ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Псалом 103, песнь хвалы и благодарения, похож на предыдущий тем, что начинается и заканчивается прекрасными словами “Благослови, душа моя, Господа”. Однако он иначе выражает славу и величие Бога — через сотворение Им мира и обеспечение его существования.
Величественный гимн хвалы Богу, псалом от начала до конца написан возвышенным и колоритным языком. Его можно назвать поэтическим комментарием к главе 1 Бытия.
Мы не знаем, кто автор псалма, когда он был написан и для какой цели его использовали. Мы предполагаем, что его написал Давид, автор предыдущего псалма, потому что в нем появляется тот же рефрен. Однако однозначно об авторстве мы ничего не можем утверждать.
Псалмопевец возвещает Божью славу, в первую очередь явленную в окружающем нас мире. Возвышенные мысли о Боге выражены конкретно и в высшей степени образным языком. Автор считает, что Его слава должна всем на земле внушить благоговение. Он уверен, что всякий, стоит ему только открыть глаза, увидит Божье величие.
I. В СОТВОРЕНИИ (ст. 1-9)
Божья дивная слава отражена в Его творении. По сути, псалмопевец говорит: “Подумайте о Его созидательной деятельности в начале, и вас поразит Его слава!”
“Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славой и величием; Ты одеваешься светом, как ризой, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоей колесницей, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий” (ст. 1-4).
Как и псалом 102, этот псалом обрамляют призывы восславить Бога. Автор обратил свое сердце к Богу и призывает себя поклоняться Богу так, как Он того заслуживает. После этого он тут же прославляет Его величие, Его славное великолепие, Его созидательную силу и Его владычество (ст. 1-4).
В первой части псалма автор пересказывает деяния Бога при сотворении мира, соблюдая, в целом, тот же порядок, в каком повествование ведется в первой главе Библии. Начав с сотворения света, он заканчивает сотворением человека. В стихе 2 псалма появляется свет, упомянутый в Быт. 1:3. В стихах 6 и 7 описывается толща воды, покрывавшей всю землю, и последующее появление суши, о которых идет речь в Быт. 1:2, 9. Стих 14 ссылается на произрастание зелени и травы, упомянутое в Быт. 1:11, 12. День, ночь и деление времени на месяцы, о которых мы узнаем в Быт. 1:14-18, упоминаются в стихе 20.
Немногословно, но как прекрасно псалмопевец говорит о чудесах атмосферы и неба, суши и океана, солнца и луны, о животных, обитающих в огромном море. Он восхищается ручьями и полями, утоляющими жажду и питающими человека, животных и птиц.
В своем поклонении он говорит, что Бог облечен в свет, — символ истины и праведности во всей Библии (1 Тим. 6:16; 1 Ин. 1:5). Он описывает, как Бог Своей силой сотворил мир. Первыми были сотворены небеса, затем — основания земли. Наконец были созданы воды. Средствами еврейской поэзии и символики он пишет, как Бог простирает небеса, словно человек покрывало, и закладывает в воде над небесной твердью основы Своих чертогов. О Божьем владычестве он образно говорит, что Он едет на облаках и шествует на крыльях ветра.
Стих 4 этого псалма цитируется в Евр. 1:7, где нам говорится, что ангелы являются служителями Христа: “Об ангелах сказано: «Ты творишь ангелами Своими духов и служителями Своими — огонь пылающий»”. Слово “ангелы” можно перевести как “вестники”. Божья сила проявляется в том факте, что ангелы постоянно исполняют Его распоряжения. Поскольку Иисус является частью Божества и сотворил все сущее, то следующие слова применимы и к Нему.
“Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки веков. Бездной, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От гнева Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, который не перейдут, и не возвратятся покрыть землю” (ст. 5-9).
Слова о том, что Бог поставил в пространстве основание земли, образно передают ту мысль, что Бог заставил землю вращаться по своей орбите. Он сотворил ее частью солнечной системы. Эти основания земли, говорит он, будут стоять вечно — то есть до тех пор, пока не осуществится предвечное Божье определение для них.
Стихи 6-9 повествуют о созидательной работе в третий день (Быт. 1:9, 10). Вода покрывала всю землю и окружала ее, как одежда покрывает тело. Воды стояли выше гор, но, повинуясь голосу Творца, они собрались в океаны, чтобы появилась постоянная суша. Бог сказал, и на поверхности земли появились горы, долины, возвышенности и впадины. Слово Божье заставило измениться всю поверхность земли. В соответствии с великим предназначением Божьим водам были поставлены постоянные пределы, хотя Он временно убрал их на период Потопа. Пределы, о которых здесь говорится, — это, вероятно, океанские ложа, которые Бог приготовил, чтобы содержать в них большую часть воды на земле.
Где мы видим Божью славу? Псалмопевец говорит, что мы видим ее в сотворении мира. Каждая частица Его творения являет нашему взору славу и величие Бога.
II. В ПРИРОДЕ (ст. 10-30)
Божья слава обнаруживается также и в том, как Он поддерживает жизнь в мире природы. Упорядоченность жизни вокруг нас является результатом непрестанной Божьей деятельности.
“Ты послал источники в долины, между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей подают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля” (ст. 10-13).
С высот величественного описания Божьей творческой активности (ст. 1-9) псалмопевец спускается к славе Его ежедневной предусмотрительной заботы. Бог делает землю плодородной, снабжая ее источниками вод и дождем со Своих высот. В результате Его заботы земля приносит щедрые плоды, давая питье и места обитания зверям и птицам и обеспечивая жизнь всей земле.
“Ты взращиваешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются деревья Господа, кедры ливанские, которые Он насадил. На них гнездятся птицы...” (ст. 14-17).
Стих 15 упоминает главные сельскохозяйственные культуры древней Палестины: виноград, маслины и зерно. Они обеспечивали людей основными продуктами потребления: хлебом, маслом и вином (Втор. 24:19-21). Хлеб давал пищу, а вино — ежедневное питье. Масло использовали для приготовления еды, душистых косметических средств и увлажнения кожи; кроме того, оно служило в качестве медицинского препарата и горючего для светильников.
Бог обеспечивает растительностью, которая дает жизнь животным, птицам и человеку. Он заставляет расти деревья, которые, в свою очередь, дают жилище для птиц. Поскольку эти деревья растут без участия человека и о них заботится природа, то они — “деревья Господа”.
“Высокие горы — сернам, каменные утесы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и наступает ночь: во время нее бродят все лесные звери, львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на... работу свою до вечера” (ст. 18-23).
Каждому Своему творению Бог определил место обитания: деревья — птицам (ст. 17), горы — сернам (ст. 18), утесы — зайцам (ст. 18). Бог не только несет ответственность за моря, ветры и облака, но также дает пищу и питье каждому животному. Животные едят зелень и траву, берущую воду из рек и источников (ст. 10), которые, в конечном итоге, пополняются водой с небес.
Определенная упорядоченность характеризует землю с ее естественными процессами, работающими, как часы, на благо всего сущего. Смена дня и ночи обеспечивает жизненный ритм как для человека, так и для животных.
Всякое животное имеет не только свою среду обитания, но и свое время, чтобы охотиться и прятаться (ст. 20-22). Человек тоже вписывается в Божий тщательно продуманный замысел, работая, в основном, в дневное время суток (ст. 23).
“Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем” (ст. 24-26).
Весь естественный мир демонстрирует мудрость Господа. Земля полна Его богатств. Жизнь несметных морских обитателей зависит от той пищи, которую Господь дает в нужное время. Морская ширь угадывается в кораблях и огромных морских тварях, которых оно питает. Левиафан (ст. 26) — это, возможно, крокодил.
“Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли” (ст. 27-30).
Не только морская жизнь, но и все твари уповают на Бога, зависят от Него. По Божьей ежедневной щедрости питается каждая тварь, живущая по Его милости и умирающая, когда Он отнимает ее дыхание. Бог управляет не только жизнью; смерть тоже приходит по Его воле (ст. 29). Смерть — такая же часть высшего замысла для мира, как и жизнь.
Да, о Божьей славе свидетельствует Его творение, но мы можем видеть ее также и в том, как Он изо дня в день поддерживает жизнь. Он следит за тем, чтобы мир существовал без сбоев, давая пищу, места обитания и обеспечивая жизненный ритм. Исследуя, что происходит внутри нас, вокруг нас или в море, нельзя не воздавать славу и хвалу Источнику этого всего.
III. В ЕГО ПРАВЕДНОСТИ (ст. 31-35)
Кроме того, Божья слава обнаруживается в Его праведности. Он не просто Бог силы, но также Бог истины и верности.
“Да будет Господу слава вовеки, да радуется Господь делам Своим! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам — и дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя... Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуйя!” (ст. 31-35).
Прекрасны и величественны Божьи дела, и поэтому мы естественно хотим постоянной демонстрации Его славы. Пусть Бога веселит и радует земля, которую Он сделал, и человечество, которое Он сотворил. Пусть будет благоприятен Ему человек и да не разочарует он Его так, как тогда, когда Он послал потоп. Земля понимает, кто такой Бог, и дрожит пред Ним, ибо от одного только прикосновения Его руки могут возгореться горы. Он заслуживает того, чтобы Его почитали и прославляли.
Зная Господню любовь, силу и славу, мы должны страстно желать поклоняться Ему всю свою дальнейшую жизнь. Мы должны поклоняться Ему всем нашим существом. Автор хочет восхвалять Бога непрестанно и до конца своих дней.
Фраза “Да будет благоприятна Ему песнь моя” в Современном Переводе переведена словами “Пусть сделают Его счастливым мои песни”. Как и в псалме 18:15, автор молится, чтобы его помыслы были благоугодны Богу (ст. 34). Помыслы о Боге приятны для души, но Ему приятны и угодны правильные помыслы.
Мы можем славить Бога признанием Его удивительных дел и покорностью Его праведности. В симфонии природы есть лишь один диссонанс: грех. Псалмопевец страстно желает, чтобы люди избавились от дисгармонии беззаконности (ст. 35). Он молится, чтобы на Божьем творении больше не было пятна — греха и грешников. Он хочет, чтобы земля обрела духовное единство, избавившись от губительности греха.
Можно ли осознавать великую Божью силу, славу и праведность так, как псалмопевец, и не испытывать желания восхвалять Его? Свой замечательный гимн он заканчивает так же, как и начал: “Благослови, душа моя, Господа”.
Последний призыв “Благослови... Господа!” не может не закончиться возгласом “Аллилуйя” (евр. [Х]аллилуя[х]). Халлилу означает “славьте”, а “Ях” — это сокращенная форма имени “Яхве”. После этого первого появления слова [Х]аллилу-я[х] в Псалтири мы его вновь видим в 104:45; 105:48 и перед перед 1-м стихом в псалмах 105, 111 и 112. Именно эта форма слова, помимо Псалтири, не встречается более нигде в Библии [в 1 Пар. 16:36; Отк. 19:1, 3, 4, 6, где в русских переводах Библии встречается слово “Аллилуйя”, употреблены другие формы этого слова].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Божью славу мы видим в Его сотворении и поддержании мира, а также в Его праведности. Учитывая, что автор наблюдал над собой, вокруг себя, внутри себя и в Божьей сущности, он, наверное, поразился бы, если бы встретил человека, который не хотел бы “благословить” Господа. Все на земле должны стоять в благоговении перед Божьей славой.
Псалом 103 взял нас с собой в удивительное путешествие размышлений о Боге. Мы видим Его в качестве великого Творца. По Его слову возникла земля, галактики и просторы вселенной. Он снова заговорил, и сотворился свет. Он создал день и ночь, месяцы и времена года. Он отправил воды в океанские ложа и велел им оставаться там. Он окружил землю куполом атмосферы.
Бог есть Живитель всего Им сотворенного. Он не только создал все на свете, но также руководит, управляет, заботится обо всем. Он дает нам пищу, воду и воздух. Он сохраняет, поддерживает и восстанавливает Свою землю. Размышляя над праведностью Бога, мы осознаем, что Он несовместим с грехом. Грех, являясь пятном на Его творении, должен быть удален из Его мира и из нашей жизни.
В конце нашего путешествия-размышления автор просит нас вместе с ним восславить Бога. Думая о Божьем творении, мы не можем не воскликнуть: “Аллилуйя”!
Что нам делать с пятном греха на Божьем творении в ответ на размышления о Его славе? Мы можем позволить Ему очистить нашу жизнь от греха, славя Его за то, кем Он является, и за то, что Он сделал. Восхваляя Бога и рассказывая другим о Его величии и славе, мы демонстрируем высочайшие взлеты человеческого духа. Давайте же, делая и то и другое, поднимемся к истинному величию.