Найти тему

В Самару! "Культурно-жилищный комбинат Самарской городской железной дороги" как образец трех сменявших друг друга архитектурных стилей

Как известно, 10 июня 1895-го года в Самаре открылось движение конно-железной дороги – предшественницы нынешних трамваев. Спустя 13 лет – 30 сентября 1908-го – городская Дума сформировала комиссию по устройству в городе трамвая электрического.

Городское трамвайное депо на ул. Полевой открылось 25 февраля 1915-го года
Городское трамвайное депо на ул. Полевой открылось 25 февраля 1915-го года

Во исполнение намерений объявили конкурс немалым премиальным фондом – 10 тысяч рублей - на лучший проект постройки и последующей эксплуатации электрического рельсового транспорта.

"Отец самарского трамвая"
"Отец самарского трамвая"

Участники, во избежание предвзятости, выступали под девизами, и победителем экспертная комиссия признала проект, названный «лучше поздно, чем никогда», принадлежавший столичному инженеру Павлу Антоновичу Суткевичу. Его предложение подкупало как детальной разработкой хозяйственного плана строительства и дальнейшей эксплуатации , так и идеей муниципальной собственности, позволявшей использовать выручку в качестве доходной статьи городского бюджета.

Тот самый проект, ныне хранящийся в Самарском архиве
Тот самый проект, ныне хранящийся в Самарском архиве

Дальнейшие события развивались достаточно быстро – 21 октября 1912-го П.А. Суткевич приступил к исполнению обязанностей заведующего постройкой городского трамвая, 21 мая 1913-го депутат Государственной Думы от Самарской губернии И.С. Клюжев (кстати, брат княгини А.С. Хованской) уведомил городскую Управу, что «технический проект трамвая с небольшими изменениями утвержден», и в тот же день на углу улиц Заводской (Венцека) и Саратовской (Фрунзе) состоялась закладка трамвайных путей.

Прокладка трамвайной линии. Ул. Саратовская (Фрунзе)
Прокладка трамвайной линии. Ул. Саратовская (Фрунзе)

24 ноября в Самару из Коломны доставили пробный вагон электрического трамвая, и спустя два дня состоялась пробная поездка по городу. Первый вагон вывел из строящегося депо сам Павел Суткевич. Трамвай проследовал вниз по Полевой, дошел до Алексеевской площади и по той же линии вернулся обратно, развивая скорость до 22 км/ч. Восторгу горожан не было предела, а выручка за первый день работы составила 297,6 рублей при стоимости билета три копейки.

-5

Кстати, первый же год работы трамвая принес городу свыше 150 тысяч рублей дохода вместо планируемых 90 тысяч. Официальное открытие трамвайного движения состоялось 25 февраля 1915-го года, одновременно с открытием городского трамвайного депо на тогдашней окраине – улице Полевой.

Первоначальный ансамбль "культурно-жилищного комбината" задумывался Петром Щербачевым в стиле конструктивизма
Первоначальный ансамбль "культурно-жилищного комбината" задумывался Петром Щербачевым в стиле конструктивизма

К хорошему, как известно, привыкают быстро, и трамвай вскоре стал неотъемлемой частью городской жизни. Трамвайное сообщение действовало бесперебойно и прерывалось лишь во время Гражданской войны в условиях острой нехватки электроэнергии. После преодоления черной полосы войн, голода и разрухи самым насущным вопросом страны стал вопрос жилищный. Согласно идее начала 1930-х, обеспечение жильем сотрудников городских предприятий возлагалось на сами предприятия, и Самарской городской железной дороге (именно так именовалось нынешнее ТТУ) в 1932-м году выделили под застройку участок в границах нынешних улиц Полевой, Мичурина, Владимирской и Больничной).

Фасад со стороны ул. Мичурина
Фасад со стороны ул. Мичурина

Название будущего ведомственного комплекса звучало как «Культурно-жилищный комбинат Самарской городской железной дороги». Разработанный Петром Щербачевым проект включал, помимо жилых корпусов, театр-клуб, столовую, школу и детский сад. По первоначальным чертежам можно оценить смелость и острое композиционное решение ансамбля в лучших конструктивистских традициях. Этажность зданий варьировалась от одного до четырех, в оформлении фасадов использовалось ленточное остекление, окна разной формы – прямоугольные, квадратные и круглые, навесы и балконы.

В итоге фасад по ул. Мичурина получил постконструктивистский облик
В итоге фасад по ул. Мичурина получил постконструктивистский облик

Ввиду проблем с финансированием исходный проект реализовали частично. Клубный блок, обращенный на ул. Больничную, после дальнейшей застройки оказался обращен внутрь квартала, а часть комплекса, выходившую на Полевую, так и не построили. Сначала возвели Г-образную 5-секционную жилую зону, в квартиры в 1938-м вселились 319 жильцов. Позже - уже при строительстве второй очереди, введенной в строй в 1940-м – надстроили четвертый этаж с арочными окнами и заполнили пустоты в выступающих объемах угловой части.

Угловое здание на перекрестке Полевой и Мичурина
Угловое здание на перекрестке Полевой и Мичурина

Третья очередь, связанная с именами зодчих А.Л. Каневского и В.Н. Бузина, решала задачи строительства углового здания и оформления ансамбля со стороны ул. Полевой – уже в стилистических рамках постконструктивизма. Архитекторы эффектно акцентировали угол 5-этажным объемом, завершенным ярусом арочных окон, подхвативших тему существующего жилого дома и соединив его с новым 4-этажным. Достраиваемые части придерживались существующих горизонтальных членений, что придавало ансамблю целостность.

Изначальные горизонтальные членения, принятые как отправные и в позднейших частях, служат объединяющим моментом ансамбля
Изначальные горизонтальные членения, принятые как отправные и в позднейших частях, служат объединяющим моментом ансамбля

Дальнейшее строительство прервала Великая Отечественная. Окончательно «трамвайно-троллейбусный квартал» сформировался со стороны ул. Полевой только в 1950-е, и четвертая очередь строительства велась уже в стилистике пролетарского неоклассицизма .

-11

Слегка утопленная внутрь центральная часть протяженного здания венчается полукруглой аттиковой стенка с арочным окном и фланкируется угловыми лоджиями с квадратными трехэтажными колоннами, завершенными необычными капиталями.

Часть здания с полукруглыми балконами, лоджиями с балюстрадой колоннами с креативными капителями была достроена в 1953-м
Часть здания с полукруглыми балконами, лоджиями с балюстрадой колоннами с креативными капителями была достроена в 1953-м

Ограждение лоджий выполнены в виде балюстрады, вывешенные в уровне верхних этажей полукруглые в плане балконы украшены ажурными коваными ограждениями.

-13

Часть фасада декорирована лепными розетками под волнистой линией междуэтажного карниза, над проездной аркой расположен веерный замковый камень с лепным картушем.

Стены первого этажа покрыты традиционным для классических стилей рустом
Стены первого этажа покрыты традиционным для классических стилей рустом

Сегодня дом-квартал на Верхне-Полевой так же служит свою службу. Продолжает работу детский сад, открытый в 1938-м. Первый этаж занимают многочисленные кафе и магазины.

-15

Статуса памятника уникальный комплекс - редкий пример гармоничного сочетания сразу нескольких архитектурных стилей – почему-то не имеет.

-16

·Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете.