В АВГУСТЕ 1941 года в период обороны главной базы Краснознамённого Балтийского флота Таллина активное участие принял 10-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион КБФ. Он состоял из трёх батарей: 104-й (командир С. Е. Соловьёв), 105-й (командир Е. П. Колпаков) и 106-й (командир Т. И. Яровой). Командовать им довелось мне.
Общеизвестно, что зенитная артиллерия предназначена для стрельбы по самолётам, однако нашему дивизиону нередко приходилась поражать и наземные цели. Так было, например, в последние дни обороны Таллина, когда все три батареи дивизиона оказались, по существу, на переднем крае. Артиллеристы 105-й отражали натиск гитлеровцев не только огнём орудий, но и штыковыми контратаками, 25 августа был ранен командир батареи Е. П. Колпаков, но поле боя оставлять не хотел. Своим мужеством и отвагой он вдохновлял подчинённых на подвиги.
Гитлеровцы обстреливали 104-ю батарею из орудий и миномётов, и по этой причине она была вынуждена пять раз менять огневые позиции, поражая наступавшую вражескую пехоту.
Трудно приходилось и 106-й батарее. В течение дня 26 августа она, отбив яростные атаки гитлеровцев, захватила много трофеев, уничтожила около 200 фашистов. К вечеру бой усилился. На огневую позицию этой батареи, располагавшуюся в 300 м от переднего края, противник произвёл воздушный и артиллерийско-минометный налёты. Фашисты намеревались захватить батарею с наступлением сумерек. Поэтому была организована круговая оборона. Огневые расчёты не отходили от орудий.
Кроме лобовых действий, противник применял и другие приёмы. Вечером он пытался просочиться в тыл, вызвать страх, отвлечь внимание зенитчиков. А в это время батарею атаковал пехотный батальон.
Положение становилось критическим. Артиллеристы открыли по гитлеровцам огонь. Особенно отличились бойцы орудийного расчёта комсомольца М. Валяшова. В неравной схватке четверо из них выбыли из строя, в живых остались командир и наводчик. Мужественные краснофлотцы продолжали вести огонь до тех пор, пока не отбили атаку. На подступах к орудию они уничтожили десятки фашистов. Когда гитлеровцы всё же приблизились к огневой позиции, расчёты остальных трёх орудий установили дистанционную трубку на картечь и продолжали бить врага. Взялись за оружие и вели прицельный огонь телефонисты, разведчики.
Командир батареи коммунист Т. И. Яровой был контужен при взрыве мины, частично потерял слух, но остался в строю.
Ранним утром 28 августа мы получили приказ: «Дивизион задание выполнил. Израсходовать боезапас и следовать в порт для посадки на транспорт».
10-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион противовоздушной обороны Краснознамённого Балтийского флота только с 24 по 28 августа уничтожил 2000 человек вражеской пехоты, несколько орудий, пулемётных гнёзд, блиндажей, склад снарядов, обоз и батарею на марше. Его батареи последними уходили с линии обороны, прикрывая эвакуацию наших войск.
Е. КОТОВ, полковник запаса (1978)