Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 102: КАК БЛАГОДАРИТЬ БОГА

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Как бы ни были наши сердца преданы Богу, порой мы должны заставлять себя делать то, что правильно. Часто бывает необходимо “проповедовать” себе. Странно, но это чаще всего касается нашего поклонения Богу. С помощью целенаправленных личных напоминаний и назиданий мы должны побудить себя к более искреннему, глубокому и благоговейному восхвалению Бога за Его доброту к нам. Представляется, что псалом 102 был написан именно с такой целью. Автор призывает себя и своих читателей со всей искренностью выразить благодарность Богу за то, что Он сделал для них.

Почти весь псалом 102 — это гимн чистого поклонения. От начала и до конца в нем выражается хвала Богу и благоговение пред Ним. Обрамляет его прекрасная фраза “Благослови, душа моя, Господа”. Этот псалом — искренний порыв благодарности и поклонения. Начинаясь на высокой ноте прославления, он развивается, переполняется чувствами и завершается на еще более высокой ноте восхваления.

Подзаголовок приписывает его Давиду, однако ничего определенного нельзя сказать относительно времени его создания или случая, по которому он был написан. В псалме слышны отголоски книг Иова, Исаии и Иеремии; возможно, Давид заимствовал у Иова, а Исаия и Иеремия — у Давида.

Псалом 102 — более общий и менее личный гимн, чем многие другие псалмы Давида, более универсальный, нежели просто личное выражение благодарности. Он идет от личного восхваления Бога (ст. 1-5) к всенародному (ст. 6-14), достигая кульминации в призыве воздать хвалу Богу ко всей вселенной (ст. 15-22).

Главная тема псалма — наш ответ на Божью благость. Нам говорится, как нужно благодарить Бога.

I. БЛАГОСЛОВЛЯЯ ЕГО ИМЯ (ст. 1)

Благодарность Богу мы выражаем хвалой Ему. Автор начинает с призыва к самому себе “благословить Господа” за все, что Он сделал для него.

“Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его” (ст. 1).

Слово “благослови” имеет два основных значения: “быть благословленным” Богом, то есть получить от Него благословения, и “благословить” Бога, то есть выразить свое преклонение перед Ним. Смысл первого значения — получить от Бога, а второго — дать Богу. Еврейское слово имеет широкий спектр дополнительных оттенков значения, который может включать оба эти действия. Как вдохновенный автор использовал это слово, обычно указывает контекст. В данном псалме оно означает восхваление и благодарение Бога.

Автор видел милости, которые Бог излил на него за его жизнь. В благодарность за них он велит своей “душе”, всему своему существу воздать хвалу Богу. Он хочет, чтобы всё внутри него (“вся внутренность” его) прославило Божье святое имя. Он просит все свои умственные и физические способности, всю силу своего духа в едином порыве возблагодарить Яхве.

Право же, мы ничего не можем сделать для Бога. Он никогда не бывает голоден, поэтому мы не можем выразить свою любовь к Нему, накормив Его. Он никогда не испытывает лишений и не нуждается в одежде, поэтому мы не можем выразить Ему свою благодарность, одев Его. Единственно как мы можем послужить Ему — это служить другим в Его имя. Мы можем прославлять Его, исполняя Его волю на земле, восхваляя и благодаря Его. Псалмопевец показывает, как в ответ на Божью благость нам следует восхвалять Его. Все его существо должно было восхвалять Бога за то, что Он сделал.

II. ПОМНЯ ЕГО БЛАГОДЕЯНИЯ (ст. 2-16)

Автор отвечает на Божью доброту также тем, что вспоминает Его благодеяния. О нем не скажешь, что он, признав факт благословений и восхвалив за них Бога, затем начисто забывает о них. Он уверен, что должен помнить о них всегда. Он хочет постоянно отдавать себе полный отчет в том, что все, чего он достиг, было даровано ему Божьей благодатью.

В поэтической форме стихи 2-5 звучат так:

“Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя” (ст. 2-5).

Повторив наказ самому себе “благословить Господа”, автор призывает себя “не забывать” Его искупительную любовь к нему (ст. 2). Он сознает, как опасно забыть, что ты являешься объектом Божьей благодати. В древности Израиль часто получал предупреждения: “Берегись, чтобы не забыл ты Господа...” (см. Втор. 6:12; 8:11). Несомненно, это указание означало нечто большее, чем просто помнить, что сделал Бог; понимание Божьей благости должно отражаться в том, чем и как человек живет.

Господни благодеяния, описанные в стихах 3-5, свидетельствуют о том, что псалмопевцу есть что помнить. Этот перечень может применить к себе каждый из нас. Что касается негативных моментов в его жизни, то он говорит, что Бог простил его дурные поступки и мысли (беззакония), избавил его от смертельных недугов и поднял из могилы отчаяния и смерти. Относительно позитивных моментов он говорит, что Бог ниспослал ему любовь и милость, увенчал щедротами, как прекрасной, изысканно украшенной короной. Много благословений послал ему Бог. Он насытил, удовлетворил его желание доброго. Псалмопевец видит нескончаемую Божью благость. Он благословлен силой юноши и орла. Юношеская энергия свежа и быстро обновляется, сила же орла в выносливости и мощи. Именно такие свойства имеет сила, которой Бог наделил псалмопевца.

Итак, он получил прощение грехов, защиту от страшных недугов, охрану во времена опасности, удовлетворение всех нужд и многочисленные обещания на будущее. Эти благословения всегда имеют те, кто повинуется Богу. Нельзя забывать Его благодеяния.

“Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив” (ст. 6-8).

То, что автор видел в своей собственной жизни, отражало то, что было явлено в истории Божьего народа. Отношение Бога к Израилю характеризовалось милостью, благодатью, долготерпением и заветной любовью. Он всегда относился по правде и справедливости к обиженным.

“Не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам, ибо как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его” (ст. 9-13).

Память о милостивых деяниях Господа в прошлом заставляет сделать вывод, что Он “не до конца гневается, и не вовек негодует”. Он не всегда взыскивает, укоряет и негодует, но сдерживает Свой гнев. Его ярость уступает место прощению.

Бог умеет прощать. Когда люди с верой повинуются Ему, Он не прибегает к наказанию, которого заслуживают их грехи. Как же велика Его любовь!

С чем можно сравнить Его великую благодать и милость? Псалмопевец считает, что Божья любовь не поддается описанию; она больше расстояния между небом и землей. Прощение он описывает как удаление греха на такое расстояние, которое существует между востоком и западом. Божью нежную заботу он сравнивает с любовью отца к своему ребенку. Отец милует своих детей, и от Бога боящимся Его можно ждать такого же сострадания.

“Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер — и нет его, и место его уже не узнает его” (ст. 14-16).

В Своей благодати Бог помнит нашу слабость и бренность. Упоминание происхождения человека — того факта, что он сотворен из праха земного и вылеплен Божьей рукой, — подчеркивает его физическое, конечное существование.

Человек рождается и в свои лучшие годы достигает наивысшей силы. В полном расцвете сил он внушителен, могуч и умен. Он глубоко мыслит и проявляет недюжинные способности; но проходит немного времени, и он сходит со сцены. Он подобен растению, которое вырастает и дает прекрасные цветы, но засыхает на порывистом ветру, не оставляя после себя и следа. Жизнь человека сравнима с жизнью цветка. Самые великие и самые могущественные люди умирают, и вскоре никто о них уже не помнит. Человеческая бренность не исключает Божьей благодати, а даже привлекает ее, потому что Бог всегда тянется к тем, кто в нужде.

Нельзя забывать щедрых Божьих благодеяний по отношению к человеку, нельзя забывать Его благодати и милости. Мы должны выказывать Ему нашу признательность в благодарной жизни, в духе благодарения и нежном и постоянном воспоминании о том, что Он для нас сделал. Как ужасно было бы получить превосходные Божьи благословения, насытиться ими, а потом забыть их Источник!

III. ИСПОЛНЯЯ ЕГО ЗАПОВЕДИ (ст. 17-22)

На Божью благость мы должны также отвечать исполнением Его заповедей. Истинная любовь к Богу и благодарность проявляются в почитании и повиновении.

“Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их” (ст. 17, 18).

Заметьте, как идея необходимости исполнения Божьего завета повторяется в разных формах в стихах 18, 19 и 20. Божью благодать обретают те, кто благочестиво чтит Его, кто соблюдает условия Его завета и кто повинуется Его заповедям.

Человечество непрестанно благословляется по удивительной милости Господней. Люди умирают, но милость и праведность Яхве, окружающая нас добрыми дарами Его любви, вечна. Милость Божья поддерживает нас и наших детей. Слабый человек может вверить свое будущее заботам своего милостивого и всесильного Бога.

Человеческой слабости противопоставляется Божья милость. Его заветная любовь вечна для тех, кто служит Ему с благоговением. Божья благодать — это скала, на которой бренное человечество может найти стабильность и безопасность в будущем. Его праведная помощь распространяется на каждое поколение, которое хранит Его завет и исполняет Его заповеди.

“Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!” (ст. 19-22).

С радостью и благодарностью в сердце псалмопевец призывает весь мир присоединиться к нему в восхвалении Господа. Его просьба уместна, потому что Бог правит землей, и Его милость проникает в каждый ее уголок.

Его могущественные ангелы, Его небесные вестники и слуги, приглашаются присоединиться к хору, благословляющему Господа. Одно только размышление над Его делами уже должно заставить нас разразиться похвалой Ему. То же самое можно сказать и об ангелах. Эти небесные существа неустанно исполняют Его распоряжения и живут в Его сияющей славе. Зная о Его благодати человеку и Его праведных делах, они всегда готовы восхвалять Его.

Начав с собственного сердца, автор переходит к народу и завершает просьбой к ангелам вместе с ним восславить Бога. Так как поклонение Богу — вопрос личный, то он начинает с себя и завершает собой, ибо суть поклонения в том, что вы в него вкладываете. Поэтому автор завершает псалом тем же призывом, с которого начал — призывом к своей собственной душе восславить Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тот, кто не видит Божьей благости в своей жизни, просто невнимателен. Он подобен человеку, который не видит и не чувствует, что идет под проливным дождем. Всякий, кто задумывается о жизни, должен признать, что Бог чрезвычайно добр к нему.

Псалом 102 говорит об основных способах выражения благодарности Богу за все, что Он делает для нас. Мы должным образом благодарим Его лишь тогда, когда прославляем Его, помним Его милости и в ответ живем благодарной жизнью, соблюдая Его заповеди в смиренном, праведном почитании. Щедрость Божьей благодати должна породить благодарные, восхваляющие сердца.

Всякое добропорядочное, честное сердце знает, что неблагодарный человек ничуть не лучше грубого животного. Когда мы искренне помогаем человеку, а он ни разу даже не отметит, что получил помощь, нас это огорчает. Либо тот, кому мы помогали, не увидел нашей доброты, либо увидел, но не пожелал выразить благодарность за нее. А что видит Бог, когда смотрит на нас? Признательны ли мы Ему за Его благодать, что выражаем в радостном восхвалении Его, или мы подобны жадным детям, которые хватают Его благословения и отворачиваются, даже не поблагодарив за них?

Когда мы выражаем благодарность Богу, мы радуем Его. Кроме того, наша признательность учит нас ценить доброту, что является важным свойством праведной жизни. Благодарность должна выражаться в благодарной жизни.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)