ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Псалом 104 — не только хвалебный, но еще и исторический; он указывает на уроки истории, чтобы духовно ободрить Божий народ. К аналогичным историческим псалмам относятся также псалмы 77, 106, 113 и 135.
Часть псалма 104 (ст. 1-15) мы находим также в 1 Пар. 16:8-22. Там Давид восхваляет Бога при внесении ковчега завета в Иерусалим. Это единственный имеющийся у нас ключ к авторству псалма.
В этой части псалма выделены две главные темы: восхваление Бога за Его чудесные дела и Божье провидение в истории. Два ключевых слова — “Он” и “Его”. В фокусе — Божьи дела в жизни Его народа. Если предыдущий псалом подчеркивал деятельность Бога в сотворении и обеспечении существования естественного мира, то здесь демонстрируется верность Бога завету, который Он заключил с Авраамом. Прослеживается история Израиля от Авраама до завладения Ханааном.
Целью этого псалма, без сомнения, было прославление Бога. Он начинается и завершается восхвалением.
“Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его, вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иаковлевы, избранные Его. Он — Господь Бог наш: по всей земле суды Его” (ст. 1-7).
Псалом открывается целым рядом повелений: “славьте”, “призывайте”, “возвещайте”, “воспойте”, пойте”, “поведайте”, “хвалитесь”, “да веселится”, “ищите” и “воспоминайте” (ст. 1-5). Все эти слова подчеркивают желание автора убедить читателя поклоняться Богу и славить Его.
Мы должны помнить главную истину, раскрываемую в псалме: Бог не забыл Свой завет со Своим народом (ст. 5). В начале и конце исторической части содержится утверждение, что Бог вспомнил святое слово Свое, которое Он дал Своему рабу Аврааму. Вот суть этого Божьего обещания: “Тебе дам землю Ханаанскую” (ст. 11). Основная часть псалма прослеживает события от Авраама, первым получившего это обещание, до его исполнения при Иисусе Навине (ст. 42-44). Единственное, на чем не останавливается автор, — это события, связанные с горой Синай и передачей закона. Однако Моисей и закон вскользь упоминаются в стихах 26 и 45.
Сдержит ли Бог Свое обещание? Давайте проследим, как автор по ходу псалма отвечает на этот вопрос.
I. ОН СДЕРЖАЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ АВРААМУ (ст. 8-15)
Бог заключил с Авраамом важный завет (Быт. 12:1-3). Чтобы подчеркнуть Свое обещание, Он употребляет четыре глагола первого лица единственного числа будущего времени (“укажу”, “произведу”, “благословлю” и “возвеличу”). Сдержал ли Бог Свое обещание? Мы без труда можем увидеть, что сдержал.
“Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку; и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «Тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла»” (ст. 8-15).
В стихе 15 патриархи названы “помазанными” и “пророками”. Хоть они и не написали ни одной из вошедших в Библию книг, в свое время они были избранными провозвестниками живого Бога.
II. ОН СДЕРЖАЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ ИЗРАИЛЮ (ст. 16-24)
Божье обещание Аврааму должно было перейти к дому Израиля. Поэтому Бог повторил свое обещание Иакову, чье имя было изменено на Израиль. Внимательное изучение Бытия обнаруживает, что Бог сдержал Свое обещание.
“И призвал голод на землю, всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его. Послал царь и разрешил его, владетель народов, и освободил его; поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости. Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову. И весьма размножил Бог народ Свой, и сделал его сильнее врагов его” (ст. 16-24).
Бог пошел впереди Израиля и приготовил путь для него и его рода. Действуя в рамках провидения, Бог подготовил Иосифа для той роли, которую тот должен был сыграть в исполнении Его обещания Аврааму. Исторические факты показывают, что Бог послал Иосифа в Египет и поместил его в назначенное ему место и только после этого позволил наступить голоду (Быт. 37:25-28; 39:1—41:45). Все было подчинено водительскому провидению Божьему — сны Иосифа, заключенные в темницу виночерпий и хлебодар, а также фараон. Даже ревность братьев Иосифа и лживый язык жены Потифара Бог использовал для того, чтобы осуществить Свой замысел в отношении заветного народа.
В этом псалме приводятся некоторые подробности об Иосифе, которых нет в Бытии. В стихе 18 говорится, что Иосиф был закован в кандалы, которые причиняли боль ногам. Рабством и заточением Господь испытывал Иосифа. Его преданность в трудных обстоятельствах продемонстрировала его веру в Бога и верность праведным делам.
Верность Иосифа стала причиной того, что он был освобожден из тюрьмы и поставлен надзирателем над накоплением зерна в житницах. Он помог Египту подготовиться к голоду, о котором Бог поведал фараону во сне, истолкованном Иосифом. Подготовка Богом Иосифа и фараона была успешной.
Во время голода в Палестине Израиль со всем своим родом отправился в Египет. Благодаря тому положению, которое Иосиф занимал в Египте, израильтяне там преуспели и умножились. При жизни Иосифа фараоны относились к израильтянам как к почетным гостям.
Что же Бог делал в этих событиях? Он исполнял обещание, которое дал Аврааму и Израилю.
III. ОН СДЕРЖАЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ В ЕГИПТЕ (ст. 25-36)
Посмотрим, что было дальше. Сдержал ли Бог Свое обещание после того, как израильский народ был порабощен? Перешагнем через четыре сотни лет. Для израильтян наступила трудная жизнь. Что можно сказать об этом времени в истории? Выполнял ли Бог данное обещание?
“Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его. Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хама. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Превратил воду их в кровь и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб, даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы [вредители] во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил деревья в пределах их. Сказал — и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их” (ст. 25-36).
Живя ранее в благоприятных условиях, израильтяне выросли числом быстрее, чем египтяне, которые испугались, что израильтяне могут восстать и завоевать их. Египет превратил израильтян в рабов, но они еще более умножились (Исх. 1).
Все, что случилось с Израилем, произошло по Божьему провидению. Бог не искушает человека делать зло (Иак. 1:13), но, по Своему божественному предведению, Он использует склонность людей к греху для воспитания Своего народа и осуществления Своих целей.
И вот Бог посылает Моисея. Знамениями Его присутствия были чудеса, которые по Его воле могли совершать Моисей и Аарон. Бог готовил израильтян и египтян к уходу Израиля из Египта.
В псалме перечисляются восемь из десяти бедствий, описанных в Исх. 7—11, но в ином порядке. В начало списка псалмопевец ставит девятое бедствие, меняет местами третье и четвертое, опускает пятое и шестое. Возможно, наступление тьмы он упоминает первым (ст. 28) потому, что на египтян оно оказало самое сильное впечатление (Исх. 10:21-29).
IV. ОН СДЕРЖАЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ В ПУСТЫНЕ (ст. 37-41)
Как Бог поступил со Своим обещанием в пустыне? Уж не забыл ли Он Свой народ, когда привел его туда? Давайте посмотрим.
“И вывел израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. Обрадовался Египет исшествию их, ибо страх от них напал на него. Простер облако и покров им и огонь, чтобы светить им ночью. Просили, и Он послал перепелов и хлебом небесным насыщал их. Разверз камень, и потекли воды, потекли рекой по местам сухим” (ст. 37-41).
По Божьему провидению израильтяне ушли из Египта с полными руками золота и серебра — припасами, которыми снабдили их египтяне. Все время пребывания их в пустыне Бог чудесным образом заботился о них. Он демонстрировал Израилю Свою надежность и верность, исполняя завет, который заключил с Авраамом.
V. ОН СДЕРЖАЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ В ХАНААНЕ (ст. 42-45)
А в Ханаане сдержал ли Бог Свое обещание? Это главный вопрос, потому что обладание этой землей как раз и было тем обещанием, которое Бог дал Аврааму. Псалом 104 показывает, что Он действительно исполнил Свое обещание.
“Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселье, и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуйя!” (ст. 42-45).
Бог освободил Свой народ из рабства и дал им в наследие Ханаан. Возглавляемый Иисусом Навином израильский народ с радостными криками вошел в землю обетованную. Эти события произошли, говорит автор, во исполнение того обещания, которое Бог дал Аврааму.
Вспомнив, как Бог водил Израиль в пустыне, псалмопевец делает собственный вывод: причиной каждого Божьего чудесного деяния было то, что Господь помнил и исполнял обещание, которое Он дал Аврааму. И вот наступила кульминация псалма — исполнение обещания, что Ханаан, земля народов с плодами их труда, будет принадлежать Израилю.
Получая Господни благословения, Израиль увидел, что исполнилось обещание, которое Бог дал Аврааму. Его ответом на Божью благодать должно было стать смиренное послушание. Бог творит Свои чудеса в нашей жизни, чтобы породить в нас дух смирения и покорности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сдержит ли Бог данное обещание? Несомненно! Он возвестил Аврааму важное обещание, а затем повел дело к его исполнению через Свои отношения с Израилем, пребывание в Египте, странствия по пустыне и руководство Иисуса Навина. Очевидный урок для нас заключается в том, что можно не сомневаться: Бог держит Свои обещания и доводит до завершения Свои замыслы.
Память — замечательное свойство нашего ума. Она возвращает нас в прошлое и напоминает нам, что Бог сделал для нас в том далеком прошлом. Проведя нас “дорогой памяти”, псалмопевец показал нам, как Бог по Своему провидению исполнял завет, который Он заключил с Авраамом и его детьми.
Размышления о Божьей верности и о том, что Ему можно доверять, должны побудить нас к Его восхвалению. Цель псалма 104 — позволить истории Божьих отношений со Своим народом приводить людей к поклонению Ему. События прошлого говорят, что Бог верен, а это истинная сила верующих в Него. Оглядываясь на Божью благость по отношению к Своему народу в прошлом, мы уповаем на Его верность и восхваляем ее.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД