ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Следующий псалом Давида - один из наиболее известных. Клайв Льюис писал о псалме 18: “Я считаю его величайшим псалмом во всей Псалтири и одним из величайших лирических произведений в мире”.
Кажется, что слава Божья золотой нитью пронизывает этот псалом. В нем можно выделить три части: слава Бога, отраженная в Его мире (ст. 2-7), слава Бога, открытая Его Словом (ст. 8-12), и слава Бога, полученная Его слугой (ст. 13-15). У. Г. Скорджи отмечает: “Возьмите хоть Небеса, хоть Писания, хоть Душу, и вы окажетесь лицом к лицу с Богом. В Небесах отражена Его Слава, в Писании - Его Величие, а в Душе - Его Благодать”.
Нет ничего более возвышенного для верующего, чем принимать и излучать великую славу Божью. Давайте взглянем на Его славу сквозь призму этого псалма и затем посмотрим, как мы можем ее отражать.
I. НЕБЕСА: ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СЛАВЫ (ст. 1-7)
Первым о величии Бога нам говорит звездное небо, Его природное откровение. Давид с юных лет изучал небесные тела и размышлял над очевидными уроками, которые они преподают. Может быть, этот псалом был написан с первыми золотистыми лучами солнца, озарившими небо на востоке. Картину звездного неба перед рассветом сменила картина величия восходящего солнца:
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (ст. 2).
Проповедь, прочитанная молчаливыми свидетелями ночи, была конкретной: она красноречиво рассказывала о мудрости, силе, славе и благости Бога. Звезды не могли открыть волю Божью в отношении человека или рассказать, что Бог планировал для человека сделать на кресте, но они смогли поставить Давида на колени в удивлении и благоговении перед силой руки Божией и искусством Его разума.
«День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (ст. 3).
Эта весть о славе Божьей постоянно провозглашалась небесами. С миром людей постоянно говорили небеса с их великолепием дня и очарованием ночи, небесный свод с его необъятностью, яркими красками и красотой, дни с их светом, теплом и регулярностью и ночи с их покоем, торжественностью и прекрасными тенями. Перед людьми встает все это каждый раз, когда они обращают свой взор к небу или смотрят по сторонам, - двадцать четыре часа в сутки, 365 дней в году. Неразвитой ум может не замечать их какое-то время, но даже он не может оставаться равнодушным к ним всегда.
«Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» (ст. 4).
Эту небесную беседу не услышать. В солнце и звездах нет напыщенности или назойливости, но они нежно шепчут каждому сердцу непроизносимое откровение о существовании и великолепии Бога.
«По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (ст. 5).
Слава Божья провозглашается не для малой аудитории, а для всей вселенной, проходит по всей земле и будет звучать до тех пор, пока будут существовать небеса и земля. Эти небесные посланники заходят в каждую страну и никогда не отступят от своего долга рассказывать о славе Бога, пока их существование не прекратит та же рука, которая их сотворила.
«Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (ст. 5-7).
Один важный и выдающийся вестник блистателен и славен. Настолько выделяется этот глашатай Божьего великолепия, что Бог сотворил в безграничном пространстве над нами подобие шатра для его обитания. Солнце, восходящее каждое утро и движущееся по небу в своей таинственной красе, подобно молодому счастливому жениху, в сиянии и прекрасном одеянии выходящему из дома и отправляющемуся за своей невестой. Восходящее солнце подобно сильному атлету-бегуну - подготовленному, уверенному, жаждущему и решительно намеренному участвовать в состязании и доказать свою силу.
Солнце преданно и послушно следует курсом, указанным ему Богом. Его могущество и целительная сила чувствуются людьми от края и до края земли. Если кто-либо где-либо не поймет вести, возвещаемой солнцем, то солнце здесь не причем, его лучи благословляют всех.
Как можно не понять провозглашения Божьей славы небесами? Бог обращается ко всему миру с помощью дня и ночи, каждого часа, говоря нам, кто Он и что Он сотворил.
II. ПИСАНИЯ: РАСКРЫТИЕ СЛАВЫ (ст. 8-12)
Более полно слава Божья раскрывается в Писаниях, Его конкретном, вдохновенном откровении. Если слава, провозглашаемая Его миром, блистает Его величием и мудростью, то слава, явленная в Его Слове, еще больше блистает Его любовью и благодатью. Шесть обозначений используется, чтобы передать Его письменное откровение: закон, откровение, повеления, заповедь, страх Господень и суды Господни. Каждое из них представляет отличительный оттенок значения одной высшей идеи: Бог славы открыл Свою волю человеку в Писании.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу» (ст. 8).
Его письменное послание обладает качествами, которые раскрывают Его мудрость, любовь и совершенство. Как закон Господа - полный, безупречный и свободный от ошибок, - Писание предоставляет средства, с помощью которых душа может быть спасена, освящена и наставлена (1 Пет. 1:23; Ин. 17:17; 2 Тим. 3:16, 17).
«Откровение Господа верно, умудряет простых» (ст. 8).
Откровение, свидетельствующее о существовании воли Бога и долга человека, - это свидетельство Господа. Как таковое, Его откровение надежно, несет мудрость и понимание тем, кто необразован и неграмотен, но поддается обучению.
«Повеления Господа праведны, веселят сердце» (ст. 9).
Будучи обучающим откровением от Бога, оно содержит повеления и заповеди. Эти обязательства человеку нужно выполнять; но это не просто произвольное бремя, взваленное на человека Богом-тираном. Они были сформулированы из любви Господа к человеку и обращены к самым глубоким нуждам его души и жизни. Повиновение им дает чистую совесть и мир в душе, цель в жизни и счастливый кающийся дух.
«Заповедь Господа светла, просвещает очи» (ст. 9).
Так как Слово Божье носит обязательный характер, оно содержит многочисленные заповеди. Эти заповеди чисты, то есть в них нет примеси лжи или неточности. Они несут знание и понимание тем, кто читает их и следует им. Слово Господне, входя в душу человека, очищает его жизнь и просветляет его разум.
«Страх Господен чист, пребывает вовек» (ст. 10).
Его Слово зарождает уважение (страх) в душах тех, кто принимает его. Поэтому “страх Господен” употреблен как синоним “закона Господа”. Этот страх - это здоровое почтение, моральное уважение и вечный долг со стороны человека.
«Суды Господни - истина, все праведны» (ст. 10).
Слово Божье содержит Его решения, Его указы и Его постановления; таким образом, это Его суды. Поскольку они исходят от Бога праведного, являющегося судьей всей земли, то им можно доверять как истинным и полностью праведным.
«Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда» (ст. 11, 12).
Зная, что представляет собой Слово Божье, от кого оно пришло, обязывающий характер его содержания, силу изменять и спасать, которой оно обладает, человек может только оценить его как желанное сокровище, как дар Божий, который дороже самого чистого золота и слаще меда для изголодавшейся души. В то время, когда жил Давид, самым дорогим металлом считалось золото, а самой лучшей сладостью - мед. Эти образы говорят, что Божье Слово превосходит по ценности любой другой ценный предмет. Никакое другое послание не может принести такой постоянной музыки для души.
Слово Божье предупреждает Его слугу о том, что является неугодным Богу, а также какие награды ждут того, кто будет его соблюдать. Слово Божье - это удар грома и луч солнца, предупреждение и ободрение.
Итак, более удивительным, чем свидетельство славы Божьей небесами, является провозглашение Его воли в Писании. Солнце дает тепло, а Слово Божье дает свет и понимание; солнце дает жизнь физическую, а заповеди Бога - жизнь духовную.
III. СЛУГА: ПРИЛОЖЕНИЕ СЛАВЫ (ст. 13-15)
Размышления о природном откровении Бога и о Его особом откровении заставляют любого человека восхвалять Бога и пересмотреть свою собственную жизнь. Стоя в благоговении перед Богом, мы видим моральные обязательства жизни и осознаем необходимость уделять больше внимания слабым участкам нашей души.
«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего... Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой» (ст. 13-15).
Псалмопевец задает риторический вопрос: кто может беспристрастно судить свою собственную жизнь? Ответ очевиден: никто. Поэтому, как беспристрастный судья, необходимо Слово Божье.
Давид, исследовав свою душу, вынужден был взмолиться: “Очисти меня от моих скрытых грехов”. Хотя слово “грехи” (“от тайных моих очисти... и от умышленных удержи”) отсутствует в языке оригинала, оно подразумевается. Автора беспокоят скрытые в самой глубине души ошибки, которые он допустил, не думая и не осознавая, что он их совершает. Глаза видят грехи жизни, но не души. Бог же видит, что у нас на сердце, и мы должны просить Его об очищении.
Затем Давид говорит о грехе, которого больше всего боится преданный слуга: об открытом неповиновении. “Не допусти, чтобы мною правили гордость и осознанное неповиновение Твоему закону”, - говорит он. Слуга Божий нуждается и в ограничении, и в принуждении. Давид хотел быть непорочным, без намеренных прегрешений перед Богом. Непорочный человек - это тот, которого нельзя обвинить в намеренных грехах.
“Я хочу, - продолжает молиться Давид, - чтобы мои слова и мои задушевные мысли были всегда угодной жертвой для Тебя”. Он обращает свою просьбу к Богу, как своему убежищу, или твердыне, как своему избавителю, или Спасителю. Псалмопевец не просит, чтобы Бог одобрил его жизнь такой, какая она есть. Он просит о том, чтобы отточенное лезвие Божьего Слова сделало его благоуханным жертвоприношением, которым он хотел быть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы увидели, что слава Божья отражается в небесах, в Писании и в слуге. Природа, Писание и человек - это три главы одной повести, три угла зрения на одну и ту же тему. Бог создал мир и человека, вдохновил написание Своего откровения и пригласил человека служить Ему. Он выразил Свою мудрость и силу в сотворенном мире, передал Свои мысли в Писаниях и продолжает трудиться над осуществлением Своей воли в людях - все это в сочетании служит провозглашению Его неземной славы.
Что мы можем предпринять в отношении Его славы? Если окружающий нас мир появился в результате эволюции, если Писание - это только надуманные предположения о том, что есть истина, и если Иисус - это просто человеческая выдумка, то тогда все, о чем писал псалмопевец, есть не что иное, как заблуждение, написанное поэтическим языком и исполняемое под музыку. Ни один разумный человек не станет утверждать, что это так. Наш интеллект, наша совесть и наша способность думать заставляют нас согласиться с тем, что сказал псалмопевец. Мы знаем, что он написал истину.
Мы видим славу Божью в небесах и можем свидетельствовать о ней; мы знакомы с Писаниями достаточно, чтобы подтвердить их уникальную ценность. В свете этих фактов мы должны спросить себя: согласны ли мы, чтобы Писания исследовали и очистили нас, чтобы Божья слава могла отражаться в нас?