Найти тему
Закреплено автором
Стекло Алексея Зеля
Загадки «Музея стекла»: 7 коротких историй о шедеврах Алексея Зеля, представленных в Калуге
966 · 1 год назад
Стекло Алексея Зеля
Выставка «Волшебный мир стекла» Алексея Зеля в Егорьевском историко-художественном музее
373 · 1 год назад
Непростой 1985 год в жизни и творчестве Алексея Зеля
По уже сложившейся в этом блоге традиции, в начале года я делаю обзор событий 40-летней давности в жизни и творчестве моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля. Сегодня мы с вами перенесемся в 1985 год и узнаем каким он был для нашего мастера. 80-е годы – самые плодотворные в творческой карьере Алексея Зеля. Просиживая за своей горелкой в мастерской на заводе «Хроматрон» по 12 часов в день, он успевал сдавать и ежемесячные правительственные заказы, и трудиться над формированием собственной коллекции...
287 читали · 2 недели назад
«Зимнее утро. Горностай». Мимолетная встреча, застывшая в стекле
Сегодня мы с вами продолжаем изучать стеклянное произведение моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля «Зимнее утро. Горностай». Я обещала рассказать вам историю создания этой вещи. Приглядитесь к стеклянной скульптуре. Маленький хищник выглядит как живой – только что он расправился с птичкой и сытно пообедал, но внезапно услышал тревожный шум, напрягся и насторожился. Еще секунда и он скроется с глаз, юркнет в заросли тростника. Именно таким его увидел молодой Алексей Зеля. Как мимолетное...
1 месяц назад
Стеклянное чудо: «Зимнее утро. Горностай» Алексея Зеля
Композиция «Зимнее утро. Горностай» Народного Художника России Алексея Зеля одна из самых запоминающихся и любимых у наших зрителей. Эта стеклянная скульптура появилась на свет в 1984 году и относится к раннему периоду творчества мастера, хотя, глядя на нее и не скажешь, что она чем-то уступает более поздним «зрелым» творениям. Когда просят назвать мою самую любимую работу Алексея Зеля – я всегда говорю о «Горностае». Хотя выделить любимую вещь из коллекции довольно сложно, ведь за эти годы все папины произведения для нас с мамой стали близки как члены семьи...
146 читали · 1 месяц назад
«Лиса и виноград» в искусстве. Изучаем работу русского умельца Алексея Зеля
В прошлой статье я обещала подробно рассмотреть произведение моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля «Лиса и виноград» с точки зрения композиции и технических особенностей. Итак, продолжим. Если перед искусствоведами будущего встанет задача определить примерный возраст вновь обретенного произведения Алексея Зеля (а такое весьма вероятно, ведь половина от созданного мастером-кварцедувом в те годы шла в частные коллекции «сильных мира сего»), то ориентироваться следует на следующие приметы: А теперь рассмотрим нашу композицию...
3 месяца назад
«Лиса и виноград» Алексея Зеля. Басня дедушки Крылова, отлитая в хрустале
Написание этой статьи я все откладывала «на потом», но вот уже ноябрь подходит к концу и выходит, что отступать мне больше некуда. Ведь в планах на этот год у меня обозначены еще две большие темы о двух изумительных произведениях 1984 года, входящих в число лучших в коллекции Алексея Зеля и горячо любимых, как самим художником, так и его зрителями. Это «Лиса и виноград» и «Горностай», отмечающие сорокалетний юбилей. Поясню, с чем связано мое замешательство. Обычно на встречах с поклонниками творчества моего отца, я говорю, что про каждую его работу я могу рассказать отдельную историю...
3 месяца назад
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ АЛЕКСЕЯ ЗЕЛЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ, 1997 г. В 90-х, как у нас появилась видеокамера, брали ее с собой на все передвижные выставки. Правда снимали в основном то, что было интересно нам, а не то, что могло бы пригодиться в будущем. В городах встречающая сторона проводила для нас экскурсии по музею, городу и окрестностям. Приглашали в гости, либо устраивали банкет - вот этого на пленках много. И лишь мельком засняты готовые экспозиции, сборка и перевозка экспонатов, церемония открытия. Часто бывало и так, что мы готовили выставку и вечерним поездом уезжали домой, а открывали ее уже без нас. Снимали на камеру Sony, с маленькими видеокассетами 8 мм. Просматривали обычно, подключив камеру к телевизору, видеоплеер такие кассеты не примал. Потом камера сломалась, видеокассеты затерялись. Недавно мама откопала их на балконе и мы решили отдать в оцифровку. Смотрим и многое не узнаем, не помним не то что имен, даже лиц. Многое выпало из памяти начисто! Удивительное чувство - вроде видишь себя на экране, а где это, кто эти люди вокруг - не имеешь представления)))) Конечно, огромное удовольствие для нас с мамой снова увидеть папу. Все эти кассеты мы смотрели раньше от силы два раза, а что-то вообще не пересматривали, так что для нас эта находка равноценна тому, будто откопали клад! Ведь ко всему прочему там засняты и турпоходы с друзьями, и папины родители, и домашние праздники, и строительство дома. Буду постепенно делиться с вами самым интересным из пополнившегося семейного архива. На этом отрывке открытие выставки в Ростове-на-Дону в 1997 году. Я там многое вырезала и оставила только слова, которые сказал художник-ювелир Евгений Говорухин. Многие мне пишут, что впервые увидели выставку Алексея Зеля именно в Ленинграде, как и Евгений Николаевич, и что именно она произвела самое сильное впечатление и запомнилась на долгие годы.
4 месяца назад
Шедевры из стекла Алексея Зеля глазами искусственного интеллекта
Пару лет назад я запрашивала ИИ предложить свою версию работ моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля. В тот раз все произведения, что я ему подгружала, он переделывал в вазы, бокалы и другие привычные в быту стеклянные изделия. Скукота и ничего общего с оригиналом. Попробовала снова. Смотрю, за два года он уже неплохо подучился! Больше фантазирует, додумывает… Предлагает много разных вариантов. Стал различать некоторых животных - например, узнал лису и пингвинов, а вот горностая пока видит то собакой, то птицей...
2042 читали · 5 месяцев назад
Путешествия художника Алексея Зеля и их отражение в его творчестве
Говорят, из каждого путешествия возвращаешься другим человеком. Да что там говорят, я и сама знакома с этим фактом на личном опыте. В понедельник мы с мамой вернулись из отпуска – снова ездили на Дальний Восток. Я побывала там во второй раз, а для мамы этот визит стал шестым по счету. Впервые она посетила Приморье студенткой, проходила практику на биостанции в поселке Авангард. Следующие три путешествия состоялись в 90-е - ездила в отпуск вместе с папой. Тогда эта территория считалась приграничной зоной и для туристов была закрыта, им оформляли пропуска...
103 читали · 6 месяцев назад
Сюжеты любимых книг в творчестве художника по стеклу Алексея Зеля
Я уже коснулась этой темы в своей прошлой публикации, когда писала про сказочных драконов*. Закончила абзац и подумала, что о книгах хочется рассказать больше, ведь для всего нашего семейства Зеля чтение - большая любовь. Чтобы данный материал не получился слишком личным (а для кого-то даже скучным), по ходу своего рассказа раскрою еще одно неизвестное произведение художника-стеклодува. Папа с детства много читал, из одних книжек про животных, что хранятся у нас дома, можно составить отдельную библиотеку...
6 месяцев назад
Как в хрустальной сказке Алексея Зеля появились драконы
Цикл о стеклянных драконах хочу завершить размышлениями на тему «а что подтолкнуло Алексея Зеля к созданию серии?» Точного однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, только домыслы. Отец обычно отшучивался: «Потому что я веселый человек!» Думаю, здесь многое сложилось. И веселый нрав художника, и его любовь к животным, интерес к фантастическому жанру в литературе, особенности кварцевого материала. А еще, наверняка, гороскопы. ДРАКОН В КАРМАНЕ Когда Алексей Зеля трудился кварцедувом на заводе...
164 читали · 6 месяцев назад
Знакомьтесь: Вася - дракончик из Москвы! Малоизвестный стеклянный дракон Алексея Зеля
Посетителям «Музея стекла Алексея Зеля» наверняка запомнились веселые дракончики – они никого не оставляют равнодушными. Совсем недавно я рассказывала историю их создания на видео (прикреплю ниже). В Калуге их три – «Игрун», «Поздравляю с 8 Марта» и малыш «Теннисист». Еще одного представителя этой серии можно увидеть в коллекции Егорьевского историко-художественного музея. В общем счете на публике представлены четыре фигурки. А ведь существует еще один, пятый стеклянный дракон, о котором мало кто знает (ну разве что подписчики моего блога, потому что однажды я упоминала его в обзоре)...
7 месяцев назад
ПОЧЕМУ АЛЕКСЕЙ ЗЕЛЯ НЕ БРАЛ УЧЕНИКОВ. На прошлой неделе я писала о том, у кого учился Алексей Зеля. Очень частый вопрос, который отцу задавали журналисты во время интервью и посетители выставок – А есть ли «школа Зеля»?» «Школы» не было, отец не брал учеников. Кварцедувному ремеслу обучил только меня, да и то, взял к себе на работу, потому что так сложились обстоятельства. Он всегда отвечал, что не берет учеников по трем причинам: - во-первых, на то, чтобы учить, надо свободное время, которого на реализацию своих идей катастрофически не хватало. Работа опасная, в огне, соблюдая технику безопасности, нужно буквально стоять по правую руку и контролировать каждое движение ученика; - во-вторых, если брать ученика «с нуля», в первую очередь его нужно научить ремеслу кварцедува. Не факт, что ученик проявит необходимые для мастера способности, а на обучение уйдет несколько лет. Затем раскрыть в нем художника. Во мне, например, художник не раскрылся. Только подмастерье. Вообще не понятно, как эта «школа» могла быть организована – брать готового кварцедува (да где его возьмешь? профессия редкая…) и делать из него художника? Без художественного таланта – бессмысленно. Брать художника и делать из него кварцедува? Возвращаемся к началу – а если ремесло «не пойдет?». Короче говоря, и то, и то, не даст гарантированного успешного результата. А тут ещё и самое банальное: - в-третьих, ученикам нужно выписывать хотя бы небольшую стипендию. Организовать рабочее место, горелку, подвести газ и кислород. За все это нужно платить. Лишних денег у Алексея Зеля никогда не было. Все, что заработал на трех первых громких выставках в Москве, Ленинграде и Киеве (там миллион человек прошло) – у него забрал кооператив. Говорили, что на эти деньги оплачивается его мастерская и вообще, лучше бы не совался в финансовые дела: «художник должен быть голодным». Коллеги покупали машины-квартиры, а ему выписали премию – хватило на импортный видеомагнитофон. Дом с мастерской тоже строил не на доходы от выставок. Это копейки! Те, кто пишет мне в отзывах, что «200 рублей за вход на выставку дорого», даже не представляет, сколько остается от этих 200 рублей, за вычетом всех расходов. В иные года, счастливы были, что «вышли в ноль» и никому не должны. Строил дом, продавая свои произведения. В нем все от фундамента до черепицы «из хрусталя». Сколько прекрасных произведений мы с вами никогда не увидим, сколько идей осталось нереализованными! Печальная правда жизни. Как вы понимаете, в этот период тоже было не до учеников. А когда вышел на пенсию, силы были уже не те. Возможно, и согласился бы учить, если кто-нибудь организовал эту «школу», а отцу оставалось бы только приходить и передавать свои знания. Но никто подобной инициативы не проявил, хотя разговоров было много. Вот почему уникальный в своем роде мастер-кварцедув, Народный Художник России Алексей Зеля многие свои секреты, в том числе и формулы цветного стекла, так никому и не передал.
8 месяцев назад