Карикатура из журнала "Крокодил" №8 от 15 октября 1922 года вряд ли требует пространных объяснений.
Пожарский. — Где это с тебя последнюю рубашку сняли?
Минин. — Да вон в ГУМе. Зашел шляпу купить — пришлось рубашку оставить.
Пожарский. — А я зашел в ГУМ пообедать, да все с себя и прообедал.
Кстати, проевшемуся догола князю Пожарскому очень пригодился бы сервис доставки готовой еды Прием, о котором уже подробно писал. Хотя бы потому, что в Приеме месяц трехразового питания обходится от 9900 рублей - экономия достигается за счет больших объемов и технологичного производства. При этом блюда практически не повторяются - ведь их в меню 81.
Сегодня Прием он активно расширяется - раньше сервис работал в Москве, Питере, Нижнем, Казани и Самаре, а сейчас к ним добавилась Тверь, на очереди - Рязань и Владимир, причем во всех новых городах - новый тариф. Прием - это минус походы по магазинам, минус пляски у плиты и минус мытье посуды. Но самое главное - Прием это очень качественное питание, качество обеспечивают надежные поставщики - проверенные компании с высокими требованиями. Если соберетесь последовать моему примеру и заказать доставку еды от Приема - не забудьте ввести промокод PRIEMDZ для получения приятного бонуса.
Но вернемся к ГУМу.
Из карикатуры понятно, что ценовая политика главного магазина страны сто лет назад, сразу после открытия была ровно такой же, как и сегодня. Есть все-таки что-то вечное в этом изменчивом из миров.
Но вообще карикатуры про ГУМ в "Крокодиле" столетней давности появлялись регулярно. Чем же этот гагазин привлекал такое внимание?
Во-первых, универсальные магазины, традиционно сокращенные в СССР до «универмагов», были тогда в нашей стране, по сути, новинкой.
В мире переворот в магазинной торговле случился в 1869 году, когда муж и жена Бусико построили в Париже «магазин будущего», который они назвали «Au Bon Marché», что переводится как «по хорошей цене».
О приключениях и придумках гения розничной торговли по имени Аристид Бусико лучше читать не в моих заметках, а в книге великого Эмиля Золя под названием «Дамское счастье». Классик французской литературы был настолько восхищен этой историей, что написал о создании мега-магазина мечты под названием «Дамское счастье» один из лучших своих романов.
Одноименный сериал ВВС 2012 года, кстати, тоже весьма неплох.
В Россию же идея универсальных магазинов традиционно пришла с опозданием. Если другие страны создавали их в конце XIX века, мы начали только в начале ХХ-го. К примеру, в Москве один из первых универсальных магазин под название «Мюр и Мерилиз», нынешний ЦУМ, был построен в 1907 году, а Верхние торговые ряды на Красной площади начали свою работу накануне Первой мировой.
Именно им и предстояло стать ГУМ-ом, самым знаменитым советским универмагом. Причем если главный французский универмаг Бон Марше строили архитекторы Луи-Огюст и Луи-Шарль Буало при деятельном участии инженера Гюстава Эйфеля, создателя знаменитой Эйфелевой башни, то создатель будущего ГУМа, архитектор Александр Померанцев привлек к строительству самого великого русского инженера Владимира Шухова, создателя Шуховской башни на Шаболовке. Именно он рассчитал и создал «стеклянное небо» - знаменитую крышу торгового комплекса.
В первые годы после революции Верхние торговые ряды не функционировали. В здании расположился Наркомпрод во главе с наркомом продовольствия Цюрупой, здесь же хранилось реквизированное продотрядами продовольствие и была открыта столовая для совслужащих.
А потом Ленин продавил НЭП. Но еще до этого знаменательного события, 1 декабря 1921 года вождь мирового пролетариата подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». Так в русском языке появилась знаменитая аббревиатура, дожившая до наших дней.
К открытию ГУМа готовились больше года и открывали торговый центр чрезвычайно помпезно, вся Москва была обклеена рекламой Маяковского/Родченко. Этот звездный дуэт сотворил тогда 12 рекламных плакатов, расхваливающих новый главный магазин страны, и именно ГУМ стал главным символом НЭПа. Поэтому вниманию журнала «Крокодил» к новому русскому слову из трех букв удивляться не приходится.
Ну и напоследок – о ценах, заголивших Минина и Пожарского. Поскольку золотой червонец еще только собираются вводить, в момент открытия ГУМа в Советской России бушует гиперинфляция и минимальная сумма при расчетах – миллион. Или «лимон», как его называли в 1920-23 годах.
Это вообще очень четкий маркер – если в книге или статье звучит слово «лимон» применительно к деньгам – действие совешенно точно происходит в 1020-23 годах. Ну, или в 1990-х, когда денежные "лимоны" реинкарнировались в русском языке.
Но само слово, разумеется, не значит ничего. Лимон – это много или мало? Сколько примерно заплатил Минин за шляпу в ГУМе – два лимона или пятнадцать?
И вновь к нам на помощь приходят великие русские писатели. Михаил Булгаков, работавший в эти голодные годы в журнале «Накануне», в своих многочисленных фельетонах частенько упоминает розничные цены. Исследовательница Елена Александровна Сальман в своей работе «Нэп в лакированных ботинках» (словарь эпохи в фельетонах М. А. Булгакова) составила своеобразный ценник товаров в Москве начала 1920-х:
"Расценки на различные товары и услуги в этот период по данным фельетонов Булгакова: шляпа с Кузнецкого — 100 млн; брюки, купленные на Сухаревке, — 75 лимонов; зарплата грузчика в артели — 1млрд 100 млн или 275 лимонов в неделю; бритье — 20 лимонов; билет на биржу — 40 лимонов; два бочонка нежинских соленых огурчиков — 15 лимонов; хлеб белый — 14 миллионов фунт; «коммунальная энергия» — 35 лимонов".
__________________
Промокод действителен для новых и вернувшихся клиентов на ПриЕм и ПриЕм+: заказ на 3 дня – скидка 100 руб., на 15 дней – скидка 150 руб.; на 24/27 дней – скидка 300 руб. (скидка по промокоду суммируется с другими скидками). Действует до 02.01.2025
Реклама, ООО «ГФ Трейд», ОГРН 1187847365309, ИНН 7811715411, СПб, Седова,12А, 513.
erid:LdtCKSr8o