Продолжу свой рассказ о стеклянной композиции моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля, под названием «Плетень». В первой части истории я писала о том, какие мотивы побудили мастера к созданию данного произведения, сегодня речь пойдет о технологии.
Самый частый вопрос, который задавали Алексею Зеля (а теперь нам с мамой, как хранителям его коллекции) звучит так: «как это сделано?». Действительно, на базе общих представлений о стеклодувном ремесле, сложно представить, как из расплавленного шара можно выдуть эти тонкие колоски, паутинки, нежные цветы, трепещущие крылышки бабочек.
Правда, находятся и такие, которые «додумываются» и даже берутся объяснять это другим. Например, на Ютубе гуляет довольно продолжительный по времени ролик, в котором молодая блогерша, стоя на фоне произведений Алексея Зеля в калужском музее, объясняет, как автор делал свои изваяния. В качестве наглядного материала она показывает фотографии стеклодувных цехов с печами, в которых мастера надувают пузыри из расплавленных заготовок.
Ее ошибка в том, что перед тем, как строить свои суждения и записывать ролик, нужно было внимательно изучить исходный материал художника. Ведь стеклодувы работают с обычным стеклом, а Алексей Зеля – с кварцевым. Оно тугоплавкое (t плавления ~2000 градусов), поэтому для его обработки не используют печи и выдувные трубки, здесь требуется другое оборудование.
Может запутать и терминология. Специалисты, работающие с кварцевым стеклом, по ОКС называются кварцедувы. Хотя по факту они ничего не дуют, а трудятся на мощном газосварочном оборудовании, проще говоря - за горелкой. Если вы пропустили это видео, посмотрите для лучшего понимания процесса:
С помощью специальных насадок – одуванов – струю пламени горелки можно менять от широкого мощного потока в пару пальцев толщиной, до тонкого резца, позволяющего выполнять крошечные ювелирные элементы, вроде стеклянной паутинки.
КАК СОЗДАВАЛСЯ «ПЛЕТЕНЬ»
«Плетень» появился на свет в декабре 1983 года. В тот период в распоряжении Алексея Зеля были следующие материалы: трубки и штабики (стержни) прозрачного кварцевого стекла, трубочка белого, несколько кусочков глухого буро-красного и желтого полупрозрачного кварца, выменянных на самую конвертируемую в ту пору валюту - спирт.
Вот и все, что потребовалось Алексею Зеля для создания «Плетня». Плюс художественный замысел, умелые руки, технические находки, ну и оборудование, конечно. Помимо горелки, он использовал отрезной станок с алмазным диском (он есть на видео Александра Бурова). Диски у таких аппаратов сменные, одни помогают нарезать заготовки, другие обточить, третьи – сделать насечку.
Рассматривая фотографию «Плетня», вы можете разглядеть, что его прутья сделаны из выгнутых и сваренных между собой стеклянных стержней с насечкой, имитирующей узор древесины. Листья вьюнка и крылышки бабочек вырезаны из прозрачных трубок, затем на том же станке на них нанесен рисунок прожилок, который после заплавлен на горелке до прозрачности.
Свою «фирменную» наборную основу для композиций Алексей Зеля придумал ближе к 90-м, до этого с базой у него возникали сложности. Отец экспериментировал с разными вариантами подставки – использовал листовой кварц, куски оплавленного стекла, нарезанные кольцами трубки разных диаметров. Для этого изваяния он взял те же стержни, что и для прутьев плетня, нарезал их на плоские цилиндры, а затем спаял между собой.
Такие простые операции, что даже немного обидно, правда? Неужели так просто рождается стеклянное чудо, спросите вы. Друзья мои, все знают семь нот, но только Чайковскому удалось сложить из них волшебные мелодии «Щелкунчика». Чтобы создать что-то подобное шедеврам Алексея Зеля, нужны не только умелые руки мастера, но и талант художника.
К тому же я еще не написала про самое главное – финальную сборку композиции.
Все элементы подготавливаются отдельно, а затем сплавляются между собой на максимальном режиме горелки. Сложность сборки состоит в том, что сделать все нужно за один раз, не допуская охлаждения изделия и образования белого налета (при плавлении часть кварца выгорает и ложится на холодные участки некрасивой мутной пленкой).
Финальный отжиг в печи, применяемый в стеклоделии для того, чтобы снять напряжение в материале и избежать трещин и разрушения в дальнейшем, для таких произведений, как у Алексея Зеля невозможен, поэтому мастер был обязан поддерживать температурный режим, непрерывно поворачивая изделие в огне, чтобы отжиг велся параллельно со сборкой.
Это физически сложный мужской труд, который художник выполнял стоя. На сборку он закладывал целый день, заранее предупреждая, чтобы его не беспокоили и не отвлекали. Надевал легкую рабочую одежду, наушники или беруши (ведь все это сопровождалось жарой и грохотом вытяжки), ставил рядом питьевую воду.
Пока я работала с папой в мастерской, не раз наблюдала этот процесс. Длился он пять, шесть и более часов. И каждый раз мне казалось, что творится какая-то магия. Отец будто входил в поток огня, становился его частью. И я, и наш макетчик Борис Петрович, который занимался техническим обеспечением папиных выставок, могли часами стоять позади, завороженные этим чудом созидания. Кварцевое стекло – материал особой чистоты и прозрачности, прекрасный светопроводник, чем больше деталей добавлялось к художественному произведению, тем сильнее оно светилось.
Почему мы ни разу не сняли это на видеокамеру? Слишком ярко – это как снимать солнце. Мы могли смотреть на это только через темно-синее стекло, на технике того времени зафиксировать процесс не получалось. Вот если я доживу до технологий, отцифровывающих человеческие воспоминания, тогда все смогут увидеть те самые две вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь и работу профессионала, в роли которого будет выступать мой отец Алексей Зеля, создающий свой очередной шедевр.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: