскими кораблями под троекратное «ура» покинули Манилу.

Большая часть интернированных кораблей, согласно «высочайше одобренного» 9 сентября 1905 года решения, должна была вернуться на Балтику вместе с крейсерами Владивостокского отряда. «Цесаревич», «Громобой», «Россия», «Богатырь», «Олег», «Аврора», «Диана» и «Алмаз». Местом сбора стал Сайгон. «Диана», по отдельному приказу, отправлена была в одиночное плавание. Ее экипаж докомплектовали с «Авроры» старший штурманский офицер лейтенант В. И. Дмитриев, старший артиллерийский офицер лейтенант Н. И. Игнатьев и судовой механик поручик Н. И. Капустинский.

10 ноября «Цесаревич» отправили в Сингапур для ремонта. На «Алмазе» прибыли недостающие офицеры: из них на «Аврору» были назначены шесть человек: старший штурманский офицер лейтенант П. П. Палецкий, старший артиллерийский офицер лейтенант В. С. Васильев, вахтенные начальники мичманы А. А. Колчак (Александр Александрович Колчак (1883-1915), двоюродный брат верховного правителя), Д. И. Федосиу и А. А. Скрыдлов (племянник адмирала Н. И. Скрыдлова) и младший механик поручик А. Е. Картович.

Слухи о первой русской революции наиболее сильно отразились на «Авроре», где 300 матросов ожидали демобилизации. Адмиралу Энквисту пришлось провести перед командой политинформацию, зачитав Манифест 17 октября и разъяснив политику самодержавия на текущий период. Это помогло снизить накал страстей.

26 ноября «Аврора», «Олег» и «Алмаз» начали переход в Коломбо. 1906 год «Аврора» и «Олег» встретили в Красном море. «Алмаз» после Коломбо пошел своим путем. «Олег» с неисправными котлами остался в Алжире, а «Аврора», приняв с него 83 дембеля, продолжила поход самостоятельно. Энквист остался с «Олегом».

28 января «Аврора» под командованием уже капитана 1-го ранга Барща покинула Алжир и 3 февраля прибыла в Шербур. Здесь французская сыскная полиция сообщила командиру корабля о том, что команда , якобы, закупила партию револьверов. Обыск результата не дал (хорошо спрятали наверно).

19 февраля 1906 года «Аврора» вернулась в порт Либавы после 458 дней похода.

-67
-68
-69
-70
-71

-72
-73

Крейсер «Аврора» при определенных обстоятельствах мог попасть в состав Порт-Артурской эскадры и бесславно затонуть при обстреле, мог получить торпеду во время боя с японскими крейсерами при Цусиме, оказаться в отряде Небогатова и быть сданным врагу... но судьба берегла корабль для другого.

О дальнейшей судьбе легендарного крейсера-в следующей статье.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам