Мастер-кварцедув Народный Художник России Алексей Зеля, рассказывая о своем творчестве, говорил: «Летом делаю произведения на зимнюю тему, а зимой – на летнюю». Как раз в это время, в темные и холодные дни ноября 40 лет назад мой отец трудился над своим последним шедевром 1983 года – стеклянной композицией «Плетень».
ПОБЕГ ИЗ ЗИМЫ В ЛЕТО
Эта закономерность не случайность и не прихоть. Допустим, художественный замысел приходил летом под влиянием полученных в путешествии впечатлений, какой-то период осмысливался, проходил через стадию набросков и эскизов и как раз к зиме сформировывался в идею будущего произведения. А если идея посещала зимой – то вызревала к лету.
Конечно, не все задумки Алексея Зеля дождались своего воплощения. Некоторые эскизы лежали годами – сделать все что хотелось не позволяло время. Что-то откладывалось на будущее, пока не найдется технического решения. Эти задачи мастеру-первопроходцу приходилось решать самому, спросить или подсмотреть было не у кого.
КОРНЯМИ В ДЕТСТВО
Когда Алексей Зеля заходил в зал, где находились его начальные работы (а последние 20 лет жизни, он виделся с ними только на своих персональных выставках), всегда повторял, что в первый момент он чувствует, как щемит сердце и в душе тревожится что-то глубоко личное, трепетное, а перед глазами череда картинок, возвращающих в прошлое.
Я думаю, причина в том, что в свои первые стеклянные композиции отец выплеснул наиболее сильные детско-юношеские впечатления. Как в комнате забитой мебелью, чтобы освободить место для жизни, мы избавляемся от самого крупногабаритного, так и творец (художник, писатель, композитор), из переполняющих голову идей, выбирает для воплощения ту, что сидит давно и отшлифовалась временем – остается только шаг до материализации.
Практически все начальные произведения автора уходят корнями в детство художника. Через них передано мироощущение маленького Алеши. Под номером один здесь, конечно, зимний лес «Прикосновения» - единственная работа, в которой мастер изобразил сам себя. Одно из первых сознательных воспоминаний его детства: поход с родителями в укрытый снегом Нескучный сад и испытанный ребенком восторг от кормления белочек с рук.
Это восхищение от прикосновения с живым существом, юрким пушистым зверьком Алексея Зеля пронес через всю свою жизнь. Посмотрите на фото, с той встречи прошло 60 лет, а эмоции не потускнели – на карточке все тот же восторженный мальчишка.
«ПЛЕТЕНЬ» - ЕЩЕ ОДИН МИКРОМИР АЛЕКСЕЯ ЗЕЛЯ
«Цветущий пень», «Русское поле», «Бабье лето» - воспоминания о каникулах в деревне у бабушки с дедушкой, в своей тайной «исследовательской лаборатории» в овраге, где каждый день с дневником наблюдений с раннего утра до позднего вечера просиживал юный натуралист.
«Плетень» - из той же серии. Не знаю, как в других областях нашей страны, а в Подмосковных деревнях - в Лосинке, где проводил каникулы отец, да и под Звенигородом, куда возили на дачу меня – все заборы были увиты вьюнками с большими белыми граммофончиками.
Также как и лесной пенёк, плетень с вьюнком – это целый микромир. Большие зеленые листья плотно закрывают лианы растения, а там, внутри и улитки, и жучки, и гусеницы. Деловито снуют муравьи, плетут сети пауки, висят куколки бабочек. Если повезет, можно найти даже птичье гнездышко!
Снаружи – другой мир, внешний. Крупные белоснежные цветы привлекают опылителей: пчел и шмелей, стрекоз и прекрасных бабочек. Маленький Алеша не мог пройти мимо такого «мегаполиса» и не исследовать его, не запомнить и не зарисовать. Даже и не подозревая, что через годы воплотит это великолепие в кварцевом стекле!
ПЕРЕДАТЬ АТМОСФЕРУ В СТЕКЛЕ
В форме, в изваянии, невозможно передать подобную картину в точности - в декоративно-прикладном искусстве свои правила. К тому же и сам материал накладывает ограничения. Человеческий глаз плохо воспринимает границы прозрачного стекла. Когда один элемент композиции перекрывает другой произведение не «читается» - на месте пересечения образуется размытость, искажение, пропадает четкость и глубина.
Учитывая эти ограничения и памятуя о том, как пенёк «Поганки» неожиданно для автора столкнулся с волной критики из-за обилия насекомых, молодой художник оставил в своем финальном эскизе только бабочек-бражников и толстую желтую гусеницу.
ЧИНОВНИКАМ КОРАБЛИ, А ДЛЯ ЛЮБИМОЙ - «ПЛЕТЕНЬ»
В тот период Алексей Зеля трудился на «Хроматроне». К декабрю он обычно успевал выполнить годовой план по стеклянным кораблям и корзинам «в вверха». Внезапных заказов тоже не ожидались – чиновники разъезжались по своим дачам, а за границей уже готовились к Рождеству. Появлялось время поработать на себя.
Так в декабре 1983-го мастер-кварцедув, наконец, «довел до ума» свои «Кактусы», окончательно оформил корзинку «У озера» и создал «Плетень». Последний доделывал уже перед новогодними праздниками, а точнее перед Днем Рождения супруги - 29 декабря Алексей преподнес Ольге «Плетень» в подарок.
В кругу друзей это событие быстро обросло слухами, что увидев презент, Ольга расстроилась, потому что ожидала от мужа в подарок на День Рождения что-то более утилитарное – колечко, французские духи или модную кофточку. Отец, со свойственным ему чувством юмора, сам не раз в интервью раздувал эту тему, что вызывало отчаянные мамины протесты и просьбы «не публиковать». Кто-то не удержался, и история все равно просочилась в СМИ.
Все эти слухи мама горячо отрицает. А от себя напомню, что крупные произведения Алексей Зеля начал делать только с переходом на «Хроматрон». «Плетень» - всего лишь шестая по счету композиция в творчестве художника (корабли и корзины по «госзаказу» не в счет). Супруга явно не ожидала получить подобное великолепие в подарок и, скорее всего, просто растерялась.
К тому же, если и вправду, любимой женщине «Плетень» не понравился, стал бы мастер на каждый следующий День Рождения преподносить ей свои творения? За годы совместной жизни у Ольги собралась собственная коллекция произведений мужа, что породило еще одну шутку для журналистов от Алексея Зеля: «И развестись теперь не могу – половина выставки принадлежит жене».
продолжение следует…
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: